Мы уже не раз освещали скандал, который разгорелся в Ренийском районе вокруг местного инклюзивно-ресурсного центра (ИРЦ). Громкий резонанс вызвали две публикации в прессе: как утверждали журналисты, в том числе и автор этих строк, сегодня в районе фактически нет полноценной системы инклюзивного образования, хотя на её создание и развитие были выделены значительные бюджетные средства.

Коротко напомним суть скандала. Депутат Ренийского горсовета Виктор Метель, будучи отцом ребёнка с особыми образовательными потребностями, лично убедился в том, что ИРЦ Ренийского районного совета не обеспечен помещением, кадрами и материально-технической базой в соответствии с Положением об инклюзивно-ресурсных центрах, утверждённым постановлением Кабмина №545 от 12 июля 2017 года. Кроме того, вопросы возникли и по поводу слабой готовности к работе ресурсных комнат, открытых в школах: в частности, в этих комнатах нет в полной мере необходимой мебели и оборудования, а школьные команды психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями не укомплектованы кадрами, как того требует приказ Министерства образования и науки Украины от 8 июня 2018 года №609.

Разумеется, в такой ситуации вызвала сомнения эффективность использования бюджетных средств, выделенных на организацию деятельности ИРЦ в 2019 году (345 тысяч гривен). Тем более, что, по информации Департамента образования Одесской облгосадминистрации, в Ренийском районе по состоянию на 1 июля 2019 года сформировалась неиспользованная государственная образовательная субвенция в объёме 1 млн 594 тыс. грн.

Недоумение журналистов вызвал и тот факт, что в августе т.г. районная власть фактически провалила конкурс на должность директора ИРЦ, причём нынешняя исполняющая обязанности руководителя центра Юлиана Мунтян отказалась принимать участие в конкурсе. Более того, она хотела уволиться, а после скандала в прессе аналогичные настроения охватили весь коллектив ИРЦ. Тем самым люди выразили своё нежелание работать в условиях, которые далеки от нормативных стандартов Кабмина и Минобразования.

Напомним также, что в нынешнем учебном году в школах района создано 24 инклюзивных класса, а число детей с особыми образовательными потребностями увеличилось в два раза – с 14-ти учеников до 28-ми.

В начале сентября т.г. внеочередная сессия Ренийского райсовета рассмотрела проблемную ситуацию вокруг организации работы районного инклюзивно-ресурсного центра. Чиновники начали с того, что «наехали» на СМИ: председатель Ренийского райсовета Олег Зуев публично обвинил авторов публикаций во лжи, заявив о том, что журналисты «собирают сплетни». В свою очередь начальник отдела образования, молодёжи, спорта и культуры Ренийской райгосадминистрации Владимир Дьяченко, выступая с трибуны сессии, сказал, что пресса использовала «мифические» финансовые цифры.

Примечательно, что все обвинения в адрес прессы рассыпались «по ходу пьесы». Например, депутат райсовета Виталий Никула признался, что и.о. директора центра Юлиана Мунтян действительно хотела уволиться (именно эту информацию Олег Зуев назвал сплетнями). «Мы все виноваты в том, что инклюзивный центр оказался в таком положении. И вина наша заключается в том, что мы слишком затянули решение вопросов, связанных с развитием центра», – заявил Виталий Никула.

В конечном итоге сессия приняла решение, реализация которого должна создать все условия для полноценной работы местного ИРЦ, включая обеспечение его помещением, кадрами и материально-технической базой. Почти одновременно, за день до сессии, райсовет назначил новый конкурс на должность директора ИРЦ.

Казалось бы, инцидент исчерпан. Но, как говорится, неприятный осадок остался. Осталась и масса вопросов по поводу дальнейшего функционирования центра.

Теперь, когда страсти улеглись, попробуем спокойно и обстоятельно разобраться в том, что же на самом деле происходит в системе инклюзивного образования Ренийского района. Предоставим слово должностным лицам, которые непосредственно за это отвечают.

Исполняющая обязанности директора Ренийского районного инклюзивно-ресурсного центра Юлиана Мунтян: «В первую очередь специалистами нашего центра была проведена комплексная оценка детей с особыми образовательными потребностями. На этой основе руководители учебных заведений должны обеспечить особенности инклюзивного обучения в каждом конкретном случае. Если же школа не способна в полной мере удовлетворить образовательные потребности этих детей из-за нехватки профильных специалистов или по другим причинам, то такая школа может подписать с нами соответствующее соглашение. И мы будем оказывать необходимые услуги.

В настоящее время в Ренийском районе в числе детей с особыми образовательными потребностями – 4 ребёнка с проблемами зрения, 2 – с проблемами слуха, 24 – с тяжёлыми нарушениями речи, 17 – с задержками психического развития, 10 – с проблемами опорно-двигательного аппарата, 6 – с нарушениями умственного развития, 8 – аутисты и дети с синдромом Дауна, 4 – с нарушениями эмоциональной и коммуникативной сферы. Из них 32 ребёнка могут проходить инклюзивное обучение.

Учитывая специфику заболеваний детей, необходимо изменить ранее принятую структуру ИРЦ: в неё надо включить ставки учителя-реабилитолога и олигофренопедагога. Напомню, что основная задача центра – это предоставление консультационных услуг тем, кому они необходимы, то есть директорам школ, учителям и родителям детей с особыми образовательными потребностями. Смысл инклюзивного обучения заключается в том, что если ранее ребёнок-инвалид или ребёнок с отклонениями в развитии фактически изолировался от общества и проходил индивидуальное обучение на дому, то теперь он получает возможность находиться в учебном заведении, и оно обязано обеспечить для него учебно-воспитательный процесс. Заниматься с таким ребёнком в классе основному педагогу помогает ассистент учителя, а в особых случаях – ассистент ребёнка. Что касается программы инклюзивного обучения, то могу сказать так: если нарушения в развитии ребёнка не тяжёлые, то программный материал для него адаптируется, если же тяжёлые, – модифицируется. Если же ребёнок вообще не может посещать школу, то он проходит индивидуальное обучение.

