Танк появился во время Первой мировой войны и в короткое время превратился в обособленный род войск, с успехом применялся в локальных конфликтах. Вторая мировая война поистине стала «войной моторов». Роль танков в ней трудно переоценить, поэтому темой данной статьи станет тоже танк – одесский танк «НИ». Следует сразу оговориться, что под аббревиатурой «НИ» будут скрываться разнообразные бронированные гусеничные машин выпущенные за время обороны Одессы 1941 года.

6. НИ на 411-й батарее.

Танк “На испуг” в Одессе  на 411-й батарее

Идея танка-трактора

В ситуации, когда Приморская армия осталась практически без боеспособных танков и бронемашин, а потребность в них, как маневренных огневых точках всё более и более возрастала в связи с большими потерями во всех секторах обороны, возникла идея создать импровизированные танки. В брошюре посвящённой городам-героям, выпущенной в 1942 году, давалась следующая характеристика зачинателям идеи строительства танков: «когда у военного моряка инженера т.[оварища] Когана возникла мысль строить здесь же в Одессе танки, на него иные смотрели как на фантазёра». Тем не менее, танки были построены и приняли активное участие в боях.

Уже менее чем через месяц после начала войны, 20 июля 1941 года вышло постановление Государственного Комитета Обороны №019 «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». В соответствии с этим постановлением серийное производство бронетракторов должны были развернуть два завода: Харьковский тракторный (ХТЗ) и Сталинградский тракторный (СТЗ). Предполагалось вооружить трактора 45 мм танковыми пушками и использовать в качестве самоходных орудий. Проект бронирования тракторов и всю документацию, необходимую для серийного производства поручили разработать конструкторскому бюро танкового отдела НАТИ.

1. Схема танка НИ

Схема танка «НИ»

В конце августа на заводе им. Январского восстания приступают к проектировке и производству «одесских танков», получивших название «НИ». Впрочем, участники боёв за Одессу предпочитают название расшифровывать как «На истребление». Авторами проекта танка «НИ» выступили: военный инженер А.И. Обедников, а также уже упомянутый выше, инженер по артиллерийским приборам, капитан У.Г. Коган; общее руководство осуществлял главный инженер завода им. Январского восстания П.К. Романов.

Работникам завода пришлось решить немало задач прежде, чем первый грохочущий «НИ» вышел за пределы цеха. Не было шаровых опор для поворотных башен, недоставало оружия, которым планировалось вооружить бронетрактора, не хватало броневых листов. После некоторого раздумья в качестве броневых листов решили использовать листы корабельной стали. Броня «танков» была слоёной: два слоя 8-10 мм стали, между ними 10 мм слой резины или 20 мм досок. Такая броня от прямого попадания снаряда, конечно, не защищала, но от осколков и стрелкового оружия могла спасти. В качестве вооружения использовались башни от лёгких танков Т-26, которые не подлежали восстановлению. Вооружались «НИ» преимущественно 37 мм пушками и пулемётами. Но по имеющимся фотографиям и кадрам кинохроники одесские бронетрактора вооружены только двумя пулемётами: один в башне, один в корпусе. Г. Пенежко в мемуарах пишет, что у некоторых «НИ» было четыре пулемёта. Полковник А. Борисов в «Кратком оперативно-тактическом очерке» обороны Одессы говорит об «НИ» с двумя-тремя пулемётами. Инженер У. Коган вспоминает, что «в башню одной из машин установили даже горную 37-миллиметровую пушку».

Правда должна быть где-то посередине, «одесские танки» были различны и по вооружению, так и по базе, на которой сооружались. Кроме того вовсе не один завод им. Январского восстания производил «НИ».

Директор судоремонтного завода №1 Г. Круглый вспоминает, что его «завод выпускал и самоходные танки – «НИ». Кроме того среди предприятий участвовавших в сборке и дооборудовании «одесских танков» фигурируют Канатный завод и завод им. Ленина. В документе, озаглавленном «Выпуск продукции по заводу «Красная гвардия» в период обороны в 1941 году» среди перечисленных пунктов выполненных работ на первом месте стоит: «Переделка тракторов-тягачей С.Т.З. НАТИ в танки «НИ» (на испуг), обшивка бронью, устройство поворотной башни для пушки и пулемётных гнёзд». Более того указываются сроки освоения заказа – 3 дня (с 25 по 28 августа) и количество изготовленных «НИ» – 10 единиц.

Из воспоминаний о работе «Оборонного завода №3» мы узнаём, что в период обороны города непосредственно в цехах завода производился ремонт танков большого габарита, а более мелкий ремонт осуществлялся бригадами рабочих этого предприятия. В производство импровизированных танков включились и рабочие завода им. А. Марти. Как следует из справки «О работе коллектива з-да им. А. Марти в период обороны г. Одессы в 1941 году» на мощностях этого предприятия было переоборудовано 28 тягачей «на танки с поворотными башнями».

