В Рени состоялись общественные слушания, в ходе которых планировалось обсудить и утвердить перспективный план развития города Рени на 2019-2021 годы. Мероприятие прошло в рамках работы местных Советов регионального развития, созданных в декабре минувшего года по указанию Администрации Президента Украины.
Почему я написал «планировалось обсудить»? Да потому что фактически никакого обсуждения не было. По сути так называемые общественные слушания на 90 процентов состояли из официозных докладов чиновников и выступлений руководителей городских коммунальных предприятий, после чего озвученные приоритеты развития были благополучно одобрены. К этому «феномену» я ещё вернусь, а пока продолжим.
С подробным отчётом выступил председатель Ренийской райгосадминистрации Валентин Котляренко. Он в первую очередь подвёл итоги социально-экономического развития района за 2014-2018 годы, перечислив целый ряд реализованных инфраструктурных, инвестиционных, социальных и других проектов – от строительства новых тротуаров и ремонта детских садов и школ до финансовой децентрализации и завершения объездной дороги вокруг Рени.
В числе основных перспектив развития на ближайшие три года глава РГА назвал следующие проекты: окончание строительства новой районной поликлиники, открытие дунайской паромной переправы Орловка – Исакча, дальнейшая реконструкция балки Баланешты, капитальный ремонт так называемой старой объездной дороги и других дорог местного значения, реализация инвестиционного проекта зерновой компании «Агро-Рени» на территории Ренийского порта, строительство солнечных электростанций в сёлах Плавни и Орловка, создание дренажной системы в селе Новосельское для предотвращения наводнений, реконструкция консервного завода в селе Плавни, строительство птицефабрик и др. Кроме того, Валентин Котляренко озвучил направления работы районной власти в системах образования, здравоохранения, культуры и спорта.
С аналогичным докладом выступил городской голова Рени Игорь Плехов, который также рассказал о достижениях мэрии за 2016-2018 годы и ознакомил собравшихся с перспективным планом развития города до 2021 года. В частности, муниципальная власть намерена осуществить такие масштабные проекты, как строительство мусороперерабатывающего завода, городских очистных сооружений сточных вод и набережной на реке Дунай. Среди других задач – термомодернизация детских садов, завершение реконструкции парка Победы, реконструкция старого военкомата в самом центре города (там планируется разместить орган управления будущей объединённой территориальной громады), мероприятия по улучшению водоснабжения, приобретение техники для укрепления материально-технической базы коммунальных предприятий.
Начальник отдела образования, культуры, молодёжи и спорта Ренийской райгосадминистрации Владимир Дьяченко в своём выступлении подчеркнул, что за последние годы государство и местные органы власти предприняли колоссальные усилия для развития учреждений образования. По словам Владимира Ивановича, на сегодняшний день «сделано беспрецедентно много»: практически все школы и детские сады в той или иной степени отремонтированы и благоустроены. Что касается дальнейших перспектив системы образования, то тут В. Дьяченко выделил два направления – реализацию государственной концепции «Новая украинская школа» и внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями. Как сообщил докладчик, в настоящее время решается вопрос о создании в районе инклюзивно-ресурсного центра.
Перед участниками общественных слушаний также выступили начальник городской жилищно-коммунальной службы (ЖКС) Андрей Медведик и директор КП «Водоканал» Валерий Онищенко. Каждый из них рассказал о приоритетах работы своего предприятия на ближайшую перспективу.
Примечательно, что на слушаниях практически не звучала тема умирающего Ренийского порта: ни один представитель власти не высказал каких-либо предложений для его спасения. Очевидно, никто уже не верит в возможность возрождения предприятия, которое на протяжении десятилетий было градообразующим. Таким образом, порт Рени попросту выпал из перспективного плана развития, что уже само по себе – убийственный симптом для местной экономики и социальной сферы.
Очень странным оказалось выступление депутата Ренийского горсовета Михаила Лёвкина. Он начал с заявления о том, что все перечисленные успехи действующей власти – это лучший ответ «критикам и правдоискателям», которые чем-то там недовольны (однако никто так и не понял, кого именно подразумевал Михаил Александрович). Мол, мы идём правильной дорогой, и плюсов сегодня намного больше, чем минусов. В числе последних депутат горсовета назвал тяжёлое экономическое положение «Водоканала», где до сих пор существует задолженность по зарплате, – даже несмотря на то, что предприятие получает значительную финансовую помощь из городского бюджета.
Но даже этот позорный факт, остающийся пятном на репутации мэрии, Михаил Лёвкин умудрился «вывернуть наизнанку» и… оправдать. Народный избранник договорился до того, что долги по зарплате – это всего лишь прямое следствие добросовестной уплаты налогов «Водоканала» за счёт местной казны. То есть, по логике депутата горсовета, платить налоги – это намного важнее; ну, а если при этом не остаётся денег на оплату труда работников КП, то ничего страшного – потерпят.
