В Ренийском лицее состоялась премьера спектакля «Безымянная звезда» по одноимённой пьесе румынского писателя Михаила Себастьяна. Постановку представил аматорский театральный коллектив «Соняшник» Областного центра национальных культур в Ренийском районе (режиссёр – Галина Дюрис).

Сразу же хочу отметить творческую смелость Галины Михайловны и её юных воспитанников – они рискнули воспроизвести на маленькой школьной сцене довольно сложное драматическое произведение, требующее от постановщика художественной глубины, а от актёров – безупречного мастерства. Разумеется, для самодеятельного театра это была очень трудная задача, и всё же в целом «Соняшник» неплохо с ней справился.

Уже после премьеры мне напомнили о том, что в своё время советский актёр и режиссёр Михаил Козаков снял по этой же пьесе замечательный двухсерийный фильм, в котором главные роли исполнили прекрасные актёры Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская. Я смотрел это кино ещё в детстве, но на тот момент мало что понял, а с годами почти всё забыл. Поэтому сейчас, спустя много лет, моё восприятие «Безымянной звезды» в исполнении аматорского театрального коллектива было полностью свободным от каких-либо прежних влияний, сравнений и стереотипов, – я смотрел на постановку абсолютно свежим взглядом. И это было особенно интересно.

Действие пьесы происходит в 30-е годы прошлого века в маленьком заштатном румынском городке. Среди местных жителей царят пуританские нравы, ханжеская мораль и общественные условности, доведённые до абсурда. Горожане больше всего озабочены тем, «а что скажут люди». Всё это олицетворяет собой образ учительницы гимназии мадемуазель Куку, которая взяла на себя функцию моральной инквизиции.

Жизнь здешних обывателей настолько скучна и однообразна, что центром общественной жизни является железнодорожный вокзал. Через городок регулярно проходит столичный экспресс, и хотя он тут никогда не останавливается, даже это становится для местных жителей ярким событием.

Однажды случается настоящая сенсация – поезд вдруг остановился, но только для того, чтобы кондуктор высадил безбилетную пассажирку по имени Мона. Её приводят на вокзал и хотят составить протокол. Возмущённая Мона – эффектная, избалованная красивой жизнью и плохо образованная бездельница – ведёт себя как аристократка, обиженная плебеями. Денег и документов у неё нет (так сложились обстоятельства), и ей грозит перспектива остаться в этой дыре на ночь.

На вокзале случайно оказывается учитель гимназии Марин Мирою. Впечатлённый светской львицей и сочувствующий ей, он по-джентльменски предлагает ей переночевать у него в доме, обещая уйти спать к коллеге.

Находясь в безвыходной ситуации, Мона принимает предложение Мирою. Сначала их общение складывается непросто: сталкиваются «два мира, два образа жизни», но затем надменная красавица начинает испытывать симпатию к скромному учителю. Тем более что он увлекается возвышенным занятием – астрономией. Как выясняется, Мона никогда не смотрит на звёзды и не знает названий созвездий, – для неё становится откровением даже существование «обычной» Большой Медведицы.

В порыве откровенности Мирою признаётся своей новой знакомой, что открыл новую звезду. Правда, на ночном небе она не видна – открытие сделано только на основе астрономических и математических вычислений. Гостья поражена признанием учителя. Этот человек открывается ей с неожиданной стороны. Будучи в глубине души романтической натурой («где-то очень глубоко», как говорил один киногерой), светская львица постепенно понимает, что в мире есть другая жизнь – подлинная, лишённая условностей и предрассудков общества, свободная от власти денег и грязных страстей, наполненная смыслом… Да, именно такой жизни ей всегда не хватало!

Мону захлестнули доселе небывалые чувства… На следующее утро она и Марин просыпаются возлюбленными. «Аристократку» уже не узнать – она решает остаться в провинциальном городке, в скромном доме Мирою.

А тем временем Мону разыскивает её любовник Григ, от которого она накануне сбежала, когда тот играл в казино. Григ находит её в доме учителя и узнаёт обо всём, что здесь произошло. Циничный и хладнокровный прожигатель жизни, привыкший измерять реальность категориями денег и социального статуса, он решает, что его любовница просто на время сошла с ума. «Да, я – ненормальная, и это лучшее, что ты сказал мне за эти годы», – отвечает Мона Григу. Но тот не верит в духовную революцию вчерашней светской львицы, которая вдруг захотела любви и счастья. «Любовь, счастье… Всё это пустая болтовня», – говорит Григ.

Моне стыдно рассказывать Мирою о своих отношениях с Григом, и она представляет того, как родного брата. Марин тут же просит у него руки «сестры».

Даже циничный ироничный Григ оценил благородство души простого учителя, и тем не менее он не может смириться с выбором своей «обезумевшей» любовницы. Григ «ломает» Мону жестоким аргументом: если она останется в этой захолустной провинции, то через несколько лет превратится в мадемуазель Куку.

Слова любовника действуют на Мону, как ледяной душ. У неё не хватает мужества, духовных сил и веры в себя, чтобы круто изменить свою жизнь. Она трогательно прощается с новым возлюбленным, обещая вернуться к нему «в одно из воскресений». Но Мона знает, что не вернётся. Знает это и несчастный учитель…

Впрочем, Мирою довольно смиренно переносит свою потерю. «Ведь ни одна звезда не отклоняется от своего пути», – утешает он себя.

* * *

Что ж, трудно спорить со знатоком законов астрономии с душой поэта. И всё-таки не следует забывать, что звёзды – даже самые яркие и красивые – это всего лишь огромные куски мёртвой материи в бескрайних и таких же мёртвых просторах космоса. И если мы на нашей планете видим их по ночам как нечто волшебное и завораживающее, то, наверное, лишь потому, что на каждую звезду есть свой поэт, воспевающий её и тем самым вдыхающий в неё жизнь и одухотворяющий.

Не будет поэта – и звёзды вновь превратятся в безжизненное и бессмысленное скопление «дырочек» в холодном мраке… Хотя… не будет звёзд – не будет и поэзии.

* * *

Впрочем, каждый, кто прочитает пьесу, увидит спектакль на профессиональной сцене или посмотрит фильм «Безымянная звезда», сделает собственные выводы. А мне остаётся назвать имена юных актёров, которые не побоялись «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» и постарались осилить столь серьёзный драматургический материал. Главные роли сыграли Ольга Кыркелан и Виктор Керкеснер, их партнёрами по сцене были Владимир Зарицкий, Екатерина Кривицкая, Андрей Карачебан, Анна Ковалёва, Анастасия Гаджий, Денис Смирнов и Артём Лясковский.
Добавлю, что вскоре после этой премьеры в Ренийском районном Доме культуры состоялся VI районный фестиваль-конкурс сценического искусства «Театральный сезон», в котором принял участие и коллектив «Соняшник» с постановкой «Безымянная звезда». Ренийских аматоров оценивал театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств Украины, преподаватель Одесского театрально-художественного училища Евгений Гимельфарб. Евгений Юзефович особо отметил актёрскую игру Ольги Кыркелан, Виктора Керкеснера и Андрея Карачебана. В итоге Е. Гимельфарб пригласил их на свой курс актёрского мастерства.

Андрей ПОТЫЛИКО