День гнева

Пожалуй, начну с последних событий. Вчера, то есть 14 марта,  в районе аккерманского морского  торгового порта состоялся митинг. Работники порта, горожане с  активной позицией собрались здесь, чтобы выразить свой протест руководству предприятия и просочившимся сюда арендаторам. Более пятисот человек собравшихся на акции протеста в провинциальном городе – это достаточное количество недовольного народа, чтобы послужить красным светом для местной, да и центральной власти. Это тот самый случай, когда надо крепко задуматься и главное – услышать глас народа.

нов порт

Люди протестовали против попыток рейдерского захвата предприятия и последних законодательных инициатив власти, которые, по их мнению, могут погубить порт. Протестующие держали плакаты «Остановим рейдеров! Защитим порт!», «Белгород-Днестровский — за порто-франко», «Ошибки власти — протест на местах».

По словам участников митинга, основные их претензии касаются двух недавних решений власти: о передаче порта в аренду структурам николаевского олигарха Присяжнюка, и о запрете на экспорт необработанной древесины. Именно такой экспорт в настоящее время обеспечивает Белгород-Днестровскому порту существенную часть дохода.

Участники акции протеста полагают, что в результате этих решений Белгород-Днестровский порт, и так переживающий не лучшие времена, и вовсе окажется на пороге финансовой катастрофы, а его работники будут фактически «проданы в рабство».

Митингующие также высказались в поддержку введения в Одесской области режима свободной экономической зоны (порто-франко), которая, по их мнению, даст импульс развитию региона, в том числе и Белгород-Днестровского порта.

 Обернувшись назад…

Построить порт в устье Днестра советское правительство приняло решение в середине 60-х прошлого столетия. К этому располагали два основных фактора: загруженность одесского и ильичёвского портов грузопотоками, в особенности, от малотоннажного флота, и развитие строительства объектов народного хозяйства в соседней Молдавской ССР. Предполагалось наладить  туда доставку строительных материалов, леса, технологического оборудования и прочего. Выбор пал на Белгород-Днестровский и правый морской берег от Царьградского гирла, что в посёлке Затока.

Через несколько лет к причалу Белгород-Днестровского порта уже подходил первый сухогруз «Рапотамо» из дружественной Болгарии. А в Затоке был открыт портпункт «Бугаз»…

История аккерманского порта показательно противоречива, как и всё в этом странном мире в это не самое лучшее время. С другой стороны, можете не верить, но в 1984 году наш порт занимал первое место в бывшем СССР среди  подобных по производительности труда. Нынче это понятие стало анахронизмом, но в те годы процент производительности труда определял потенциальную эффективность выполняемых работ и, конечно же, степень классности управления производством.

Думаю, не лишним дать некоторые показатели работы порта. В 80-е годы прошлого века здесь перерабатывали до 800 тыс. тонн леса, свыше 250 тысяч тонн металла (в основном, продукция из Италии), до 300 тыс. тонн зерна, а уж цитрусы, консервированные фрукты и овощи, каучук, кальцинированную соду, барит и прочую продукцию химпрома – так и не счесть. Кстати, работали всего шесть причалов. Устроиться на работу в порт докером для молодого мужчины было пределом мечтаний. Здесь по тем временам была отличная зарплата, предприятие интенсивно строило жильё для своих работников, работала своя база отдыха, крепко на ногах стоял профсоюз.

В настоящее время в порту девять причалов. Но! Металл, зерно, химическое сырьё сюда не доставляют. Перерабатывают только лес. Если выпадает в год отработать 150 тысяч тонн леса, этот год считается весьма удачным. Ощущаете разницу?

Концессия, которая…

В последние годы предприятие здорово лихорадит. Упали грузопотоки, не ведутся работы по углублению дна фарватера, зарплата трудового потенциала любого порта – докеров, смехотворна. Едва ли не по нескольку раз в год работяги бунтуют, требуя от руководства эффективного управления и решения своих социальных проблем. Сюда не раз и не два приезжали важные персоны из министерств. Что-то обещали, сулили, но… сами понимаете, чего сегодня стоят посулы сановников. Примечательно, что и местная власть Белгорода-Днестровского, на территории которого расположен торговый порт, ведёт весьма осторожную политику отношений между собой и руководством предприятия.

новы порт (1)

И вот – весть, которая снова сотрясла портовиков. Все значимые объекты предприятия переданы в аренду двум неким компаниям… Тут я вынужден сделать необходимое отступление.

 Год-два назад в Белгород-Днестровском торговом порту пошли серьёзные разговоры о том, что поскольку предприятие не обладает достаточными средствами для своего развития, хорошо бы реализовать программу Концессии. В двух словах, концессия – это форма договора о передаче в пользование комплекса прав, принадлежащих правообладателю. В данном случае государственному предприятию, каким является порт. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок.  Разница между передачей в аренду объекта и концессией заключена в гарантиях концессионера (ов) выполнять условия договора, предусматривающих финансирование программ развития не только своего бизнеса, но и интересы второй стороны. То есть, порта. Как-то так.

