Ренийская райгосадминистрация завершила процедуру общественного обсуждения проекта строительства завода по переработке мазута и пластика на территории Ренийской громады. Обсуждение проходило 15 дней – с 22 января по 5 февраля 2021 года. В местных СМИ был опубликован номер контактного телефона, по которому жители Ренийской громады могли высказать свои замечания и предложения относительно данного проекта.
Информация об этой инвестиционной инициативе была размещена на официальном сайте РГА 14 января 2021 года. Как говорится в сообщении, 23 декабря 2020 года глава Ренийской райгосадминистрации Вадим Юдов подписал распоряжение №190/А-2020 «О разработке детального плана территории земельного участка, расположенного на территории Ренийской ОТГ (за границами населённых пунктов) площадью 23 гектара для размещения завода по переработке мазута и пластика».
Речь идёт о земельном участке за чертой города Рени, приблизительно в пяти километрах от Ренийского порта, между автотрассой Рени – Измаил и рекой Дунай, в непосредственной близости от южного берега озера Кагул.
Кроме того, Ренийская РГА опубликовала Заявление о стратегической экологической оценке запланированной деятельности (оценке влияния на окружающую среду). В документе уточняется, что упомянутый завод будет заниматься переработкой мазута и вторичного пластика для производства нефтепродуктов, а именно бензина и дизельного топлива. Также предусмотрено производство испытательных образцов, но каких именно, не сказано. Как говорится в заявлении, «необходимость данной работы продиктована внедрением современной европейской технологии переработки мазутов и вторичного пластика на территории Украины».
В частности, проект завода предусматривает размещение на его территории следующих объектов: склад приёма сырья; цех пиролиза полиолефинов (полиолефины – класс высокомолекулярных соединений (полимеров), которые вырабатываются из нефти или природного газа – Ред.); цех очистки и выделения серы; база хранения дизельного топлива в объёме 1000 кубометров; посты автоналива дизтоплива; административное здание и др.
Документ гласит, что завод будет оснащён самым современным оборудованием и технологиями, позволяющими выпускать уникальные виды топлива – бензиновые и дизельные дистилляты.
Для уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу проектом предусмотрено применение скрубберов (устройств для очистки твёрдых или газообразных сред от примесей в различных химико-технологических процессах – Ред.). В целом же, как резюмирует заявление, влияние завода на окружающую среду (воздух, почву и воду) и здоровье населения будет минимальным.
На официальном сайте Ренийской райгосадминистрации также опубликована информация о том, что губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий и его заместители провели встречу с представителями индийской компании «NuGreen Energy», которая намерена построить на Одесчине ряд мусоросжигательных заводов (в тексте также встречается термин «мусороперерабатывающих»). Компания заявила о готовности взять на себя 90% инвестиций в производство, 10% должны профинансировать местные инвесторы.
Специалисты «NuGreen Energy» утверждают, что обладают технологией плазменной газификации: завод работает как плазменный реактор в высокотемпературном режиме с использованием оборудования, сделанного из термостойких сплавов. Эта технология считается экологически чистой (без выбросов в атмосферу) и предполагает глубину переработки мусора на уровне 95-97%. Конечной продукцией производства будут минерально-органические удобрения и электроэнергия.
В настоящее время компания NuGreen Energy построила в мире уже 40 заводов такого типа. Изучив существующую ситуацию с утилизацией отходов в Одесской области, индийские инвесторы определили, что условия для запуска проекта есть в Подольске и Рени. По мнению Сергея Гриневецкого, сегодня Одесская область нуждается, как минимум, в работе шести мусороперерабатывающих заводов.
Газета «Ренийский вестник» провела собственное обсуждение данного инвестиционного проекта среди своих читателей. Процитируем несколько высказываний респондентов.
