Когда начинают говорить о перспективных точках роста экономики Придунайского края, то в первую очередь вспоминают туризм. В последние годы эта тема стала настолько модной, что её не поднимает только ленивый. Об огромном туристическом потенциале нашего региона любят рассуждать буквально все – чиновники, бизнесмены, общественные организации и даже обычные обыватели. Возможности развития туризма всё чаще становятся предметом грантовых проектов, местных социально-экономических программ и т.д.

И действительно, принято считать, что природные, исторические, национально-культурные и прочие особенности Бессарабии являются мощным фактором привлечения в регион украинских и иностранных туристов: мол, перед нашим колоритом и гостеприимством не сможет устоять никто! Надо лишь отремонтировать дороги, улучшить инвестиционный климат, поднять уровень сервиса, создать качественный туристический продукт – и потекут к нам рекой туристические денежки. А это – новые рабочие места, развитие инфраструктуры и бизнеса, наполнение местных бюджетов.

Такое мнение в значительной степени близко к истине. Во всяком случае, наличие туристического потенциала Придунавья не будет отрицать никто: здесь, как говорится, – поле непаханое. И пахать его надо. Однако давно известно, что людям свойственно искать простые решения сложных проблем, а затем слепо верить в свою «находку». На самом же деле простых решений не существует в принципе, и тема развития туризма тут – не исключение.

В этом я лишний раз убедился, когда присутствовал на организованном в Рени семинаре, который состоялся в рамках реализации проекта Евросоюза «Чистый город». О нём мы писали достаточно подробно, и тем не менее я напомню, что главная задача данного проекта – создание условий для эффективного управления твёрдыми бытовыми отходами в нашем регионе. Проще говоря, участники семинара обсуждали, как предотвратить дальнейшее стихийное распространение мусора в населённых пунктах и окружающей среде.

А второй, не менее важной темой встречи стал анализ возможностей туристической отрасли в Ренийском районе. Именно в процессе этого анализа менеджер проектов одесской общественной организации «Агрикола» Наталья Гориап сказала то, о чём я, например, до сих пор нигде и никогда не слышал. И, откровенно говоря, это существенно повлияло на моё представление о перспективах развития туризма в наших краях.

Общеизвестно, что на сегодняшний день наиболее заметным и успешным туристическим центром Придунайского края является Вилково. Бренд «украинской Венеции», который целенаправленно создавался десятилетиями, приносит свои плоды – маленький пограничный город, затерянный в дельте Дуная, продолжает повышать свою популярность, тем более что здесь существует уникальное сочетание «зелёного» и этнографического туризма. Но даже в «раскрученном» Вилково не всё так замечательно и однозначно, как может показаться со стороны.

«На всю украинскую дельту Дуная есть лишь один реально действующий тур, приносящий деньги – это поездка на «нулевой километр» реки. Но и этот тур – однодневный, то есть туристы не видят для себя смысла продолжать своё путешествие, – говорит Наталья Гориап. – Парадокс заключается в том, что Вилково, где развитие туризма идёт неплохими темпами, деградирует. Я хорошо знаю этот регион, поскольку в своё время долго работала в Дунайском биосферном заповеднике, и могу заявить: за последние 20 лет в Вилково стало хуже, чем было до того. То есть туризм ничего не дал городу. Более того, в настоящее время туризм убивает Вилково, а не развивает его. Да, там вокруг – потрясающая природа, ради которой туда и едут туристы, но в самом городе им просто нечего делать и нечего смотреть. Вот почему украинские и зарубежные гости не хотят ночевать в Вилково и оставаться там ещё хотя бы на один день».

Вместе с тем Наталья Гориап высоко оценивает туристический потенциал Ренийского района, где, по её мнению, гости могут сделать не менее 20-ти ночёвок. А это, как она считает, – очень хороший стартовый показатель. Наталья Гориап сообщила, что уже составила список «восьми чудес Ренийского района», и местные жители могут самостоятельно дополнить этот перечень (кстати, во время вышеупомянутого семинара данная задача была успешно решена).

По словам менеджера проектов общественной организации «Агрикола», в каждом конкретном случае, прежде всего, нужна продуманная комплексная стратегия развития туризма.

«Здесь необходимы серьёзные инвестиции – как частные, так и государственные, – продолжает Наталья Гориап. – Но частник направит средства только туда, где будет прибыль. Условно говоря, предприниматель, планирующий работать в туристическом бизнесе, может построить ресторан. Однако дорогу к ресторану он не построит – это должно профинансировать государство. И тут – главная проблема: бизнес готов вкладывать деньги в туризм, а государство – как обычно…»

По словам Натальи Гориап, реализация туристического потенциала во многом зависит от муниципальных органов власти. В частности, объекты и направления туризма должны быть отражены в генеральном плане каждого города – без этого инвестор просто не придёт в отрасль. Почему? Да всё очень просто. Достаточно привести элементарный пример. Допустим, инвестор начал строить гостиницу для туристов, а рядом открылась ночная дискотека. Разумеется, эти объекты несовместимы друг с другом, так как дискотека будет мешать покою постояльцев отеля. Если бы в городе был генплан, учитывающий туристические перспективы, то такого соседства просто не было бы. А без генплана – кто во что горазд…

Секретарь Ренийского горсовета Сергей Кобенко, который отвечает в мэрии за сотрудничество с международными общественными организациями, в том числе по линии инвестиционной и грантовой деятельности, также не рассматривает туризм как социально-экономическую панацею для Придунайского края.

