В Украине началась монетизация субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг: с 4 марта стартовали выплаты пенсионерам, а с 12 марта «живые» деньги могут получать остальные субсидианты. Действующая власть преподносит это событие как существенное достижение социальной политики. Но даже поверхностный анализ динамики выполнения программы субсидий свидетельствует о том, что очередная «пэрэмога», мягко говоря, очень сомнительна. Чтобы в этом убедиться, необходимо освежить память и вспомнить о том, как всё начиналось и к чему оно пришло…
В 2015 году, после шокирующего повышения цены на газ, наше правительство приняло грандиозную программу субсидий для населения. Высокопоставленные чиновники хором успокаивали народ: мол, бояться нечего – самые уязвимые категории граждан будут защищены, и никто даже не почувствует рост тарифов в ЖКХ. Первоначальное количество предполагаемых получателей субсидий буквально поражало воображение: прогнозировалось, что компенсацией будут охвачены около 9 миллионов украинских семей, то есть большинство населения страны!
Прогноз оказался несколько преувеличенным, и всё же размах этой социальной программы действительно стал небывалым явлением. В 2016 году за субсидиями обратились 7,4 млн семей, к концу года компенсацию на оплату газа и других коммунальных услуг получили 6,5 млн домохозяйств. В 2017 году число претендентов на субсидии выросло до 8,2 млн семей, а фактическое количество субсидиантов составило 6,9 млн домохозяйств. Правда, при этом средний размер субсидии на одну семью снизился с 1400 грн в 2016 году до 993 грн в 2017 году.
Правительство добилось ожидаемого эффекта: люди успокоились, социального взрыва удалось избежать, а к заоблачной стоимости газа все потихоньку привыкли. Но как только народ расслабился, начался обратный процесс – государство принялось ужесточать правила получения субсидий и тем самым сокращать число получателей компенсации.
Недавно я наткнулся в Интернете на комментарий, который меня поразил. Некая Алёна Коновратская написала следующее: «Это беспредел… Специальная комиссия выезжает к претендентам на субсидию с оценкой, копается в шкафах и трусах, и если находит вещи дороже 50 тысяч, отказывает в субсидии. То есть, если человек усердно работал всю жизнь, а потом благодаря этой прекрасной власти потерял всё, он должен сдать в ломбард телевизор, холодильник, ещё какие-то пережитки нормальной жизни, и только окончательно оскотинившись, подавать на субсидию. В Киеве бабушкам отказывают в субсидии за то, что у них есть холодильник. По телевизору об этом не говорят, там чешут, мол, каждый может рассчитывать на поддержку государства…»
Сначала я подумал, что этот комментарий – всплеск эмоций. Но, как выяснилось, такая оценка «социальной защиты» близка к правде.
С 1 мая, а затем с 1 октября 2018 года в Украине вступили в силу новые правила оформления субсидий. «Во-первых, Кабмин ужесточил требования по имущественному цензу претендентов, – пишет издание «FaceNews». – Если раньше для начисления субсидии предоставлялась справка о доходах за предыдущий год, то теперь – за последние 6 месяцев. Если за этот период была совершена покупка на сумму больше 50 тыс. грн, в субсидии отказывают. Кроме того, согласно новым правилам, субсидия не может быть предоставлена собственникам квартиры площадью свыше 120 кв. м или дома площадью больше 200 кв. м. Исключение – детдом семейного типа или семья с приёмными детьми. Также на субсидию не смогут претендовать семьи, которые получают доходы от сдачи в аренду жилплощади или имеют в распоряжении машину не старше 5 лет.
Во-вторых, правительство решило отныне отказывать в предоставлении субсидий украинцам, у которых официально нет доходов и при этом они не имеют статуса безработных. В Кабмине уверены, что такая категория граждан получает зарплату «в конвертах». Ко всему прочему, Кабмин также уменьшил социальные нормы потребления газа и электроэнергии… Теперь всё, что потребляется свыше этих норм, будет компенсироваться в размере 1/3 от стоимости услуги… Отныне субсидии будут предоставляться только после обследования материально-бытовых условий семьи… Претендентов на получение субсидий будут посещать инспекторы социальных служб».
Правительство оправдывает ужесточение процедуры назначения субсидий необходимостью «отсечь» от этой социальной программы тех граждан, которые обманывают государство, то есть скрывают свои подлинные доходы. Однако, как отмечает издание «FaceNews», власть вместе с тем умалчивает о том, что «политика резкого повышения коммунальных тарифов с последующим начислением субсидий фактически потерпела фиаско».
В подтверждение данного тезиса приводится ряд цифр. В 2017 году Кабмин начислил свыше 66,3 млрд грн поставщикам услуг в виде компенсации по начисленным субсидиям. В госбюджете на 2018 год сначала планировалось выделить на эти цели 55 млрд грн, но потом стало ясно, что объём финансирования надо увеличить. В итоге на субсидии пришлось потратить колоссальную сумму – 71 миллиард гривен!
Но даже эти деньги не спасли платёжеспособность граждан и не обеспечили финансовое благополучие ЖКХ: по состоянию на март прошлого года общий объём задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги превысил 25 млрд грн, а долги корпоративного сектора составили около 11 млрд грн. От высоких тарифов выиграла только компания «Нафтогаз України» – её чистая прибыль за 2017 год составила более 39 млрд гривен! Тут следует напомнить, что в 2014 году государственный энергетический гигант показал убытки в размере свыше 88 млрд гривен!
Комментируя политику резкого сокращения числа субсидиантов с 2018 года, экс-министр экономики Украины, финансовый аналитик Виктор Суслов отметил: «Доходная часть бюджета не выполняется, приближается пик выплат по внешним долгам, вновь замаячила угроза дефолта. Между выплатой субсидий и внешних долгов правительство, естественно, выбирает выплату госдолга. На субсидиях решили сэкономить, поэтому ужесточают условия их предоставления».
