Мы уже давно привыкли, что Одесса опутана трамвайными и тролейбусными линиями. Сложно себе представить одесские улицы без автобусов. Когда же на улицах города появились первые четырех колесные экипажи на машинной тяге? Ещё до привычных автобусов в Одессе была конка (вагон с пассажирами тянули по рельсам несколько коней — авт.) и омнибус (многоместная повозка, которая связывала город с теми пригородами, куда не ходил трамвай).
Первые автобусы, какими они были?
20 апреля Одесса празднует появление первого маршрута регулярного автобусного сообщения. Именно в этот день в 1926 году на маршрут вышли первые автобусы, которые серьезно отличались от тех, которые мы привыкли видеть на улицах.
В далеком 1925 году одесская газета «Известия» писала: «на одесском трамвае курсирует 120 вагонов, перевозящих 90 тысяч пассажиров в день. Первые три автобуса ожидаются из-за границы в начале будущего года».
Вскоре морским путем в город прибыли первые машинные комплекты, которые собирали на одесских предприятиях.
«Из главных мастерских трамвая прибыли рабочие. Началась сборка. Первый собран. Ещё два осталось…», — писал журналист иллюстрированного приложения «Шквал».
Какими были первые автобусы в Одессе? О том, какая это была марка сказать чрезвычайно сложно. Многие исследователи приводят самые различные названия: британские Leyland, итальянские SPA, германские Büssing, Mannesman-Mulag, VOMAG. В скором будущем начали производить уже свои автобусы. Точнее брали иностранное шасси и мотор и на месте делали кузов. Это выходило значительно дешевле, чем заказывать полноценный автобус.
Маршруты и цены
Первый автобус шел по маршруту «железнодорожный вокзал — ул. Пушкинская — Приморский бульвар (тогда он назывался бульваром Фельдмана — авт.)». Чуть позже открыли второй маршрут, который проходил по Садовой, Преображенской и Дерибасовской улицам. В том же году появился летний «пляжный» рейс на Австрийский пляж от Тираспольской площади.
«В сопровождении толпы мальчишек вышел из порта и в первый раз по улицам Одессы пошел автобус. Остановился у окрисполкома (здание старой биржи, сейчас Одесский городской совет — авт.)… В толпе мальчишки бились об заклад, кто первым [проедет] в автобусе зайцем», — читаем в заметке, приуроченной к выходу первого автобуса на маршрут.
В конце 1920-х гг. появилось регулярное автобусное сообщение между центром города и Куяльником, который в те годы был крупным рекреационным центром не только Одессы, но всего Союза.
Билеты поначалу стоили 15 копеек, до пляжа — 20 копеек, а на Куяльник — 25 копеек.
В одном из путеводителей по Одессе 1920-х гг. можно найти информацию, что автобусы работали и как транспорт для развоза посетителей театров.
«Вечером, по окончании спектаклей в театрах, автобусы развозят публику по окраинам: [улица] Пироговская, Большой Вокзал, Скотобойни», — читаем в издании «Вся Одесса» (1926).
В издании 1929 года можно увидеть только два постоянных маршрута одесского автобуса. Первый маршрут проходил от Тираспольской площади по улице 10-летия Красной армии (ул. Преображенская), Лассаля (ул. Дерибасовская), Маркса (ул. Екатерининская), бульвару Фельдмана (Приморский бульвар), Пушкинской и до железнодорожного вокзала. Второй маршрут также начинался на Тираспольской площади, но потом спускался по Гаванной и шел до Австрийского пляжа.
Група депутатів Європейського парламенту закликала великий бізнес та відомі бренди відмовитися від розміщення реклами у прокремлівських засобах масової інформації, які поширюють дезінформацію та пропаганду. Читати далі
Пріоритетом державної політики забезпечення Збройних сил має бути максимальне завантаження українського бізнесу військовим замовленням. Це дозволить розвивати економіку та знизити залежність від наших партнерів. Про це в інтерв’ю заявив підприємець, експерт по енергетиці Олександр Кацуба. Читати далі