Таким образом, многочисленные гусеничные бронированные машины производились на различных заводах города Одессы в довольно большом количестве. Базой для подобных экспериментов чаще всего были военные тягачи и трактора. Различным было и вооружение подобных машин. Чаще всего оно состояло из одного или нескольких пулемётов.

 

Участие «НИ» в боях за Одессу

Созданные в максимально краткие сроки, и фактически, из подручных материалов, «одесские танки» были весьма ненадёжными. Описывая одну из контратак, подполковник Н.В. Краснопольский, подчёркивает, что для поддержки контратаки было брошено пять подобных машин, из них «3 вообще не вышли на передний край потому, что сели моторы, а 2 пришлось тащить обратно руками».

О применении восстановленных танков существует довольно скупая информация, которая основывается на всё тех же, преимущественно мемуарных источниках. Известно, что танки помогали стабилизировать положение на участках фронта, где противник угрожал прорывом (например, под Мигаево, 6 августа), часто танки использовались в локальных контрнаступлениях и контратаках (11 августа под Карпово, 22 сентября в полосе наступления 716-го стрелкового полка 157-й стрелковой дивизии, в ходе Григорьевской наступательной операции в Восточном секторе обороны). Одесские «НИ» участвовали в наступлении под Дальником, 2 октября, где произвели шокирующее впечатление на румынских солдат.

2. НИ - стоп-кадр Союзкиножурнал № 103, 2 ноября 1941 год

“НИ” – стоп-кадр Союзкиножурнал № 103, 2 ноября 1941 г.

Существует определённый стереотип об эффективности танков «НИ», которые обращают в бегство румынское воинство. Однако если присмотреться к тем скупым кадрам хроники, сопоставить их с тактико-техническими характеристиками «НИ», то становится ясно, что применение бронетрактора возможно, лишь в порядках пехоты (из-за низкой скорости и отчасти управляемости и проходимости), в условиях отсутствия или подавленности противотанковой артиллерии противника. В противном случае высокий, тихоходный «НИ» стал бы отличной мишенью для противника.

3. Брошенная при эвакуации советская бронетехника, Одесса, октябрь 1941 г.

Брошенная при эвакуации советская бронетехника на Польском спуске, октябрь 1941 г., справа танк «НИ»

К 3 сентября 1941 г. количество отремонтированных танков позволило командованию Приморской армии сформировать танковый батальон, который возглавил старший лейтенант Н.Юдин. Как вспоминал Г. Пенежко «машинами батальон ещё не полностью укомплектован. Из восстановленных на заводе БТ-7 на ходу десять танков. Они сведены в одну роту. Остальные роты укомплектованы модернизированными БТ-5 и тракторными танками «январец»». Всего же отдельный батальон состоял из трёх рот, под командованием младшего политрука Дарносюка – 1 рота, младшего политрука Кривули – 2 рота, старшего лейтенанта Кирика – 3 рота. Кроме того в состав батальона входили авторемонтная рота (младший политрук Ящук).

С честью выполнили свой долг

Свою роль в период обороны Одессы танки «НИ» выполнили. В условиях недостатка бронированных машин восполняли отсутствие настоящих танков в частях Приморской армии. Однако решающего вклада в оборону города, конечно же, не внесли. В ходе эвакуации, часть танков «НИ» была уничтожена, часть осталась разоружёнными в Одессе. Есть данные, что они находились возле некоторых баррикад, как неподвижная защищённая огневая точка. Румыны, после занятия города захватили ряд «НИ». Существует мнение, что в связи с хроническим недостатком тракторов в румынской армии их восстанавливали как обычный трактор/тягач, без брони и вооружения. Правда есть фотография, на которой румынский военнослужащий осматривает «НИ» в не взорванном виде, так что вполне возможно, что некоторые экземпляры были отданы в войска в качестве учебных танков.

4. Румынский военнослужащий осматривает захваченный бронетрактор НИ, Одесса, 1941 г.

Румынский военнослужащий осматривает захваченный «НИ», Одесса, 1941 г.

В настоящее время существует два монумента танку «НИ». Один расположен на мемориале «411-й батареи», подобный экземпляр присутствует и в сквере, на пересечении Разумовской и Мясоедовской улиц. Это, конечно не оригинальные танки «На испуг», а послевоенные реплики, сделанные по чертежам военного времени.

5. НИ в Срединском сквере

“НИ” в Серединском сквере

 

Станислав Кинка

 

Економіка