Я не могу согласиться с прозвучавшим в прессе мнением о том, что в Ренийском районе не работает система инклюзивного образования. Первоочередной задачей нашего центра, как я уже сказала, было проведение комплексной оценки детей с особыми образовательными потребностями. И мы её сделали. Сейчас центр предоставляет консультационные услуги, причём 24 часа в сутки. Да, для полноценной работы в полном объёме нам не хватает соответствующих условий, но и в этом направлении районная власть активно работает. Надеюсь, что после завершения конкурса на должность директора ИРЦ будет окончательно сформирована наша команда, и мы перейдём к коррекционно-развивающим функциям».

Начальник отдела образования, молодёжи, спорта и культуры Ренийской райгосадминистрации Владимир Дьяченко: «Хочу напомнить, что до принятия в 2017 году закона об инклюзивном образовании все дети с особыми образовательными потребностями обучались на дому. После выхода упомянутого закона наша районная больница продолжала выдавать справки для индивидуального обучения, а региональная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая работала в Измаиле, давала заключения для инклюзивного образования. То есть комиссия устанавливала право родителей направить ребёнка в школу.

В 2017-2018 учебном году ПМПК обследовала 28 детей из Ренийского района. Однако правом на инклюзивное обучение воспользовались родители лишь двоих детей. Но уже в следующем учебном году было подано 14 заявлений на инклюзивную учёбу. Все эти дети были приняты в школы и распределены в 12 классов.

В декабре 2018 года ПМПК были упразднены, и каждый район оказался перед необходимостью создания собственного инклюзивно-ресурсного центра. В нашем районе ИРЦ был создан решением сессии райсовета 28 февраля 2019 года. В марте его зарегистрировали, а в апреле были приняты на работу сотрудники и исполняющая обязанности директора центра. Но возник вопрос с помещением для ИРЦ. Сначала горсовет разрешил нам разместить центр в детском саду «Чебурашка». Однако существует постановление Кабмина, согласно которому государственное оборудование не может храниться в арендованном помещении, а только в помещении, которое находится на балансе учредителя. Поэтому было принято решение разместить ИРЦ в здании Ренийского лицея. На ремонт соответствующих площадей райсовет выделил 130 тысяч гривен, и эти деньги освоены. При этом «промежуточным» помещением для центра стал кабинет психолога Ренийской гимназии (что стало прямым нарушением постановления Кабмина №545 – Прим. авт.).

К настоящему времени сотрудники центра и лично Юлиана Александровна Мунтян проделали огромную работу по комплексной оценке детей с особыми образовательными потребностями. Если бы эта работа не была сделана, то родители фактически не имели бы возможности направить детей на инклюзивное обучение.

Что касается ресурсных комнат, то на данный момент они созданы в пяти школах. Ребёнок с особыми образовательными потребностями должен находиться в классе, но если ему тяжело, он может продолжить заниматься в ресурсной комнате. Уже закуплена часть оборудования для ресурсной комнаты в школе №3, идут аналогичные закупки для школ в сёлах Новосельское, Лиманское и Орловка».

Комментируя вопрос о том, почему в Ренийском районе сформировалась значительная неиспользованная государственная образовательная субвенция, В. Дьяченко отметил, что соответствующее постановление Кабмина требует направлять эти деньги в первую очередь на оснащение начальной школы и кабинетов естественно-математического цикла. Однако в названном постановлении ничего не сказано о том, что субвенцию можно использовать на развитие системы инклюзивного образования.

По словам Владимира Ивановича, в 2019 году на нужды ИРЦ Ренийский район получил из госбюджета 345 тыс. грн. Из этих средств на зарплату предусмотрено 212 тыс. грн, на начисления на зарплату – 47 тыс. грн, на приобретения – 84 тыс. грн. По состоянию на начало сентября в целом использовано 166 тыс. грн. Остаток денег составил 178 тыс. грн, и в основном эти средства предназначены на зарплату до конца года.

Председатель Ренийского райсовета Олег Зуев: «Новое помещение центра, расположенное в здании Ренийского лицея, по своей площади отвечает всем нормативным требованиям. Там уже заменили окна и двери, завершается подготовка проектной документации, согласно которой будет осуществляться дальнейший ремонт. Отдельная смета разработана на ремонт туалета ИРЦ. То есть мы не стоим на месте. Да, начальный этап работы центра проходил в условиях отсутствия нормального помещения и дефицита кадров, и, тем не менее, даже на этом этапе ИРЦ справился с текущими задачами».

Отвечая на вопросы депутатов о том, когда же будет готово новое помещение центра, Олег Зуев заявил, что ремонт, возможно, будет закончен к Новому году.

В свою очередь автор этих строк поинтересовался, уверены ли районные чиновники в том, что они смогут полностью обеспечить ИРЦ кадрами в обозримой перспективе.

«Нет, я в этом не уверен, – откровенно ответил В. Дьяченко. – Дефицит кадров действительно является очень острым. Всё, что мы можем сделать, – это обратиться в Измаильский гуманитарный университет с просьбой посодействовать Ренийскому району в процессе обеспечения специалистами для инклюзивного образования. Но, опять же, для привлечения этих специалистов нам необходимо решить жилищную проблему и ряд других вопросов».

Андрей ПОТЫЛИКО