В полной мере усложнение порядка начисления субсидий ощущается на местах, где люди толком не понимают, зачем государство меняет правила игры по ходу игры, а управления социальной защиты просто не успевают приспосабливаться к организационно-правовым новшествам, которые придумывает правительство. Например, в Болградском районе многие граждане, подавшие документы на субсидию ещё в начале отопительного сезона, по состоянию на февраль т.г. так и не получили официальную информацию о том, назначена им компенсация или нет.
«Это и наша проблема тоже, – прокомментировала ситуацию и.о. начальника Болградского районного УСЗН Марина Дидык в интервью местной газете «Дружба». – В идеале мы должны распечатать уведомления и передать в сёла уполномоченным. Но даже то, что у нас уже начислено, мы не можем своевременно распечатать, потому что у нас катастрофически не хватает технических средств для этого – оргтехника очень старая. Задержки в оформлении компенсации связаны с тем, что раньше субсидии рассчитывались автоматически, а сегодня 80 процентов субсидиантов получают социальную поддержку по решению координационной комиссии. Решение комиссии необходимо, если в доме прописаны, но не проживают члены семьи, если не сходятся общая и отапливаемая площади и другие моменты. Это затягивает процедуру назначения. Также поменялась форма декларации – в ней необходимо указать семейное положение. Поэтому даже одинокие пенсионеры должны заполнить новую форму. Нередко люди неправильно заполняют декларации. Например, пишут, что два пенсионера нигде не работают и не имеют других доходов, кроме пенсии. А потом приходит информация, что кто-то из них работает и платит налоги. Недостоверная информация уже является поводом для отказа в назначении субсидии».
По словам Марины Дидык, работу управления соцзащиты осложняет и необходимость регулярно менять программное обеспечение. Новая программа была нужна и в связи с монетизацией субсидий.
И вот – закономерный итог: по информации Болградского УСЗН, всего лишь за год число получателей субсидий в Болградском районе сократилось почти в два раза! Если по состоянию на 1 января 2018 года субсидию получали 10 тысяч 855 семей, то на 1 января 2019 года – 6 тысяч 526 семей, проживающих в районе.
Аналогичная динамика наблюдается и в масштабе всей страны. Как сообщил министр социальной политики Украины Андрей Рева в интервью изданию «РБК-Украина», если в 2017 году компенсацию затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг получали около 6,9 млн украинских домохозяйств, то по итогам 2018 года – не более 4 млн семей.
Итак, цифры говорят сами за себя: правительство жёстко сворачивает эту широкую социальную программу. Но говорят ли эти же цифры о том, что в нашей стране в такой же динамике повышается уровень доходов населения, и что тем самым увеличивается количество граждан, способных «без напряга» платить за газ, отопление, электричество и т.д.? Конечно, нет! Ведь даже повышение минимальной зарплаты (а это – одна из причин уменьшения количества субсидиантов) абсолютно не является адекватным ответом государства на рост цен и тарифов. Кстати, с 2010-го по 2018 год цены на газ в Украине выросли почти в 8 раз, причём основное повышение происходило после 2014 года, то есть после победы Майдана. А теперь давайте сравним этот «космический взлёт» с показателями роста пенсий и зарплат за тот же период. Отож бо…
А вообще сам факт осуществления столь гигантской социальной программы, как обеспечение субсидиями почти семи миллионов украинских семей (цифра, сопоставимая с населением средней европейской страны!), свидетельствует не о доброте нашего государства, а доказывает как раз противоположное. Ведь если ТАКОЕ количество граждан не способны физически выжить без субсидий, то это лишний раз выявляет два катастрофических обстоятельства. Первое: в Украине сложились действительно сумасшедшие, никем и ничем не обоснованные цены на газ (а помните, как нам много лет втирали про 20 миллиардов кубометров газа собственной добычи, который, мол, полностью покрывает потребности населения и ЖКХ?; любопытно, где этот газ, и неужели его себестоимость тоже выросла в 8 раз?). Второе: в нашей стране просто зашкаливает уровень бедности. Так что невиданный размах субсидий – это отнюдь не социальное достижение нынешней власти. Это – позорище и стыдобище на весь мир.
К слову, масштаб проблемы прекрасно иллюстрируют объёмы социальных выплат в маленьком Ренийском районе, где проживают лишь 36 тысяч человек (в два раза меньше, чем в Измаиле). Согласно официальной статистике, в районе статус малообеспеченных имеют 5600 семей! В 2018 году они получили социальные выплаты из госбюджета, включая субсидии, на общую сумму более 68 миллионов гривен! Для сравнения: это – полтора бюджета города Рени по состоянию на 2018 год! Полтора бюджета!!! Такую уйму казённых денег тратит наше государство на бедных жителей ОДНОГО крошечного района, чтобы они просто не померли с голоду. А теперь давайте представим себе объёмы социальной помощи в масштабах Одесской области и Украины в целом… Это ж чокнуться можно! Дорого, безумно дорого стоит бедность…
И напоследок – «вишенка на торте». По моему глубокому убеждению, резкое сокращение числа получателей субсидий в Украине вызвано не только тем, что госбюджет не в состоянии осилить такие дикие расходы. Просто власть поняла: народ протестовать не будет. Можно бесконечно повышать тарифы и цены, можно выгребать из карманов граждан последние копейки, можно выталкивать миллионы людей за границу на заработки, – и все будут молчать и терпеть. Никто не пойдёт на «тарифный Майдан». Пипл всё схавает.
Вот такое у нас царство «свободы и гидности».
Андрей ПОТЫЛИКО
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции. Редакция не несет ответственность за комментарии под публикацией.