Идея заинтересовала порт. Однако случилось традиционная смена руководства предприятия. На смену Олегу Манитенко пришёл новый начальник порта некий Сергей Сечкин, который до сего был в замах руководителя порта.

Надо сказать, что среди претендентов стать концессионером вызвалась серьёзная группа турецких компаний с опытом работы по переработке леса и, что немаловажно – с солидным капиталом. Примерный срок предлагаемого сотрудничества – 49 лет. Другими словами, в течение 49 лет порту обеспечивалась гарантия стабильной работы. Заметим, что почти 90% экспортёров Белгород-Днестровского порта являются именно турки.

Планировалось, что министерство инфраструктуры Украины занялось бы изучением проектов кандидатов в концессионеры, их предложениями по улучшению качества работы порта. И ещё одна немаловажная деталь. В условиях договора с концессионерами был  забит пункт о  социальных гарантиях трудовому коллективу предприятия (зарплата, адекватные пенсии, больничные, отпуска и проч).  Увы…

 

… не состоялась

Руководству порта неожиданно стал интересен вариант сдачи в аренду государственного недвижимого имущества порта. Ясно, что к тому подтолкнули объявившиеся желающие. Дальше всё пошло, как по маслу. Порт заявил о желании провести оценку госимущества предприятия. Некая организация «Экспертиза» оценила его аж в 29 миллионов гривень. (В порядке сравнения – 60 тысяч квадратных метров бетонных плит, которыми выложены портовые площадки причалов оцениваются в пределах 20 миллионов гривень).

Стало ясным и то, почему все эти годы порт откровенно «опускали», не развивая его площади, не обновляя технику, не проводя необходимые работы по углублению судоходного канала. Всё верно –  для того, чтобы существенно занизить его ликвидность! На  этом не раз заострял внимание общественности бывший заместитель начальника порта Олег Коваль.  Но видно слышащий,  да не услышал.

На арену выступили две отечественные  фирмы, страстно пожелавшие взять в аренду портовые производственные площади. «Ривер-Транс» и «КД-Транс». Отметим, как штрих: уставной капитал «Ривер-Транса» «впечатляет» – 2050 гривень. А представительский офис компании находится в уездном Аккермане, в черте парка Победы, меж художественной мастерской и покосившимися домишками, в какой-то комнатушке. Не, ну не турецкий размах, ясдело, но разве ж, в этом есть сермяжная правда?

В январе порт  уже заключил договор на передачу в аренду своих потенциалов. Кстати, сам факт с сотрудниками порта широко не обсуждался. Всё прошло в узком кругу, «по-родственному».

Что же пообещали арендаторы портовикам, кроме как «верой и правдой»?

Арендная плата в 600 тысяч гривен за месяц (400 тыс. «КД-Транс» и 200 тысяч  «Ривер-Транс»). Для примера: в настоящее время только портпункт «Бугаз» даёт порядка 250 тысяч долларов США за месяц. Но весь «прикол» в другом.

Две упомянутые фирмы непосредственно связаны с николаевской компанией «Орексим», которая недавно пообещала портовикам и зерновой терминал, и лесоперерабатывающее производство, и дноуглубление, и зарплаты и ваще – молочные реки с кисельными берегами. А схема проста и незамысловата, как принцип работы примуса. Головная николаевская компания будет вкладывать деньги в свой же бизнес, то есть, в «Ривер-Транс» и «КД-Транс» для его развития. А те крохи, что перепадут от аренды портовикам – 600 тысяч пойдут не куда-нибудь, а на развитие порта, на решение текущих проблем предприятия, зарплаты, закупку техники и прочее. В масштабах порта, даже такого захудалого, каким стал белгород-днестровский, это – мелочь на празднике жизни арендаторов.

И ещё один существенный момент.  Новые хозяева уже заявили портовикам, чтобы те особо не размышляли, а переходили к ним на работу, мол, плату и прочее гарантируем. Правда, на два года. А что будет дальше с людьми,  остаётся догадываться. И, как говорят, определили дату, мол, до 16 февраля. Дальше Сезам закрылся…

P.S.

Понятно, что терпение портовиков лопнуло. Многие из них здесь проработали с самого основания предприятия. Они были и есть свидетели расцвета и падения до уровня захудалого речпорта Блегород-Днестровского порта. И если ранее, называя его «морским торговым», докеры, тальманы, стивидоры, ремонтники гордились родным портом, то сейчас это вызывает болезненную усмешку. Морской… Скоро по фарватеру не пройдёт заурядная баржа…

Думается, не всё так весело должно быть в очах новых «хозяев» аккерманского порта. Вчерашняя акция протеста – первый серьёзный сигнал, а, возможно, и предостережение нуворишам. Не всё в этой жизни можно купить за ваше бабло, любезные.

Владимир Воротнюк

Белгород-Днестровский