Ренийский городской голова Сергей Колевич провёл традиционную встречу с прессой и лидерами местных организаций политических партий. Мэр высказал собственное мнение по наиболее актуальным общественно-политическим и экономическим вопросам как в масштабе города, так и в масштабе страны.

«Нынешняя деятельность казначейства – это пиратство»

– Меня сейчас часто спрашивают: Партия регионов уже не у власти, и что поменялось? Для города Рени – ничего, — сказал мэр. – В прошлом году девять месяцев Госказначейство не пропускало платежи, в этом году – ни одного платежа. Два месяца назад мы «отметили» годовщину нахождения в казначействе платёжек на закупку лопат для расчистки снега! Как город содержится, как выживает? Кого это волнует? Работу невозможно планировать. Изготовили для города новые мусорные контейнеры (старые проржавели), но больше года в казначействе не проходят платёжки. Если изначально город должен был заплатить заводу-изготовителю за контейнеры по 780 гривен, то сейчас они на складе – уже по 1200 гривен.

Нынешнюю деятельность казначейства С. Колевич сравнил с пиратством.

«Всё, что не «горит», придётся отложить»

По словам Сергея Степановича, в связи с кризисной ситуацией в стране все вопросы, которые не «горят», временно снимаются с повестки дня. Город будет решать исключительно проблемы жизнедеятельности: водоснабжение, канализация, свалка, кладбище… Капитального строительства и капремонта практически не будет. Кроме того, придётся приостановить действие 10-12 местных программ и сократить аппарат горисполкома. Все сэкономленные средства пойдут на содержание городских детских садов.

– Скоро будут повышены тарифы на газ, свет, топливо, поэтому нужно изыскать в бюджете деньги, чтобы поддержать садики, — отметил мэр. – Вопросы строительства объездной дороги вокруг Рени, переноса водонасосной станции второго подъёма и расчистки балки Баланешты пока «замораживаются». Равно как и вопросы привлечения инвестиций. Перспектив нет, и до 25 мая даже разговаривать нечего. Сейчас всех интересуют исключительно две темы: выборы Президента и необходимость закрыть «дыры» в Пенсионном фонде.

«Если исчезнут райгосадминистрации, никто не заметит»

С. Колевич одобряет намерения действующего правительства провести административно-территориальную реформу и реформу местного самоуправления с передачей на региональный и муниципальный уровень широких полномочий.

– Местного самоуправления в Украине фактически нет, полномочия у нас отобрали полностью, — заявил городской голова. – Именно чрезмерная централизация власти завела в тупик всю страну. Когда вопросы ремонта фасадов, туалетов и канализации решаются в Киеве, на уровне Кабмина, — это абсолютная глупость.

Сергей Степанович убеждён, что система власти требует серьезного переформатирования: «Никто до сих пор толком не понимает, зачем нужны райгосадминистрации. Если они исчезнут, никто даже не заметит». Районный совет мэр назвал «пятым колесом в телеге» и добавил, что «он нужен на полчаса раз в году – когда принимает бюджет».

Также градоначальник не понимает, зачем «кормить» отдел градостроительства, архитектуры, ЖКХ и развития инфраструктуры райгосадминистрации, когда вся документация рассматривается на уровне областных и государственных служб и ведомств? Для чего десять лет финансируется районный Фонд поддержки предпринимательства, если предпринимателям надо просто не мешать? По мнению С. Колевича, нет надобности и в таком структурном подразделении РГА, как райотдел образования: «Для координации работы школ можно собрать, например, совет директоров. Зачем содержать целый штат для каких-то там методических рекомендаций, если самое передовое есть в Интернете?»

Как считает городской голова, необходимо менять и принципы организации системы здравоохранения, критерии и оценки его эффективности: «Новая поликлиника строится в Рени более 20 лет. У меня простой вопрос: кому сейчас нужны четыре этажа и пятьдесят кабинетов? А вот пять-шесть кабинетов с современным диагностическим оборудованием, чтобы на ранней стадии выявлять болезни и лечить их, — вот это действительно нужно. Было бы разумно и целесообразно сделать перепланировку недостроенного здания поликлиники, чтобы на 2-4 этажах были служебные квартиры для врачей. Работаешь – живи. Хочешь уехать – следующий приедет. Но никто не слышит никаких аргументов, бесполезно с кем-то разговаривать. Потому что на строительстве – сорок процентов отката».

«Из бюджета воруют НДС на сотни миллионов долларов»

Пожалуй, самое сенсационное откровение С. Колевича касалось грузопотоков, которые идут через Ренийский порт. Вернее, фиктивных грузопотоков.

– В Украине была построена криминальная система, когда налоги крали из бюджета, — сказал Сергей Степанович. – Один из примеров – Рени. В прошлом году Ренийский порт переработал без малого 2 миллиона 800 тысяч тонн грузов, из них полтора миллиона – нефтепродукты. Однако они существовали только на бумаге. Дело в том, что фиктивные грузовладельцы таким образом добивались возмещения НДС из бюджета. А это – сотни миллионов долларов (очевидно, С. Колевич подразумевал всю портовую отрасль Украины, поскольку в Ренийском порту просто физически нет такого грузооборота, который приносил бы «сотни миллионов долларов» НДС – Прим. авт.).