Андрей Медведик, депутат Ренийского горсовета: «С одной стороны, строительство такого завода – это перспектива новых рабочих мест, а с другой… Мы пока не знаем. Возникают вопросы. Каким будет влияние предприятия на окружающую среду? Насколько оно будет вредным? Откуда будет приходить пластик? Будут ли завозить его сюда из Европы? Какими будут объёмы местного пластика? О какой производственной мощности завода вообще идёт речь? Кроме того, не совсем ясно, насколько современным будет это производство. Считаю, что сейчас преждевременно рассуждать на эту тему. Да, в соцсетях поднята шумиха, но это пока всего лишь эмоции».
Михаил Бойко, бывший природоохранный инспектор Ренийского района: «В первую очередь хотелось бы знать, откуда возьмётся сырьё – мазут и пластик? Это будет местный пластик? Лично у меня возникают сомнения в том, что даже для самого маленького завода хватит пластика с территории города Рени. А что за мазут? Откуда? Где в Рени взять столько мазута? Какой вообще мазут будет перерабатываться? Это будет привозное сырьё? Нет никакой информации о мощности будущего предприятия. Конечно, как человек, живущий в Рени и знающий его проблемы, я выступаю за создание новых рабочих мест. Потому что у нас буквально катастрофа с рабочими местами, – на мой взгляд, это главная проблема в нашей громаде. Однако, с другой стороны, открывать какие-то предприятия, не зная, как они будут воздействовать на экологию, – это, наверное, неправильно. Не хотелось бы, чтобы новые рабочие места мы получили слишком дорогой ценой».
Сергей Лупу, директор Ренийского отделения «Новой почты»: «Очень не хочется, чтобы в будущем наши потомки упрекали нас в том, что мы необдуманно дали «добро» на размещение потенциально опасного производства. Конечно, я не против создания новых рабочих мест. Но насколько это будет безопасно? Нужны гарантии, что производственная деятельность этого завода не скажется в перспективе на здоровье людей. Необходимо учитывать и такой фактор, как роза ветров. Не будут ли типичные для нашей местности ветры нести атмосферные выбросы в сторону Рени, Долинского, Лиманского или других населённых пунктов? Нужно очень ответственно подойти к выбору места расположения завода. Возникает также вопрос, откуда будут привозить сырьё для переработки, где его будут хранить? Окончательное решение можно принимать только после тщательного анализа всех этих факторов».
Виталий Некульсян, предприниматель: «Я читал информацию об этом проекте в социальных сетях, и категорически против его реализации! Понимаю, что его воплощение сыграет отличную роль для городского бюджета. А для экологии Рени? Разумеется, если я завтра уеду к своим детям, то мне будет по боку, что здесь творится. Но если я собираюсь тут жить, и это моя родная земля, то наш ответ инвесторам должен быть один: стройте такой завод в своей стране! И вообще, возникает вопрос: почему для этого проекта выбрали именно Рени? Почему, например, не Киев?»
Юрий Кравченко, ветеран Госслужбы по чрезвычайным ситуациям: «Пока я не увижу проектно-техническую документацию, мне трудно судить о том, как будет происходить утилизация пластика… Есть такой критерий, как оценка воздействия на окружающую среду, когда экологи просчитывают риски. В румынском Галаце, например, находится завод, отходы которого попадают в Дунай и текут в сторону Рени, то есть соседняя страна портит нам экологию. Не хотелось бы, чтобы мы делали то же самое. Как видим, вопросов много, и обязанность инвестора – дать на них ответы».
Позволим себе напомнить, что данный проект – далеко не первая инвестиционная идея, которая возникает в Рени, но потом почему-то угасает. К примеру, осенью 2019 года сессия Ренийского горсовета предоставила разрешение ООО «Эко Эйр Рени» на разработку детального плана территории земельного участка для строительства мусороперерабатывающего завода. Однако на сегодняшний день о перспективах этого проекта никто даже не вспоминает.
Росія прагне дестабілізації Придністровського регіону Молдови та хоче використовувати безпорядки для шантажу Молдови та України. Прем’єр-міністр Молдови Дорін Речан пов’язує газовий шантаж із такою стратегією. Читати далі