Руководство государственного предприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП РМТП) приняло «Программу стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса на 2018».

Документ оказался в распоряжении автора этих строк, и, судя по основным показателям финансово-хозяйственной деятельности предприятия, нынешнее экономическое положение порта намного хуже, чем представлялось ранее. Можно утверждать, что по факту ГП РМТП – банкрот.

Как сказано в программе, начиная с 2015 года Ренийский порт (без учёта субъектов специальной экономической зоны «Рени») перегружает в среднем около 200 тысяч тонн грузов ежегодно, или 17 тыс. тонн в месяц. Такая же тенденция сохранилась и в первом полугодии 2018 года – за этот период ГП переработало лишь 94 тыс. тонн.

Столь низкие объёмы грузоперевалки приводят к тому, что предприятие четвёртый год подряд работает с убытком. Динамика убыточности выглядит следующим образом: 2015 год – более 6,8 млн грн, 2016 год – 15,3 млн грн, 2017 год – свыше 11,3 млн грн, первое полугодие 2018 года – более 13,7 млн грн. Прогнозируется, что в целом по итогам текущего года убыток порта может стать катастрофическим – около 30 млн грн.

Ещё более убийственно выглядят долги ГП РМТП. По состоянию на 1 августа т.г. общая сумма задолженности предприятия по налогам, зарплате, перед поставщиками услуг, по возвратной финансовой помощи и т.д. составляет 54,5 млн грн. Если прибавить сюда штрафные санкции (9 млн грн), то долги порта уже превышают 63 миллиона гривен! Самую большую тревогу вызывает пятимесячная задолженность по зарплате, которая на сегодняшний день достигает 5,5 млн грн (без учёта начислений на зарплату).

Вышеупомянутая программа выхода из кризиса предусматривает осуществление целого ряда мероприятий: увеличение грузооборота порта до 30-50 тыс. тонн в месяц, продажу незадействованных в производстве портальных кранов на сумму 20 млн грн, оформление земельного участка ГП РМТП с получением кадастрового номера, передачу лишней земли и функций управления СЭЗ «Рени» госпредприятию «Администрация морских портов Украины», передачу оставшихся объектов социальной сферы порта в коммунальную собственность города, реорганизацию ГП РМТП и сокращение численности трудового коллектива до 210 человек, передачу судов портофлота в бербоут-чартер (в аренду).

По мнению руководства порта, реализация перечисленных пунктов программы позволит предприятию по итогам второго полугодия 2018 года получить положительный финансовый результат, полностью выплатить зарплату и погасить ряд других долгов.

Необходимо отметить, что появлению этой программы предшествовала инициатива депутата Ренийского райсовета Сергея Арабаджи, который добивается спасения порта Рени с участием заинтересованных государственных органов и ведомств на всех уровнях власти. В частности, С. Арабаджи направил соответствующее депутатское обращение губернатору Одесской области Максиму Степанову, председателю Одесского облсовета Анатолию Урбанскому, народному депутату Украины Александру Урбанскому и в Министерство инфраструктуры Украины.

Кроме того, для контроля над осуществлением вышеупомянутой программы Сергей Георгиевич предложил подписать трёхсторонний протокол о намерениях между Ренийской райгосадминистрацией, руководством ГП РМТП и профсоюзным комитетом порта. По словам С. Арабаджи, такой протокол будет подписан в самое ближайшее время.

Андрей ПОТЫЛИКО

(Подробнее – в следующей публикации)

Економіка