Когда начинают говорить о перспективных точках роста экономики Придунайского края, то в первую очередь вспоминают туризм. В последние годы эта тема стала настолько модной, что её не поднимает только ленивый. Об огромном туристическом потенциале нашего региона любят рассуждать буквально все – чиновники, бизнесмены, общественные организации и даже обычные обыватели. Возможности развития туризма всё чаще становятся предметом грантовых проектов, местных социально-экономических программ и т.д.
И действительно, принято считать, что природные, исторические, национально-культурные и прочие особенности Бессарабии являются мощным фактором привлечения в регион украинских и иностранных туристов: мол, перед нашим колоритом и гостеприимством не сможет устоять никто! Надо лишь отремонтировать дороги, улучшить инвестиционный климат, поднять уровень сервиса, создать качественный туристический продукт – и потекут к нам рекой туристические денежки. А это – новые рабочие места, развитие инфраструктуры и бизнеса, наполнение местных бюджетов.
Такое мнение в значительной степени близко к истине. Во всяком случае, наличие туристического потенциала Придунавья не будет отрицать никто: здесь, как говорится, – поле непаханое. И пахать его надо. Однако давно известно, что людям свойственно искать простые решения сложных проблем, а затем слепо верить в свою «находку». На самом же деле простых решений не существует в принципе, и тема развития туризма тут – не исключение.
В этом я лишний раз убедился, когда присутствовал на организованном в Рени семинаре, который состоялся в рамках реализации проекта Евросоюза «Чистый город». О нём мы писали достаточно подробно, и тем не менее я напомню, что главная задача данного проекта – создание условий для эффективного управления твёрдыми бытовыми отходами в нашем регионе. Проще говоря, участники семинара обсуждали, как предотвратить дальнейшее стихийное распространение мусора в населённых пунктах и окружающей среде.
А второй, не менее важной темой встречи стал анализ возможностей туристической отрасли в Ренийском районе. Именно в процессе этого анализа менеджер проектов одесской общественной организации «Агрикола» Наталья Гориап сказала то, о чём я, например, до сих пор нигде и никогда не слышал. И, откровенно говоря, это существенно повлияло на моё представление о перспективах развития туризма в наших краях.
Общеизвестно, что на сегодняшний день наиболее заметным и успешным туристическим центром Придунайского края является Вилково. Бренд «украинской Венеции», который целенаправленно создавался десятилетиями, приносит свои плоды – маленький пограничный город, затерянный в дельте Дуная, продолжает повышать свою популярность, тем более что здесь существует уникальное сочетание «зелёного» и этнографического туризма. Но даже в «раскрученном» Вилково не всё так замечательно и однозначно, как может показаться со стороны.
«На всю украинскую дельту Дуная есть лишь один реально действующий тур, приносящий деньги – это поездка на «нулевой километр» реки. Но и этот тур – однодневный, то есть туристы не видят для себя смысла продолжать своё путешествие, – говорит Наталья Гориап. – Парадокс заключается в том, что Вилково, где развитие туризма идёт неплохими темпами, деградирует. Я хорошо знаю этот регион, поскольку в своё время долго работала в Дунайском биосферном заповеднике, и могу заявить: за последние 20 лет в Вилково стало хуже, чем было до того. То есть туризм ничего не дал городу. Более того, в настоящее время туризм убивает Вилково, а не развивает его. Да, там вокруг – потрясающая природа, ради которой туда и едут туристы, но в самом городе им просто нечего делать и нечего смотреть. Вот почему украинские и зарубежные гости не хотят ночевать в Вилково и оставаться там ещё хотя бы на один день».
Вместе с тем Наталья Гориап высоко оценивает туристический потенциал Ренийского района, где, по её мнению, гости могут сделать не менее 20-ти ночёвок. А это, как она считает, – очень хороший стартовый показатель. Наталья Гориап сообщила, что уже составила список «восьми чудес Ренийского района», и местные жители могут самостоятельно дополнить этот перечень (кстати, во время вышеупомянутого семинара данная задача была успешно решена).
По словам менеджера проектов общественной организации «Агрикола», в каждом конкретном случае, прежде всего, нужна продуманная комплексная стратегия развития туризма.
«Здесь необходимы серьёзные инвестиции – как частные, так и государственные, – продолжает Наталья Гориап. – Но частник направит средства только туда, где будет прибыль. Условно говоря, предприниматель, планирующий работать в туристическом бизнесе, может построить ресторан. Однако дорогу к ресторану он не построит – это должно профинансировать государство. И тут – главная проблема: бизнес готов вкладывать деньги в туризм, а государство – как обычно…»
По словам Натальи Гориап, реализация туристического потенциала во многом зависит от муниципальных органов власти. В частности, объекты и направления туризма должны быть отражены в генеральном плане каждого города – без этого инвестор просто не придёт в отрасль. Почему? Да всё очень просто. Достаточно привести элементарный пример. Допустим, инвестор начал строить гостиницу для туристов, а рядом открылась ночная дискотека. Разумеется, эти объекты несовместимы друг с другом, так как дискотека будет мешать покою постояльцев отеля. Если бы в городе был генплан, учитывающий туристические перспективы, то такого соседства просто не было бы. А без генплана – кто во что горазд…
Секретарь Ренийского горсовета Сергей Кобенко, который отвечает в мэрии за сотрудничество с международными общественными организациями, в том числе по линии инвестиционной и грантовой деятельности, также не рассматривает туризм как социально-экономическую панацею для Придунайского края.
