(Окончание)

Очередной иллюстрацией сочетания экологических и социально-экономических проблем в контексте критической ситуации с Придунайскими озёрами стало выступление сельского головы Муравлёвки (Измаильский район) Анастасии Суховой. «Сегодня в Муравлёвке колодцы до уровня 8-12 метров уже осушены. Приходится углубляться до 35-40 метров. Засоленность озера Китай превышает допустимую норму в 6-7 раз, а этой водой поливают огороды. Если раньше муравлёвская картошка считалась самой вкусной в нашем регионе, то сегодня её нельзя есть. Огороды стоят белые, требуют гипсования, но на это у людей нет денег. Теперь стоит вопрос не о рыбе, а о жизни людей», – сказала Анастасия Сухова…

Чем же закончилось межведомственное совещание в селе Приозёрное? А закончилось оно тем, чем и должно было закончиться в рамках бесконечного «жевательного процесса» – общими фразами в духе «обо всём и ни о чём». В частности, как сказано на официальном сайте Килийской райгосадминистрации, первый заместитель председателя Одесского облсовета Вадим Шкаровский «дал руководителям областных служб ряд поручений по систематизации предложений и разработке алгоритма действий с целью решения вышеуказанных проблемных вопросов на озере Китай и других Придунайских водохранилищах». Также участники совещания решили в очередной раз инициировать вопрос о ликвидации режима СТРХ, который, по мнению областных чиновников, противоречит нормам законодательства и не соответствует интересам общин, а именно служит препятствием для наполнения местных бюджетов.

Похоже, что областная власть только тем и занимается, что годами «систематизирует предложения» и «разрабатывает алгоритм действий». Но почему-то в реальной жизни никто до сих пор не видит ни предложений, ни алгоритма…

Всё это переливание из пустого в порожнее имеет долгую предысторию. Напомним лишь некоторые её моменты. В октябре 2017 года, когда уровень воды в Придунайских озёрах упал ниже критической отметки, Одесский облсовет создал рабочую группу для изучения экологического и гидрологического состояния озера Ялпуг и других бессарабских водоёмов. Возглавил рабочую группу председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам экологии, природопользования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий Валентин Волканов. В состав группы вошли руководители департамента экологии и природных ресурсов Одесской облгосадминистрации, областного управления водных ресурсов, Дунайского бассейнового управления водных ресурсов, государственного института «Укрпівдендіпроводгосп» и других ведомств. По информации пресс-службы облсовета, специалисты должны были «изучить состояние гидротехнических сооружений, уровень и качество воды в озёрах, чтобы в дальнейшем найти пути решения экологической проблемы».

Судя по итогам недавнего совещания в Приозёрном, поиск «путей решения экологической проблемы» продолжается по сей день. Причём безрезультатно.

В июле текущего года 23-я сессия Одесского облсовета приняла обращение к министру экологии и природных ресурсов Украины и главе Госслужбы по чрезвычайным ситуациям для принятия безотлагательных мер по недопущению экологической катастрофы на Придунайских озёрах Одесской области. Как сказано в обращении, чрезмерное хозяйственное освоение прибрежных полос водоёмов, нерациональная деятельность в рыбной отрасли, окончание срока эксплуатации гидротехнических сооружений привели к снижению уровня воды в озёрах, повышению в 4-7 раз уровня её минерализации и загрязнению источников питьевой воды. Почти 100 тысяч жителей, проживающих в пределах Ренийского, Болградского, Измаильского и Килийского районов, столкнулись с такими серьёзными проблемами, как ухудшение водоснабжения, критическое состояние качества питьевой воды и угроза распространения эпидемических заболеваний. Кроме того, последствия нарушения водообмена способны уничтожить систему орошения сельскохозяйственных культур и резко снизить их урожайность в южном регионе Одесской области.

