Ренийский городской голова Сергей Колевич провёл традиционную встречу с прессой и лидерами местных организаций политических партий. Мэр высказал собственное мнение по наиболее актуальным общественно-политическим и экономическим вопросам как в масштабе города, так и в масштабе страны.
«Нынешняя деятельность казначейства – это пиратство»
– Меня сейчас часто спрашивают: Партия регионов уже не у власти, и что поменялось? Для города Рени – ничего, — сказал мэр. – В прошлом году девять месяцев Госказначейство не пропускало платежи, в этом году – ни одного платежа. Два месяца назад мы «отметили» годовщину нахождения в казначействе платёжек на закупку лопат для расчистки снега! Как город содержится, как выживает? Кого это волнует? Работу невозможно планировать. Изготовили для города новые мусорные контейнеры (старые проржавели), но больше года в казначействе не проходят платёжки. Если изначально город должен был заплатить заводу-изготовителю за контейнеры по 780 гривен, то сейчас они на складе – уже по 1200 гривен.
Нынешнюю деятельность казначейства С. Колевич сравнил с пиратством.
«Всё, что не «горит», придётся отложить»
По словам Сергея Степановича, в связи с кризисной ситуацией в стране все вопросы, которые не «горят», временно снимаются с повестки дня. Город будет решать исключительно проблемы жизнедеятельности: водоснабжение, канализация, свалка, кладбище… Капитального строительства и капремонта практически не будет. Кроме того, придётся приостановить действие 10-12 местных программ и сократить аппарат горисполкома. Все сэкономленные средства пойдут на содержание городских детских садов.
– Скоро будут повышены тарифы на газ, свет, топливо, поэтому нужно изыскать в бюджете деньги, чтобы поддержать садики, — отметил мэр. – Вопросы строительства объездной дороги вокруг Рени, переноса водонасосной станции второго подъёма и расчистки балки Баланешты пока «замораживаются». Равно как и вопросы привлечения инвестиций. Перспектив нет, и до 25 мая даже разговаривать нечего. Сейчас всех интересуют исключительно две темы: выборы Президента и необходимость закрыть «дыры» в Пенсионном фонде.
«Если исчезнут райгосадминистрации, никто не заметит»
С. Колевич одобряет намерения действующего правительства провести административно-территориальную реформу и реформу местного самоуправления с передачей на региональный и муниципальный уровень широких полномочий.
– Местного самоуправления в Украине фактически нет, полномочия у нас отобрали полностью, — заявил городской голова. – Именно чрезмерная централизация власти завела в тупик всю страну. Когда вопросы ремонта фасадов, туалетов и канализации решаются в Киеве, на уровне Кабмина, — это абсолютная глупость.
Сергей Степанович убеждён, что система власти требует серьезного переформатирования: «Никто до сих пор толком не понимает, зачем нужны райгосадминистрации. Если они исчезнут, никто даже не заметит». Районный совет мэр назвал «пятым колесом в телеге» и добавил, что «он нужен на полчаса раз в году – когда принимает бюджет».
Также градоначальник не понимает, зачем «кормить» отдел градостроительства, архитектуры, ЖКХ и развития инфраструктуры райгосадминистрации, когда вся документация рассматривается на уровне областных и государственных служб и ведомств? Для чего десять лет финансируется районный Фонд поддержки предпринимательства, если предпринимателям надо просто не мешать? По мнению С. Колевича, нет надобности и в таком структурном подразделении РГА, как райотдел образования: «Для координации работы школ можно собрать, например, совет директоров. Зачем содержать целый штат для каких-то там методических рекомендаций, если самое передовое есть в Интернете?»
Как считает городской голова, необходимо менять и принципы организации системы здравоохранения, критерии и оценки его эффективности: «Новая поликлиника строится в Рени более 20 лет. У меня простой вопрос: кому сейчас нужны четыре этажа и пятьдесят кабинетов? А вот пять-шесть кабинетов с современным диагностическим оборудованием, чтобы на ранней стадии выявлять болезни и лечить их, — вот это действительно нужно. Было бы разумно и целесообразно сделать перепланировку недостроенного здания поликлиники, чтобы на 2-4 этажах были служебные квартиры для врачей. Работаешь – живи. Хочешь уехать – следующий приедет. Но никто не слышит никаких аргументов, бесполезно с кем-то разговаривать. Потому что на строительстве – сорок процентов отката».
«Из бюджета воруют НДС на сотни миллионов долларов»
Пожалуй, самое сенсационное откровение С. Колевича касалось грузопотоков, которые идут через Ренийский порт. Вернее, фиктивных грузопотоков.
– В Украине была построена криминальная система, когда налоги крали из бюджета, — сказал Сергей Степанович. – Один из примеров – Рени. В прошлом году Ренийский порт переработал без малого 2 миллиона 800 тысяч тонн грузов, из них полтора миллиона – нефтепродукты. Однако они существовали только на бумаге. Дело в том, что фиктивные грузовладельцы таким образом добивались возмещения НДС из бюджета. А это – сотни миллионов долларов (очевидно, С. Колевич подразумевал всю портовую отрасль Украины, поскольку в Ренийском порту просто физически нет такого грузооборота, который приносил бы «сотни миллионов долларов» НДС – Прим. авт.).
