старинное фото Одесского оперного театра

Что расскажет перепись населения Одессы, которой 125 лет? Этот источник важен для историков, демографов, он интересен и для обывателя. Ведь интересно узнать, сколько человек жило в Одессе в самом конце XIX века, на каких языках они разговаривали, какие у них были религиозные взгляды и прочее.

Переписи населения в Одессе: начали при Дерибасе

Первую перепись в новом городе (Одессе) провели в 1795 году. Численность наличного населения: 2 349 человек. Число мужчин значительно превосходило число женщин: 1615 мужчин против 734 женщин! Это было характерно для поселений на фронтире: граница была установлена по Днестровскому лиману, угроза Османской империи была вполне реальной, а сам город-порт был только амбициозным планом Дерибаса-Деволана, а в реальности представлял собой «не то военный лагерь, не то значительную ярмарку».

Фото 1. Вид на улицу Ришельевскую, такой был центр старой Одессы, конец XIX в.

По первой переписи уже значительным было представительство евреев (240 человек) и евреев (224 человека).

Определение численности населения проводилось и позже, часто это было вызвано фискальными, полицейскими или иными административными необходимостями. Так, во время эпидемии чумы в 1829 году население Одессы определили в 41 552 человек внутри черты порто-франко и почти 52 тысячи человек с пригородами, которые оказались за чертой порто-франко.

С 1835 года в Одессе существовал Статистический комитет. Он и занимался изучением населения Одессы, проведением переписей и изданием печатных изданий с информацией о половозрастной структуре жителей Одессы, их национального и религиозного распределения.

Переход к массовым переписям

Методика переписей в конце XIX века была следующей: город делился на участки, отбирались переписчики (грамотные люди), которые сначала разносили переписные бланки, а потом их собирали или записывали данные со слов тех, кто был не обучен грамоте. Предварительный этап был отдан полиции: стражи порядка уточняли число домов, число проживающих в каждом домостроении. Финальный этап — анализ полученных данных. В случае с переписями в Одессе 1892 года (однодневная городская) и 1897 года (первая перепись по всей империи) активное участие принимал статистик Антон Бориневич.

Фото 2. Переписной бланк (1897)

Анализ данных и публикация результатов переписи

Материалы некоторых фискальных или военных переписей публиковали ограниченно или не публиковали вообще (пример: переписи 1873 и 1879 года, для определения границ призывных участков в Одессе).

В случае с городской переписью 1892 года, то ее результаты были опубликованы на двух языках: русском и французском, а количество вынесенной в опросник информации было даже больше, чем в следующей переписи 1897 года.

Читайте также: Этапы развития и строительства Одессы

Что касается проведения переписи 1897 года, то она состоялась 28 января (по старому стилю). Ее материалы были опубликованы через несколько лет: в 1903-1904 гг. вышла 47-я часть всероссийской переписи, скромно озаглавленная «город Одесса».

Фото 3. Так выглядит титул тома с материалами переписи населения по Одессе (1897).

Одесса была крупным городом, потому тут организовали переписную комиссию, которая была уравнена в статусе с губернской.

По материалам переписи в Одессе (тогда это было градоначальство, что включало нынешние пригороды и окрестные населенные пункты, такие как Дальник, Дачное, Прилиманское и прочие) в 1897 году проживало 403 815 человек. Стремительный рост будет сохраняться: в год начала первой мировой войны в городе будет проживать уже 481 500 человек.

Собственно, Одесса без Дальницкого полицейского участка имела более 380 000 жителей. Даже в конце XIX века сохранялась диспропорция мужчин и женщин: на сто мужчин приходилось всего 86 женщин. Это позволяет определить Одессу как один из главных центров трудовой миграции, свою роль играл и воинский контингент, расквартированный в Одессе.

Фото 4. В те годы также использовали инфографику, вот как она выглядела

В те годы Одесса также была многонациональным городом. Тут говорили на 50 языках. Основным был отмечен «русский» (58,8%), но распределения на «украинский» или «белорусский» просто не было, так что в условиях дискриминационных Валуевского циркуляра (1863) и Эмского указа (1876) определить точную процентную составляющую невозможно.

*в пояснении к пункту о языках, на которых говорят в Одессе есть распределение по национальности: 49,1% «великороссы», 9,4% «малороссы», 0,3% — белорусы. Исследователи дискутируют, стоит ли этим цифрам доверять, т.к. в 1851 году число «малороссиян» (украинцев) в Херсонской губернии было ок. 70%.

Вторым по численности употребления был «еврейский» (так в источник — авт.), а третьим по числу использования в Одессе был польский язык: 17 395 человек назвали его в 1897 году родным. Довольно крупные группы носителей объединялись вокруг немецкого (10 248 человек) и греческого (5 086 человек) языков. Остальные группы имели менее полутора тысяч носителей.

Одесса было «дворянским» городом только до определённой степени. Согласно переписи 5,8% населения города (5,5% если считать с градоначальством) отнесено к дворянам потомственным и личным (но в эту графу также отнесены «чиновники не из дворян и их семьи»). Торговый характер город имел, будучи почти полностью мещанским и крестьянским: 57,6% и 27,1% населения соответственно. Всего 1,2% населения были отнесены к купцам.

Довольно сложно было с грамотностью: в среднем больше половины населения города были грамотными, но диспропорция сохранялась, если в общих цифрах число грамотных определялось в 57,7%, то среди мужчин их было— 67,5%, а среди женщин всего 46,2%.

Интересная деталь — самой грамотной группой населения были «лица духовного звания мужского пола» (91,19% грамотных), что было на пять процентов выше группы «дворяне потомственные и личные, чиновники не из дворян и члены их семей».

К слову, самым распространенным по численности типом, была семья в шесть-десять человек, таких было более четверти в городе и более трети в пригородах).

Одесса конца XIX века — это город православных и иудеев. На их число приходилось более 90% всех жителей города (55,93% опрошенных назвали себя православными, 34,41% — иудеями), со значительным отрывом далее шли «римско- и армяно-католики» — 6% и «лютеране и протестанты» — 2,37% населения.

Фото 5. Перепись дело ответственное и дорогое. Некоторые получили медаль «За труды по переписи» (1897)

Чем занималось население Одессы? Результаты переписи говорят: «наибольшая масса самостоятельного населения городских участков занимается обрабатывающей промышленностью, в большинстве случаев в виде ремесел, связанных с потребностями местного городского населения, затем следуют непромысловые занятия и торговля».

Главный статистик Одессы

Одним из руководителей переписи в Одессе, был статистик Антон Бориневич (1855-1946). В 1890 году он был назначен заведующим Одесским городским статистическим бюро. Под его руководством были проведены: однодневная перепись жителей Одессы 1 декабря 1892 года, а также переписи 1897, 1915, 1917 гг. Не оставил свое поприще и в советское время: принимал участие в переписях 1920-х гг.

Фото 6. Фрагмент экспозиции Одесского историко-краеведческого музея с портретом Антона Бориневича, руководителя переписи в Одессе

В свои юные годы он оказался в ссылке по доносу сослуживцев, хотя прямых сведений о его причастности к революционной деятельности не было. После возвращения из ссылки, он посвятил свою жизнь статистике, прожив долгую и плодотворную жизнь, вплоть до последнего года он преподавал в Одесском кредитно-экономическом институте (сейчас Одесский экономический университет).

Автор Станислав Кинка