«Необходимо понимать, что даже развитая туристическая отрасль не способна заменить собой местную экономику в целом, – рассказывает Сергей Кобенко. – К примеру, в Закарпатье, где я бывал и где туризм играет важное значение, это направление обеспечивает не более пяти процентов местного ВВП. Соответственно, девяносто пять процентов зависят от других отраслей экономики. Таким образом, туризм должен вписываться в общий экономический контекст, а не выделяться как нечто особое. Да, он может способствовать развитию малого бизнеса, но это тем не менее – не решающий фактор. Что касается Ренийского района, то будем говорить честно: нас тоже не спасут 100-200 туристов в год. И даже больше.
В то же время, конечно же, нельзя упускать существующие возможности. Сегодня, кстати, многие регионы Украины пытаются действовать по принципу: «культура должна приносить деньги». Это означает, что от учреждений культуры, которые были и остаются зависимыми от бюджета, требуются новые формы работы в нынешних экономических условиях, когда можно и нужно продавать культурный продукт. И если его готовы покупать те же туристы, то почему бы нет? Другой вопрос – необходимость общего повышения качества туристического обслуживания и сопутствующего сервиса. О каком туристическом потенциале можно говорить, если в городе элементарно негде позавтракать и негде сходить в туалет? То есть, опять же, развитием туризма надо заниматься комплексно, а не строить воздушные замки на романтическом песке».
Изучая эту тему, я случайно наткнулся на научную статью Т.Е. Исаченко под заголовком: «Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта». Мне эта работа показалась интересной, поскольку она, в отличие от многих аналогичных публикаций, касается рисков и теневых сторон туристической отрасли в разных регионах мира. В частности, автор приводит один из примеров «азиатского пути» развития этнического туризма: «Для большинства азиатских стран характерна иная схема организации этнического туризма. Здесь доходы, получаемые от развития рекреации, становятся альтернативой доходов, получаемых от трудоёмкого тяжёлого традиционного природопользования. В качестве примера рассмотрим северный Вьетнам (провинция Лаокай) – горный район со знаменитыми «рисовыми ландшафтами», где, кроме вьетнамцев, проживают многочисленные горные народности… Туристические компании наперебой зазывают в регион, обещая знакомство с бытом и традициями малых народов, с уникальными ландшафтами террасированных рисовых полей на склонах гор. Однако приём туристов организован так, что большая часть доходов уходит из региона, поскольку харчевни и гостевые дома принадлежат предпринимателям, не живущим в регионе, а местная община остаётся в стороне от этого процесса. Организаторы туризма получают быстрые лёгкие деньги, не задумываясь о будущем региона и о реальных проблемах местного сообщества. В результате местные жители в условиях жёсткой конкуренции пытаются включиться в приём гостей: как только туристы попадают в селение, их атакует толпа местных жителей, каждый из которых стремится завладеть вниманием, а затем и деньгами приезжих посредством продажи товаров или услуг, позируя за вознаграждение фотокамерам туристов. Цены на предлагаемые, явно не произведённые местными жителями товары легко снижаются в 5-10 раз. В результате местные жители получают подачки и видят выгоду для себя не в работе в сфере приёма туристов, куда их попросту не допускают, а в выпрашивании денег. Во всеобщую погоню за деньгами вовлекаются и дети, с 4-5 лет обучаясь скрытому под видом торговли попрошайничеству, что фактически разрушает традиционную систему внутриобщинных отношений и культуру региона.
Традиционное хозяйство в таких условиях поддерживать очень сложно. Террасирование склонов, искусственное орошение, распашка полей на буйволах, ручная посадка растений – это тяжёлый труд, который должен оплачиваться значительно выше того, что можно выручить на рынке за продажу произведённого таким образом риса. Однако государственных программ, ориентированных на поддержание традиционного природопользования в регионе, нет, а понимание того, что вместо тяжёлого сельского труда можно просто показывать себя туристам, получая «лёгкие» деньги, уже внедряется в сознание людей. В результате забрасываются поля, молодёжь уезжает из селений, разрушается традиционная система хозяйствования.
Пожалуй, единственный доход от развития туризма местное население получает в результате проведения акций по сбору туристами денег на нужды конкретных семей, например, на покупку буйвола. Но и в этом случае всё зависит от добросовестности групповодов и экскурсоводов. Представляется, что такое развитие туризма неизбежно приведёт как к разрушению традиционной культуры и исторически сложившегося природопользования, так и к уничтожению уникальных культурных ландшафтов».
Эта длинная цитата вовсе не свидетельствует о том, что подобный сценарий ожидает и нас. Украинская Бессарабия – не северный Вьетнам, не остров Таити и не резервация индейского племени навахо. И всё же приведённый пример – информация к размышлению. Просто надо понимать, что туризм может быть и ТАКИМ.
«Нам такой хоккей не нужен!» – воскликнул в 1972 году легендарный советский спортивный комментатор Николай Озеров.
«Нам такой туризм не нужен!» – можем мы воскликнуть вслед за ним.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.