По словам мэра, если бы нефтепродукты реально шли за границу, то каждый месяц в Рени приходило бы по 600-700 машин, но кто их видел?
* * *
Заявление С. Колевича об использовании в порту Рени незаконных схем возмещения НДС показалось нам настолько важным, что мы решили продолжить эту тему.
К сожалению, городской голова не сообщил, из какого источника информации он получил эти сведения. Не хотят комментировать скандальный вопрос и должностные лица порта. Например, опытный специалист Анатолий Стоцкий, который два десятка лет проработал заместителем начальника порта Рени по эксплуатации, а затем перешёл в Ренийский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ), сказал, что перевалку нефтеналивных грузов осуществляют частные субъекты хозяйствования, действующие на территории порта: «Лагуна-Рени», «Трансбункер-Дунай» и другие. «Госпредприятие РМТП не занимается переработкой нефтепродуктов, — сказал А. Стоцкий. – Что же касается частных фирм, то ГП и АМПУ не вмешиваются в их деятельность».
Итак, нам остаётся оперировать лишь косвенными доказательствами или опровержениями слов мэра. А в его словах есть как сомнительные, так и правдоподобные моменты.
Прежде всего сомнения вызывает следующая цитата: «Если бы нефтепродукты реально шли за границу, то каждый месяц в Рени приходило бы по 600-700 машин, но кто их видел?» Почему же мэр решил, что транспортировка нефтепродуктов происходит с применением такого количества автотранспорта? Насколько известно, для этой цели используется преимущественно водный и железнодорожный транспорт.
Я специально поинтересовался, какие варианты перевалки нефтеналивных грузов практикуются в Ренийском порту, в том числе частными компаниями. И вот какая получилась картина: вагон – нефтебаза – борт судна (max DWT 15000); борт судна –нефтебаза – борт судна; борт судна – борт судна; борт судна – терминал – вагон; борт судна – терминал – автомобиль; вагон – борт судна. Как видим, в технологических вариантах перевалки автотранспорт занимает минимальное место. Быть может, именно поэтому С. Колевич не заметил «по 600-700 машин в месяц»? Впрочем, более точную информацию могут дать только сами участники перевалки нефтепродуктов.
Если же приводить косвенные аргументы в пользу мэра, то в первую очередь настораживает феноменальный рост грузооборота в порту Рени по итогам 2013 года. Если в 2012 году порт переработал чуть более 1 млн тонн грузов, то в минувшем году – 2 млн 794 тыс. тонн (к слову, в 2013 году все морские порты Украины сократили грузооборот на 2%). Примечательно, что по сравнению с 2012 годом объём транзитных грузов в порту увеличился на 72%, а экспортных – почти в 5 раз, до 1 млн 481 тыс. тонн (кстати, чаще всего методом незаконного возмещения НДС является фиктивный экспорт).
В одном из своих интервью начальник Ренийского филиала АМПУ Сергей Строя сообщил, что рост грузооборота был достигнут в значительной степени благодаря увеличению объёмов перевалки нефтепродуктов. В частности, во втором полугодии 2013 года месячный показатель грузопереработки удалось довести до 300 тыс. тонн, из которых доля нефтепродуктов составляла 200 тыс. тонн. Кроме того, из открытых источников мне удалось узнать, что в прошлом году компания «Лагуна-Рени», которая специализируется на перевалке газоконденсата, увеличила отгрузку на экспорт до 1 млн тонн, а «Трансбункер-Дунай» увеличил транзит нефтепродуктов до 600 тыс. тонн.
С чего вдруг такая прыть? Ведь ещё год назад ситуация на этом рынке была плачевной. К примеру, в марте 2013 года Ренийский нефтеперевалочный комплекс АО «Эксимнефтепродукт» объявил о намерении сократить 83-х (!) сотрудников из-за отсутствия работы на предприятии…
Резюмируя сказанное, хочу особо подчеркнуть: данный комментарий ни в коем случае не является подтверждением виновности или невиновности кого бы то ни было, — это всего лишь цепочка логических умозаключений на основе имеющихся фактов. Однако, как бы то ни было, правоохранительные и налоговые органы просто обязаны провести соответствующую проверку по публичному заявлению С. Колевича.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Андрей Кучма, начальник Госналогинспекции в Ренийском районе:
– Я не знаю, что там заявил наш мэр, на какие документы и факты он опирался, а огульные обвинения я комментировать не хочу. Со своей стороны могу заверить: ни один субъект СЭЗ «Рени» не обращался в налоговую службу за возмещением НДС. У них нет экспортно-импортных операций – у них только транзит.
КСТАТИ
46 млрд грн было возвращено плательщикам НДС в Украине в 2012 году
Група депутатів Європейського парламенту закликала великий бізнес та відомі бренди відмовитися від розміщення реклами у прокремлівських засобах масової інформації, які поширюють дезінформацію та пропаганду. Читати далі
Пріоритетом державної політики забезпечення Збройних сил має бути максимальне завантаження українського бізнесу військовим замовленням. Це дозволить розвивати економіку та знизити залежність від наших партнерів. Про це в інтерв’ю заявив підприємець, експерт по енергетиці Олександр Кацуба. Читати далі