Любопытно, а известно ли господину Лёвкину, что люди уже не могут терпеть? Мне рассказывали, что сотрудники «Водоканала» буквально каждый день приходят к директору предприятия и просят выплатить им хоть какие-то деньги. Бывали случаи, когда мужики плакали! А что делать, если просто не на что жить? Интересно, какую песню запел бы выдающийся умник Лёвкин, если бы он сам не получал зарплату три-четыре месяца?
Впрочем, эксцентричная речь Михаила Александровича – не более чем частное, к тому же явно неадекватное мнение, которое, к счастью, никак не влияет на политику местных органов власти. В данном случае гораздо больше обращает на себя внимание другое обстоятельство – практически полное отсутствие реального изучения предложенной повестки дня (я уже не заикаюсь о дискуссии). Возьму на себя смелость заявить: это были самые странные общественные слушания за 24 года моей журналистской работы!
Даже «злочынна влада» старалась делать вид, что она прислушивается к населению и учитывает сигналы «снизу». Однако нынешние любители «гидности», свободы и европейских ценностей откровенно изображают демократию лишь для жирной «галочки», ничуть не стесняясь очевидной профанации. Достаточно сказать, что при обнародовании перспективного плана развития Рени не было даже намёка на обсуждение, из аудитории не поступило ни одного замечания или предложения! Более того, участники общественных слушаний не задали представителям местной власти ни единого вопроса!! Создалось впечатление, что людей заранее настроили на всеобщий молчаливый «одобрямс». И действительно: зачем нужны какие-либо вопросы? Ведь власть всё делает ради народа, именем народа, вместе с народом. Соответственно, народ должен благодарно помалкивать и с замиранием сердца ждать очередного «покращення».
А между тем неприятные вопросы напрашиваются сами собой. Даже самый поверхностный анализ озвученных перспектив и приоритетов говорит о том, что их осуществление потребует не трёх лет, а, как минимум, десяти-пятнадцати. Не говоря уже, что общая стоимость этих проектов – сотни миллионов гривен! Одна лишь реконструкция балки Баланешты официально оценивается в 38 млн грн, а капитальный ремонт так называемой старой объездной дороги, как не раз заявлял Игорь Плехов, может «съесть» столько же. Если прибавить сюда ещё хотя бы два пункта – строительство мусороперерабатывающего завода и очистных сооружений (напомню, что очистные сооружения в Рени не смог построить даже Советский Союз), то вырисовывается просто астрономическая сумма расходов.
Спрашивается: кто и когда даст нам такие деньги? И даст ли вообще? Неужели глава райгосадминистрации, мэр города и другие чиновники действительно верят в то, что подобные проекты можно реализовать за три года? Допустим, верят. Но одной веры мало. Позвольте поинтересоваться: а существуют ли хотя бы приблизительные финансовые контуры или технико-экономические обоснования (ТЭО) запланированных грандиозных свершений? Где они? Где реальные бизнес-планы? Где конкретные предложения инвесторов? Кто их видел? Кто их изучал? Печально, но факт: общественные слушания даже не пахли подобными вопросами…
Честное слово, просто интересно: ренийские чиновники вообще представляют себе, что такое строительство мусороперерабатывающего завода и «с чем его едят»? Они никогда не думали о том, почему даже в масштабах Украины эта тема – «дохлый номер»? И коль таки «дохлый», то почему город Рени должен оказаться «впереди планеты всей»?
Кстати, не так давно я уже писал об этом, но позволю себе повториться. Вернее, повторю компетентное мнение специалиста. Издание «Цензор.нет» цитирует соучредителя Украинской ассоциации возобновляемой энергетики, члена Совета по инновациям при премьер-министре Украины Игоря Тынного, который назвал причины отсутствия прогресса в решении проблемы утилизации мусора в нашей стране.
«Первая причина – отсутствие материальных гарантий для инвесторов. Не верьте мифу о том, что мусор – это золото, и на его переработке можно заработать миллионы. Это не так. Рыночная стоимость конечной продукции переработки общего объёма ТБО всегда меньше затрат на его переработку. Это аксиома, и любой, кто утверждает обратное, — или неосведомлённый романтик, или аферист, — заявил Игорь Тынный. – В Украине нет ни одного мусороперерабатывающего предприятия, кроме устаревшего мусоросжигательного завода «Энергия» в Киеве. Их нет не потому, что городские головы или министры плохие и не хотят утилизировать отходы. Просто города не в силах самостоятельно оплатить стоимость переработки мусора. Во всём мире эта услуга стоит 30-130 евро за тонну в зависимости от глубины и способа переработки. Как только инвесторы узнают, что такой оплаты в Украине не будет, они разворачиваются и уходят».
Вот о чём надо говорить на нормальных общественных слушаниях. Но, очевидно, такая задача просто не ставится. Главное для местных органов власти – поскорее отчитаться перед вышестоящим начальством, а там – хоть трава не расти. В конце концов, никто ведь не знает, кто победит на выборах и какая «линия партии» будет в стране потом. А если так, то зачем париться с реальным общественным мнением? И так сойдёт…
Угадал?
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.