Как уже сообщал «Топор», недавно в очередной раз возникли вопросы относительно финансирования системы инклюзивного образования в Ренийском районе. В частности, благодаря местным журналистам выяснилось, что из соответствующей отчётности районных чиновников исчезли 517 тысяч гривен! (см. Ренийские чиновники, упрекавшие журналистов в публикации «мифических» финансовых цифр, сами озвучивают мифические цифры?).

Напомним суть данного факта. Внеочередная сессия Ренийского райсовета, которая состоялась 6 сентября т.г., рассмотрела проблемную ситуацию вокруг организации работы районного инклюзивно-ресурсного центра (ИРЦ). Выступая по этому вопросу, начальник отдела образования, молодёжи, спорта и культуры Ренийской райгосадминистрации Владимир Дьяченко озвучил суммы и статьи расходов на инклюзивное обучение. По информации Владимира Ивановича, в 2018-2019 учебном году Ренийский район получил из госбюджета на указанные цели в общей сложности 345 тыс. грн. Из этих средств на зарплату сотрудников ИРЦ предусмотрено 212 тыс. грн, на начисления на зарплату – 47 тыс. грн, на приобретения – 84 тыс. грн. По состоянию на начало сентября в целом использовано 166 тыс. грн. Остаток денег составил 178 тыс. грн, и в основном эти средства предназначены на зарплату до конца года.

Примечательно, что цифры, обнародованные начальником райотдела образования, попали в официальную платную статью райсовета, опубликованную в газете «Ренийский вестник» 13 сентября т.г. Тем самым райсовет подтвердил достоверность финансового отчёта Владимира Дьяченко.

Однако депутат Ренийского горсовета, отец ребёнка с особыми образовательными потребностями Виктор Метель усомнился в эффективности расходов на инклюзивное образование в районе, и направил по этому поводу ряд обращений в областные органы власти. И оказалось, что ответы, пришедшие из Одесской облгосадминистрации, содержат финансовые цифры, вообще не отражённые ни в докладе Ренийского райотдела образования, ни в вышеупомянутой газетной статье райсовета. А именно: как сообщила ОГА, наряду с уже озвученной суммой 345 тыс. грн, на оснащение кабинетов ИРЦ выделено 154 тыс. грн, на оплату труда персонала ИРЦ – 363 тыс. грн. Итого – 517 тыс. грн.

Почему же более полумиллиона гривен не попали в отчётность ренийских районных чиновников? За комментариями мы обратились к начальнику отдела образования, молодёжи, спорта и культуры Ренийской райгосадминистрации Владимиру Дьяченко и главному бухгалтеру коммунального учреждения Ренийского райсовета «Ренийский районный центр по обслуживанию учреждений и организаций образования» Вере Челак.

Отмечу, что наша беседа получилось трудной и довольно напряжённой, и чтобы читатель понял её контекст, мы решили изложить этот разговор в виде интервью.

ВЛАДИМИР ДЬЯЧЕНКО: Финансовые цифры, которые прозвучали на сессии райсовета 6 сентября, я подготовил для ответа на жалобу гражданина Метеля. Средства были выделены ещё в период 2018-2019 учебного года. Но я озвучил лишь те расходы, которые осуществлялись на инклюзивное образование в школах района, и это действительно 345 тысяч 100 гривен. Эти деньги были выделены из госбюджета в соответствии с Постановлением Кабмина от 14 февраля 2017 года №88. Из суммы названных средств 260 тысяч гривен были направлены на оплату коррекционно-развивающих занятий, в том числе тех, которые проводились ассистентами учителей, работающими в инклюзивных классах. Поэтому я и назвал эти затраты зарплатой. Кроме того, 84 тысячи гривен поступили на приобретение специальных средств коррекции для классов или ресурсных комнат во всех школах района, где на тот момент учились дети с особыми образовательными потребностями (14 учащихся). Из числа последних закупок по данной статье расходов могу назвать приобретение мебельной стенки для школы №3, где оборудование ресурсной комнаты обошлось в 22 тысячи гривен, хотя там было лишь двое детей в инклюзивных классах, и мы могли выделить намного меньше средств. Необходимо добавить также, что 51 тысяча гривен была направлена на инклюзивные группы в двух детских садах района. Эти деньги через райфинуправление получили местные советы.

Что касается финансирования районного инклюзивно-ресурсного центра, то для него предусмотрены отдельные расходы. Вот почему я не озвучил их на сессии райсовета. Как известно, сейчас решается вопрос строительства нового помещения для ИРЦ, и когда оно откроется, нам предстоит закупить оборудование на сумму 154 тысячи гривен. Но уже сейчас мы приобрели для центра компьютеры, принтеры и другое оснащение.