По словам мэра, если бы нефтепродукты реально шли за границу, то каждый месяц в Рени приходило бы по 600-700 машин, но кто их видел?

* * *
Заявление С. Колевича об использовании в порту Рени незаконных схем возмещения НДС показалось нам настолько важным, что мы решили продолжить эту тему.

К сожалению, городской голова не сообщил, из какого источника информации он получил эти сведения. Не хотят комментировать скандальный вопрос и должностные лица порта. Например, опытный специалист Анатолий Стоцкий, который два десятка лет проработал заместителем начальника порта Рени по эксплуатации, а затем перешёл в Ренийский филиал Администрации морских портов Украины (АМПУ), сказал, что перевалку нефтеналивных грузов осуществляют частные субъекты хозяйствования, действующие на территории порта: «Лагуна-Рени», «Трансбункер-Дунай» и другие. «Госпредприятие РМТП не занимается переработкой нефтепродуктов, — сказал А. Стоцкий. – Что же касается частных фирм, то ГП и АМПУ не вмешиваются в их деятельность».

Итак, нам остаётся оперировать лишь косвенными доказательствами или опровержениями слов мэра. А в его словах есть как сомнительные, так и правдоподобные моменты.

Прежде всего сомнения вызывает следующая цитата: «Если бы нефтепродукты реально шли за границу, то каждый месяц в Рени приходило бы по 600-700 машин, но кто их видел?» Почему же мэр решил, что транспортировка нефтепродуктов происходит с применением такого количества автотранспорта? Насколько известно, для этой цели используется преимущественно водный и железнодорожный транспорт.

Я специально поинтересовался, какие варианты перевалки нефтеналивных грузов практикуются в Ренийском порту, в том числе частными компаниями. И вот какая получилась картина: вагон – нефтебаза – борт судна (max DWT 15000); борт судна –нефтебаза – борт судна; борт судна – борт судна; борт судна – терминал – вагон; борт судна – терминал – автомобиль; вагон – борт судна. Как видим, в технологических вариантах перевалки автотранспорт занимает минимальное место. Быть может, именно поэтому С. Колевич не заметил «по 600-700 машин в месяц»? Впрочем, более точную информацию могут дать только сами участники перевалки нефтепродуктов.

Если же приводить косвенные аргументы в пользу мэра, то в первую очередь настораживает феноменальный рост грузооборота в порту Рени по итогам 2013 года. Если в 2012 году порт переработал чуть более 1 млн тонн грузов, то в минувшем году – 2 млн 794 тыс. тонн (к слову, в 2013 году все морские порты Украины сократили грузооборот на 2%). Примечательно, что по сравнению с 2012 годом объём транзитных грузов в порту увеличился на 72%, а экспортных – почти в 5 раз, до 1 млн 481 тыс. тонн (кстати, чаще всего методом незаконного возмещения НДС является фиктивный экспорт).

В одном из своих интервью начальник Ренийского филиала АМПУ Сергей Строя сообщил, что рост грузооборота был достигнут в значительной степени благодаря увеличению объёмов перевалки нефтепродуктов. В частности, во втором полугодии 2013 года месячный показатель грузопереработки удалось довести до 300 тыс. тонн, из которых доля нефтепродуктов составляла 200 тыс. тонн. Кроме того, из открытых источников мне удалось узнать, что в прошлом году компания «Лагуна-Рени», которая специализируется на перевалке газоконденсата, увеличила отгрузку на экспорт до 1 млн тонн, а «Трансбункер-Дунай» увеличил транзит нефтепродуктов до 600 тыс. тонн.

С чего вдруг такая прыть? Ведь ещё год назад ситуация на этом рынке была плачевной. К примеру, в марте 2013 года Ренийский нефтеперевалочный комплекс АО «Эксимнефтепродукт» объявил о намерении сократить 83-х (!) сотрудников из-за отсутствия работы на предприятии…

Резюмируя сказанное, хочу особо подчеркнуть: данный комментарий ни в коем случае не является подтверждением виновности или невиновности кого бы то ни было, — это всего лишь цепочка логических умозаключений на основе имеющихся фактов. Однако, как бы то ни было, правоохранительные и налоговые органы просто обязаны провести соответствующую проверку по публичному заявлению С. Колевича.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Кучма, начальник Госналогинспекции в Ренийском районе:
– Я не знаю, что там заявил наш мэр, на какие документы и факты он опирался, а огульные обвинения я комментировать не хочу. Со своей стороны могу заверить: ни один субъект СЭЗ «Рени» не обращался в налоговую службу за возмещением НДС. У них нет экспортно-импортных операций – у них только транзит.

КСТАТИ

46 млрд грн было возвращено плательщикам НДС в Украине в 2012 году

Андрей Потылико

Источник: «Обозрение-плюс»

Економіка