«Необходимо понимать, что даже развитая туристическая отрасль не способна заменить собой местную экономику в целом, – рассказывает Сергей Кобенко. – К примеру, в Закарпатье, где я бывал и где туризм играет важное значение, это направление обеспечивает не более пяти процентов местного ВВП. Соответственно, девяносто пять процентов зависят от других отраслей экономики. Таким образом, туризм должен вписываться в общий экономический контекст, а не выделяться как нечто особое. Да, он может способствовать развитию малого бизнеса, но это тем не менее – не решающий фактор. Что касается Ренийского района, то будем говорить честно: нас тоже не спасут 100-200 туристов в год. И даже больше.

В то же время, конечно же, нельзя упускать существующие возможности. Сегодня, кстати, многие регионы Украины пытаются действовать по принципу: «культура должна приносить деньги». Это означает, что от учреждений культуры, которые были и остаются зависимыми от бюджета, требуются новые формы работы в нынешних экономических условиях, когда можно и нужно продавать культурный продукт. И если его готовы покупать те же туристы, то почему бы нет? Другой вопрос – необходимость общего повышения качества туристического обслуживания и сопутствующего сервиса. О каком туристическом потенциале можно говорить, если в городе элементарно негде позавтракать и негде сходить в туалет? То есть, опять же, развитием туризма надо заниматься комплексно, а не строить воздушные замки на романтическом песке».

Изучая эту тему, я случайно наткнулся на научную статью Т.Е. Исаченко под заголовком: «Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта». Мне эта работа показалась интересной, поскольку она, в отличие от многих аналогичных публикаций, касается рисков и теневых сторон туристической отрасли в разных регионах мира. В частности, автор приводит один из примеров «азиатского пути» развития этнического туризма: «Для большинства азиатских стран характерна иная схема организации этнического туризма. Здесь доходы, получаемые от развития рекреации, становятся альтернативой доходов, получаемых от трудоёмкого тяжёлого традиционного природопользования. В качестве примера рассмотрим северный Вьетнам (провинция Лаокай) – горный район со знаменитыми «рисовыми ландшафтами», где, кроме вьетнамцев, проживают многочисленные горные народности… Туристические компании наперебой зазывают в регион, обещая знакомство с бытом и традициями малых народов, с уникальными ландшафтами террасированных рисовых полей на склонах гор. Однако приём туристов организован так, что большая часть доходов уходит из региона, поскольку харчевни и гостевые дома принадлежат предпринимателям, не живущим в регионе, а местная община остаётся в стороне от этого процесса. Организаторы туризма получают быстрые лёгкие деньги, не задумываясь о будущем региона и о реальных проблемах местного сообщества. В результате местные жители в условиях жёсткой конкуренции пытаются включиться в приём гостей: как только туристы попадают в селение, их атакует толпа местных жителей, каждый из которых стремится завладеть вниманием, а затем и деньгами приезжих посредством продажи товаров или услуг, позируя за вознаграждение фотокамерам туристов. Цены на предлагаемые, явно не произведённые местными жителями товары легко снижаются в 5-10 раз. В результате местные жители получают подачки и видят выгоду для себя не в работе в сфере приёма туристов, куда их попросту не допускают, а в выпрашивании денег. Во всеобщую погоню за деньгами вовлекаются и дети, с 4-5 лет обучаясь скрытому под видом торговли попрошайничеству, что фактически разрушает традиционную систему внутриобщинных отношений и культуру региона.

Традиционное хозяйство в таких условиях поддерживать очень сложно. Террасирование склонов, искусственное орошение, распашка полей на буйволах, ручная посадка растений – это тяжёлый труд, который должен оплачиваться значительно выше того, что можно выручить на рынке за продажу произведённого таким образом риса. Однако государственных программ, ориентированных на поддержание традиционного природопользования в регионе, нет, а понимание того, что вместо тяжёлого сельского труда можно просто показывать себя туристам, получая «лёгкие» деньги, уже внедряется в сознание людей. В результате забрасываются поля, молодёжь уезжает из селений, разрушается традиционная система хозяйствования.

Пожалуй, единственный доход от развития туризма местное население получает в результате проведения акций по сбору туристами денег на нужды конкретных семей, например, на покупку буйвола. Но и в этом случае всё зависит от добросовестности групповодов и экскурсоводов. Представляется, что такое развитие туризма неизбежно приведёт как к разрушению традиционной культуры и исторически сложившегося природопользования, так и к уничтожению уникальных культурных ландшафтов».

Эта длинная цитата вовсе не свидетельствует о том, что подобный сценарий ожидает и нас. Украинская Бессарабия – не северный Вьетнам, не остров Таити и не резервация индейского племени навахо. И всё же приведённый пример – информация к размышлению. Просто надо понимать, что туризм может быть и ТАКИМ.

«Нам такой хоккей не нужен!» – воскликнул в 1972 году легендарный советский спортивный комментатор Николай Озеров.

«Нам такой туризм не нужен!» – можем мы воскликнуть вслед за ним.

Андрей ПОТЫЛИКО