В настоящее время в акватории молдавского порта Джурджулешты (72-я миля реки Дунай) с целью строительства нового грузового причала проводятся дноуглубительные работы. Об этом в социальной сети Facebook сообщил городской голова Рени Игорь Плехов.
Как свидетельствуют наблюдения очевидцев, в ходе работ грунт сбрасывается в Дунай, в том числе на украинскую территорию реки.
По мнению специалистов, дноуглубительные работы на данном участке Дуная могут привести к отрицательным последствиям для соседнего украинского порта Рени, а именно: ухудшить экологическую ситуацию, изменить рельеф дна (включая фарватер), уменьшить глубины и габариты судового хода и глубины у причалов. Перечисленные факторы способны вызвать падение грузооборота Ренийского порта, и в первую очередь – снижение переработки транзитных зерновых грузов, которые являются сегодня основным грузопотоком для предприятия.
Согласно международной Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (подписана в 1991 году в Эспоо, Финляндия), стороны, осуществляющие какую-либо хозяйственную деятельность в приграничных районах, обязаны оповещать друг друга о возможных последствиях такой деятельности. Однако, учитывая вышеизложенные факты, есть основания утверждать, что инициативы Молдовы в порту Джурджулешты нарушают нормы конвенции.
Кроме того, дноуглубительные работы в этом порту противоречат Протоколу заседания молдавско-украинской рабочей группы по вопросам транспорта (28-29 июля 2016 года, Кишинёв). В частности, в ходе заседания стороны обсудили сотрудничество в сфере внутреннего водного транспорта, что зафиксировано в пункте 4 упомянутого протокола.
«Украинская сторона обратила внимание молдавской стороны на то, что за последний период при проведении дноуглубительных работ в порту Джурджулешты зафиксированы факты сброса грунта с судов на приграничных участках Украины и Республики Молдова. Указанный факт является несоответствием требованиям статьи 3 Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, а также может негативно сказаться на обеспечении надлежащего уровня навигационной обстановки, окружающей среде и может привести к негативным экономическим последствиям. С целью недопущения действий, которые могут негативно сказаться на поддержании уровня безопасных глубин судоходной части реки Дунай, стороны согласились усилить контроль за судами, которые задействованы в процессе дноуглубительных работ в порту Джурджулешты», – сказано в протоколе.
С момента подписания этого документа прошло три года, но, как видим, Молдова продолжает нарушать достигнутые договорённости. В то же время правительственные структуры Украины не реагируют должным образом на выявленные нарушения.
О том, что украинская сторона прекрасно знает о дноуглубительных работах в Джурджулештах, свидетельствует, в частности, недавнее интервью газете «Ренийский вестник» начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Юрия Кононенко. «…На сегодняшний день наши соседи с молдавской стороны проводят дноуглубительные работы в порту Джурджулешты и строят новый причал», – сказал Юрий Владимирович.
Напомним, что единственный молдавский морской порт Джурджулешты по итогам 2018 года переработал более 1 миллиона тонн грузов, что на 12,6% больше, чем в 2017 году. За минувший год порт принял 589 судов: эта цифра более чем на 50% превышает аналогичный показатель предшествующего года.
Перешагнув уровень грузоперевалки в объёме 1 миллион тонн в год, молдавский порт установил рекорд грузооборота за все годы своего существования. Тем самым по объёму переработки грузов Джурджулешты почти догнали значительно более мощный порт Рени, чей годовой грузооборот (вместе с субъектами специальной экономической зоны «Рени») составляет сегодня около 1,3 млн тонн.
Сейчас госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» выживает только за счёт зерновых грузов из Молдовы. Но и они идут в Рени лишь потому, что порт Джурджулешты не справляется с этим грузопотоком в полной мере. Если же молдавский дунайский порт увеличит свои мощности (а для этого, собственно, и производятся дноуглубительные работы), то Ренийский порт может вообще остаться без работы. Кстати, в последние годы Джурджулешты увеличивают не только свои мощности, но и свою площадь: ещё в 2015 году руководство порта сообщило о намерении расширить территорию предприятия на 65 гектаров (на тот момент площадь порта Джурджулешты вместе со свободной экономической зоной достигала 120 гектаров; это больше, чем территория Ренийского порта, совпадающая с границами СЭЗ «Рени» – Прим. авт.).
Более подробно о джурджулештском вопросе читайте здесь
Андрей ПОТЫЛИКО
НА ФОТО:
1. Участок Дуная, на котором Молдова производит дноуглубительные работы (Главное)
2. Вид на порт Рени с той точки, недалеко от которой ведётся дноуглубление
3. Вид на причальную линию порта Джурджулешты с ренийского участка берега Дуная
4. Копия Протокола заседания молдавско-украинской рабочей группы по вопросам транспорта от 2016 года
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.