В обращении депутаты облсовета просят центральную власть создать временную комиссию по изучению гидрологического режима Придунайских озёр и установлению причин ухудшения водообеспечения четырёх районов Одесчины. По результатам работы данной комиссии необходимо принять срочные меры для предотвращения экологической катастрофы на водоёмах и предоставить рекомендации для дальнейшей эффективной работы.

«Надо осуществить капитальные работы на всей территории озёр. Гидротехнические и ирригационные сооружения, обеспечивающие соединение водохранилищ с Дунаем, находятся на балансе Госагентства водных ресурсов. Выделять средства организации, которая финансируется из госбюджета, мы не можем. Проблема Придунайских озёр является вопросом государственного уровня, поэтому для её решения должны быть привлечены центральные органы власти», – отметил начальник отдела по вопросам природопользования аппарата облсовета Александр Харлашин.

Разумеется, без центральной власти здесь не обойтись. И всё же аргумент о том, что облсовет не имеет права финансировать ремонт гидротехнических сооружений, выглядит по меньшей мере странно. В действительности существуют примеры, когда областная власть пытается участвовать в решении подобных проблем. Вот только результативность такого участия вызывает, мягко говоря, недоумение. Достаточно вспомнить работы по предотвращению затопления острова Репида в Измаильском районе (на этом острове расположены большие площади сельхозугодий и питьевой водозабор города Измаил).

Проблема заключается в том, что дамба на 108-ом километре реки Дунай, защищающая остров Репида, находится в аварийном состоянии. Несколько лет назад специалисты решили построить в этом месте дублирующую дамбу протяжённостью 450 метров. Заказчиком проекта выступил Матросянский сельсовет, заказчиком работ – ГП «Одесская объединённая дирекция строительства водохозяйственных объектов» (ОДСВО).

Работы начались осенью 2018 года. Однако уже к весне 2019 года строительство дамбы оказалось под угрозой срыва из-за отсутствия финансирования.

«В последние годы государством почти не выделяются средства на эксплуатацию и содержание дамб и сооружений на реке Дунай. Поэтому ситуация, которая сложилась на 108-ом километре – не единичная: на Дунае насчитывается 12 участков, опасных с точки зрения пропуска паводковых вод. Но на острове Репида – самая серьёзная ситуация, поскольку недалеко расположен питьевой водозабор Измаила. Если представить, что может произойти в случае прорыва дамбы, то становится тревожно, – заявил директор ОДСВО Георгий Бузиян. – Много было обещаний и заверений со стороны облгосадминистрации и отдельных депутатов о том, что деньги будут. От нас требовали только проект. Мы его предоставили, и всё было готово к тому, чтобы область выделила финансирование. К сожалению, областная администрация убедила Госагентство водных ресурсов в том, что деньги на реализацию проекта у области есть и что она сможет справиться с этим делом самостоятельно. Однако, как оказалось позже, у области этих денег не нашлось. Нам было выделено из госбюджета 5 млн 189 тыс. грн на устранение аварийной ситуации на 108-ом километре. Но в связи с тем, что деньги были получены в октябре прошлого года (2018-го – Ред.), когда в пойме Дуная были очень сложные условия работы, мы не успели их освоить. Осенью мы смогли подготовить основание под дамбу, однако оставшиеся 3 млн 300 тыс. грн пришлось вернуть в бюджет».

При формировании госбюджета 2019 года ОДСВО снова подала заявку на получение финансирования для завершения дамбы на острове Репида. Однако в настоящее время вопрос продолжения работ «повис в воздухе»…

Ладно, допустим, у области действительно не нашлось средств на реализацию данного проекта. Но ведь есть масса других направлений работы, где областная власть могла бы обойтись собственными силами и ресурсами (проблема с рыбозаградителем на канале Кофа, о которой говорилось в первой части публикации, – один из возможных примеров).

