В настоящее время в акватории молдавского порта Джурджулешты (72-я миля реки Дунай) с целью строительства нового грузового причала проводятся дноуглубительные работы. Об этом в социальной сети Facebook сообщил городской голова Рени Игорь Плехов.

Как свидетельствуют наблюдения очевидцев, в ходе работ грунт сбрасывается в Дунай, в том числе на украинскую территорию реки.

По мнению специалистов, дноуглубительные работы на данном участке Дуная могут привести к отрицательным последствиям для соседнего украинского порта Рени, а именно: ухудшить экологическую ситуацию, изменить рельеф дна (включая фарватер), уменьшить глубины и габариты судового хода и глубины у причалов. Перечисленные факторы способны вызвать падение грузооборота Ренийского порта, и в первую очередь – снижение переработки транзитных зерновых грузов, которые являются сегодня основным грузопотоком для предприятия.

https://www.facebook.com/100010281618357/videos/977845219234856/

 

Согласно международной Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (подписана в 1991 году в Эспоо, Финляндия), стороны, осуществляющие какую-либо хозяйственную деятельность в приграничных районах, обязаны оповещать друг друга о возможных последствиях такой деятельности. Однако, учитывая вышеизложенные факты, есть основания утверждать, что инициативы Молдовы в порту Джурджулешты нарушают нормы конвенции.

Кроме того, дноуглубительные работы в этом порту противоречат Протоколу заседания молдавско-украинской рабочей группы по вопросам транспорта (28-29 июля 2016 года, Кишинёв). В частности, в ходе заседания стороны обсудили сотрудничество в сфере внутреннего водного транспорта, что зафиксировано в пункте 4 упомянутого протокола.

«Украинская сторона обратила внимание молдавской стороны на то, что за последний период при проведении дноуглубительных работ в порту Джурджулешты зафиксированы факты сброса грунта с судов на приграничных участках Украины и Республики Молдова. Указанный факт является несоответствием требованиям статьи 3 Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также может негативно сказаться на обеспечении надлежащего уровня навигационной обстановки, окружающей среде и может привести к негативным экономическим последствиям. С целью недопущения действий, которые могут негативно сказаться на поддержании уровня безопасных глубин судоходной части реки Дунай, стороны согласились усилить контроль за судами, которые задействованы в процессе дноуглубительных работ в порту Джурджулешты», – сказано в протоколе.

С момента подписания этого документа прошло три года, но, как видим, Молдова продолжает нарушать достигнутые договорённости. В то же время правительственные структуры Украины не реагируют должным образом на выявленные нарушения.

О том, что украинская сторона прекрасно знает о дноуглубительных работах в Джурджулештах, свидетельствует, в частности, недавнее интервью газете «Ренийский вестник» начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Юрия Кононенко. «…На сегодняшний день наши соседи с молдавской стороны проводят дноуглубительные работы в порту Джурджулешты и строят новый причал», – сказал Юрий Владимирович.

Напомним, что единственный молдавский морской порт Джурджулешты по итогам 2018 года переработал более 1 миллиона тонн грузов, что на 12,6% больше, чем в 2017 году. За минувший год порт принял 589 судов: эта цифра более чем на 50% превышает аналогичный показатель предшествующего года.

Перешагнув уровень грузоперевалки в объёме 1 миллион тонн в год, молдавский порт установил рекорд грузооборота за все годы своего существования. Тем самым по объёму переработки грузов Джурджулешты почти догнали значительно более мощный порт Рени, чей годовой грузооборот (вместе с субъектами специальной экономической зоны «Рени») составляет сегодня около 1,3 млн тонн.

Сейчас госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» выживает только за счёт зерновых грузов из Молдовы. Но и они идут в Рени лишь потому, что порт Джурджулешты не справляется с этим грузопотоком в полной мере. Если же молдавский дунайский порт увеличит свои мощности (а для этого, собственно, и производятся дноуглубительные работы), то Ренийский порт может вообще остаться без работы. Кстати, в последние годы Джурджулешты увеличивают не только свои мощности, но и свою площадь: ещё в 2015 году руководство порта сообщило о намерении расширить территорию предприятия на 65 гектаров (на тот момент площадь порта Джурджулешты вместе со свободной экономической зоной достигала 120 гектаров; это больше, чем территория Ренийского порта, совпадающая с границами СЭЗ «Рени» – Прим. авт.).
Более подробно о джурджулештском вопросе читайте здесь

Андрей ПОТЫЛИКО

НА ФОТО:
1. Участок Дуная, на котором Молдова производит дноуглубительные работы (Главное)

2. Вид на порт Рени с той точки, недалеко от которой ведётся дноуглубление

3. Вид на причальную линию порта Джурджулешты с ренийского участка берега Дуная

4. Копия Протокола заседания молдавско-украинской рабочей группы по вопросам транспорта от 2016 года

Фото автора