На зарплату персонала ИРЦ, как вы уже знаете, предусмотрено 363 тысячи гривен.

ЖУРНАЛИСТ: Почему же вы сказали, что зарплата работников ИРЦ выплачивается не из суммы 363 тысячи, а из суммы 345 тысяч? Ведь это, как вы сами признали, – абсолютно разные статьи расходов.

ВЛАДИМИР ДЬЯЧЕНКО: Я не спорю: может быть, я действительно ошибся, потому что в том переполохе, который был на сессии, трудно было сосредоточиться.

ВЕРА ЧЕЛАК: Оплату за коррекционные занятия в школах тоже можно назвать зарплатой.

ЖУРНАЛИСТ: Не совсем. Предположим, коррекционные занятия проводит ассистент учителя, работающий в инклюзивном классе. Он получает зарплату за свою основную работу, то есть работу ассистента, а за коррекционные занятия он получает отдельно. Однако Владимир Иванович на сессии заявил даже не об этой оплате, а о зарплате сотрудников ИРЦ. Согласитесь, разница – огромная. И не только разница в терминах, но и в объёмах финансирования. Получилось так, что из информационного пространства «выпало» 517 тысяч гривен. Естественно, это нельзя было не заметить. И возникли закономерные вопросы.

ВЕРА ЧЕЛАК: Давайте, я вам объясню. Работники ИРЦ, как и все педагогические работники учреждений образования, получают зарплату за счёт государственной субвенции согласно Постановлению Кабмина от 14 января 2015 года №6. И 363 тысячи были выделены именно в рамках этой субвенции. Однако оплату за коррекционные занятия получают специалисты, которые привлекаются со стороны по трудовым договорам. Если же позволяет квалификация школьных педагогов (тех же ассистентов учителей), то они тоже могут проводить такие занятия за аналогичную плату. Таким образом, возникла путаница между зарплатой персонала ИРЦ и оплатой коррекционных занятий в школах. А возникла она потому, что и то и другое назвали словом «зарплата». Вот и всё.

ЖУРНАЛИСТ: Но ведь сессия райсовета рассматривала не столько инклюзивное образование в школах, сколько деятельность инклюзивно-ресурсного центра. И основная дискуссия происходила именно вокруг условий работы ИРЦ. А вы утверждаете, что касались только школьных аспектов этой проблематики. Странно получается…

ВЛАДИМИР ДЬЯЧЕНКО: На нас жаловались именно по поводу того, что мы плохо осваиваем деньги, выделенные на инклюзивные классы и ресурсные комнаты в школах. Поэтому я выступил именно относительно школ. А если ошибся в формулировках – значит, ошибся. Но главное – не в этом. Главное в том, чтобы бюджетные деньги были потрачены по назначению, чтобы мы их освоили. Поверьте, что ни одна копейка из этих средств «налево» не уходит.

ВЕРА ЧЕЛАК: Информацию для Владимира Ивановича непосредственно перед сессией готовила я. И могу подтвердить, что речь шла именно о школах, а не о работе ИРЦ.

ЖУРНАЛИСТ: Владимир Иванович, почему на сессии райсовета именно вы отчитывались о состоянии инклюзивного образования в районе? Вы – сотрудник райгосадминистрации, а за работу ИРЦ отвечает подчиняющийся райсовету центр по обслуживанию учреждений образования. Руководит этим центром Людмила Потрибная, однако она на той сессии не произнесла ни слова! По-моему, это неправильно. Именно Людмила Потрибная должна была отчитываться и отвечать на неудобные вопросы относительно проблем ИРЦ. Но этого почему-то не произошло…

ВЛАДИМИР ДЬЯЧЕНКО: Во-первых, коммунальное учреждение райсовета, согласно своему же Уставу, находится в оперативном управлении отдела образования райгосадминистрации. Кроме того, ответственность за инклюзивное образование перед вышестоящими органами несёт начальник отдела образования РГА. А, во-вторых, жалоба гражданина Метеля касалась отдела образования РГА. И, соответственно, именно отдел образования должен был ответить на эту жалобу.

* * *

Итак, читатель может сам оценить, насколько убедительно звучат подобные оправдания. В то же время надо помнить о том, что любые оценки в таких случаях – дело субъективное. Кто же может дать объективную оценку? Ответ один: только контролирующие органы. Именно они должны установить эффективность и законность использования бюджетных средств на нужды инклюзивного образования в Ренийском районе.

Сколько же ещё нужно публикаций в СМИ для того, чтобы эти органы «проснулись» и начали, наконец, исполнять свои прямые обязанности?

Андрей ПОТЫЛИКО

Світ