Вернёмся к теме неэффективности рыбного хозяйства, о чём было сказано в вышеупомянутом обращении облсовета. Возникает вопрос: что мешает областным органам власти и контролирующим службам проанализировать проблемы местной рыбной отрасли и их взаимосвязь с экологическим состоянием Придунайских озёр? Что мешает сделать соответствующие выводы и принять на их основе необходимые меры?

Как уже было упомянуто выше, среди итогов совещания в Приозёрном была инициатива о снятии режима СТРХ на водоёмах Одесской области. Хочется спросить: а что, областная власть только сейчас прозрела по поводу сомнительной практики СТРХ? Раньше никто ничего не замечал? Ведь этой проблеме – сто лет в обед, как говорится. Почему же она до сих пор не решается? Тем более что вопросы к СТРХ уже давно накопились не только в регионах, но и на уровне Киева.

Ещё в 2015 году Госрыбагентство предложило внести изменения в условия режима СТРХ, который, по мнению ведомства, не отвечает экономическим интересам государства. Соответственно, чтобы исправить ситуацию, необходимо изменить некоторые нормы Закона «О рыбном хозяйстве, промышленном рыболовстве и охране водных биоресурсов».

Как отметило руководство Госрыбагентства, в современном виде режим СТРХ является непрозрачной схемой в интересах рыбного бизнеса, тогда как интересы местных бюджетов страдают – предприниматели ничего не платят за аренду водоёмов. Кроме того, режим СТРХ зачастую противоречит природоохранным функциям: некоторые предприниматели фактически не проводят зарыбление водоёмов либо проводят его с нарушением норм. В то же время вылавливаются аборигенные виды рыб, то есть происходит незаконная эксплуатация природных ресурсов.

Знают ли об этом областные органы власти и региональные контролирующие службы? Конечно же, знают! Напомню, что в 2017 году автор этих строк опубликовал целый ряд публикаций о положении дел в рыбной отрасли Придунайского края (см. “Блеск и нищета живого серебра Придунавья“; “Они думали: концы – в воду. А концы – из воды…”; “Поверхностные тайны озёрных глубин, или Совсем СТР(а)Х потеряли“). Основанием для этих статей стала поистине сенсационная аналитическая записка, направленная в Ренийский райсовет, Одесский облсовет и облгосадминистрацию. Автор документа – председатель правления Федерации работодателей и предпринимателей рыбохозяйственной отрасли Украины Василий Коротецкий – перечислил целый ряд острейших современных проблем рыбного хозяйства Бессарабии.

Василий Павлович убеждён, что бизнес, эксплуатирующий биоресурсы Придунайских озёр, работает неэффективно, скрывает от налогообложения истинные объёмы добычи рыбы, не соблюдает официально установленные нормы рыбопродуктивности, фальсифицирует масштабы зарыбления водоёмов и создаёт коррупционные схемы. В частности, В. Коротецкий приводит убедительные доказательства того, что, например, озеро Кагул фактически не зарыбляется толстолобиком, как того требует режим СТРХ. Таким образом, отчёты о зарыблении водоёма этим видом рыбы представляют собой фальсификацию.

Вместе с тем В. Коротецкий не только выступил с критикой своих коллег по отрасли, но и предложил областным органам власти перечень мероприятий, которые, по его мнению, позволят навести порядок в рыбном хозяйстве Придунавья.

Как же отреагировали облсовет, облгосадминистрация и «водно-рыбные» ведомства на аналитическую записку опытного специалиста? Судя по всему – никак. Лишь сейчас чиновники облсовета предложили провести контрольный вылов в озере Китай, чтобы выяснить реальное количество и видовой состав рыбы в водоёме.

А как быть с другими озёрами? Разве там не надо разбираться с видовым составом рыбы, реальными объёмами зарыбления и добычи, уплатой налогов среди участников СТРХ и другими назревшими (вернее, перезревшими) проблемами? Или для этого тоже нужна инициатива столичных начальников?

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО: Строительство дамбы на острове Репида, 2018 год.
Фото: “Думская”