Если верить премьер-министру Украины Арсению Яценюку, за последнее время правительство приняло целый ряд прогрессивных мер для стимулирования экономики в целом и предпринимательства в частности. В числе таких шагов – сокращение количества налогов, снижение единого социального взноса (это призвано вывести зарплаты из «тени»), дальнейшее упрощение регуляторных процедур и др.

Причём Кабмин достаточно громко «пиарит» эти реформы. И всё было бы хорошо, если бы не одно «но»: как это бывает в нашей стране сплошь и рядом, красивые слова политиков не имеют ничего общего с действительностью. В этом легко убедиться, если пообщаться с рядовыми предпринимателями и экспертами в области бизнеса. Бодрые заявления А. Яценюка – не просто преувеличение: они полностью противоречат реальным фактам.

Бизнес и Яценюк

 Елена Вишневская и её муж – обычные ренийские предприниматели. Им принадлежат продовольственный магазин, летнее кафе, бар и ресторан. Казалось бы, этого вполне достаточно для материального и морального благополучия, тем более в маленьком городе. Однако супруги-бизнесмены в полной мере ощутили на себе «покращення», которое так громко разрекламировал «великий кризис-менеджер» Арсений Петрович.

– Ресторан мы купили и начали инвестировать в него три года назад, когда время было другое, – рассказывает Елена Владимировна. – Но сейчас заведение работает только два дня в неделю – очень мало посетителей. Ресторанный бизнес стал убыточным. И это не только у нас – такая тенденция наблюдается по всей стране.

Наши расходы значительно выросли – поднялись цены на электроэнергию, газ (от него мы уже отказались) и так далее, введены новые налоги. Достаточно назвать пятипроцентный акцизный сбор с алкогольной и табачной продукции, в том числе с пива. Причём платится он с оборота. Допустим, мы «пробили» по кассовому аппарату объём товара на 30 тысяч гривен. Значит, 1500 гривен я должна отдать в бюджет. Помимо того мы платим за лицензию: за алкоголь – 8 тысяч гривен в год, за сигареты – 2 тысячи гривен в год.

Наше правительство предпочитает об этом не говорить, но на самом деле пятипроцентный акцизный сбор взимается несколько раз на всём пути продвижения товара на рынок. Приведу конкретный пример. Завод выпустил бутылку пива – заплатил 5 процентов. У нас есть дистрибьютор пива, который обеспечивает этим товаром весь район. Он купил пиво на заводе – тоже заплатил 5 процентов. И, наконец, такой же сбор платит торговая точка, продающая пиво потребителю. Что получается? А получается, что пятипроцентный акцизный сбор взимается в тройном размере! Я считаю, что это абсолютно неправильно, тем более что пиво с правовой точки зрения не считается в Украине алкогольным напитком. Однако планируется с 1 июля ввести лицензию и на пиво, хотя алкогольная лицензия предусматривает продажу вина и ликёроводочных изделий. То есть, опять же, юридически пиво не является напитком из данной категории.

Естественно, нет ничего удивительного в том, что в данной ситуации выросли цены на алкоголь и, как следствие, на 70 процентов упал объём продаж (прежде всего водки). Не так давно была установлена минимальная фиксированная цена на водку (40 грн 50 коп.). От этой цифры устанавливается акциз для заводов, которые в свою очередь поднимают цены. В итоге бутылка водки сегодня стоит в среднем 60 гривен. К чему это приводит? Продажи падают, соответственно сокращаются отчисления в казну, а народ переключается на самогон и «палёную» водку. Ну, и кто от этого выигрывает? В подобной экономической ситуации надо снижать налоговое давление, чтобы стимулировать рост производства, торгового оборота и платежей в бюджет. Однако правительство делает всё наоборот.

Чтобы как-то оптимизировать нашу налоговую нагрузку, мой муж работает на едином налоге, а я – на общих основаниях. Однако все преимущества единого налога, который так хорошо зарекомендовал себя на протяжении многих лет, могут быть перечёркнуты планируемым с 1 июля поголовным введением обязательного использования кассовых аппаратов. Я считаю, что это делается с одной целью – убить малый бизнес в интересах крупных торговых сетей. Возьмём мой небольшой магазин. Для того, чтобы продукты питания продавались через кассовый аппарат, я должна нанять человека, который будет кодировать товар, человека, который будет «забивать» информацию в компьютер и кассира. Один продавец не сможет всё это делать. Это просто нереально.

К тому же, надо учитывать техническую сторону вопроса: необходимое оборудование стоит до 10 тысяч долларов. А что уже говорить о сельских торговых точках?

Кроме того, для «единщиков» второй группы установили «потолок» оборота в размере 1,5 млн грн в год. То есть, если предприниматель «пробивает» товар на сумму, превышающую эту цифру, то его переводят на другую форму налогообложения. А это – НДС и прочие «прелести». Однако при нынешних ценах полтора миллиона гривен в год – очень скромный оборот. Опять же, это делается для того, чтобы «выдавить» из бизнеса дополнительные «соки». Например, магазины берут товар на оптовых базах. Но оптовики – такие же предприниматели, как мы. Разумеется, для них кассовые аппараты – это тоже лишняя нагрузка. Они либо закроются, либо начнут применять теневые методы работы. А это – сокращение рабочих мест, снижение оборота, падение доходов бюджета (справедливости ради надо отметить, что «единщики» могут свободно перейти в третью группу, где «потолок» оборота – 20 млн грн; другой вопрос, что во второй группе быть более выгодно, поскольку там можно платить фиксированный налог, максимальная ставка которого в Рени составляет 243 грн в месяц, тогда как в третьей группе надо платить 4% от дохода, если предприниматель не является плательщиком НДС, и 2% – если является – А.П.).

По поводу того, что правительство якобы сократило количество налогов и снизило процент единого социального взноса (ЕСВ)… Что предложило правительство? Допустим, предприятие оформляет на работу сотрудника на минимальную зарплату – 1218 гривен. ЕСВ при этом – 36,8%. То есть, с каждого работника мы отчисляем 448 гривен. Но поскольку правительство желает, как оно говорит, вывести зарплаты из тени, бизнесу якобы предоставлена возможность меньше платить ЕСВ. А для этого надо показать якобы реальную зарплату – не ниже 3600 гривен. И тогда ЕСВ уменьшается до 16%. Но! Элементарный подсчёт показывает, что с зарплаты 3600 грн придётся заплатить ЕСВ в сумме 576 грн. А ведь не каждое предприятие сегодня способно платить своим работникам такую зарплату – хоть «белую», хоть в конвертах. Так что уменьшилось?

Создаётся впечатление, что люди в Кабмине либо не умеют пользоваться даже калькулятором, либо сознательно обманывают общество. О каком выводе зарплат из тени можно говорить? На кого рассчитана эта демагогия? Аналогичная история  и с объявленным сокращением количества налогов. Что сделал Кабмин? Он просто объединил налоги по группам, и из 22-х налогов сделал 9. Ничего не изменилось. Кроме того, в Рени на 60% поднялась плата за аренду земли. Сегодня нормативная стоимость земли под моим магазином и кафе – 500 тысяч гривен, и если раньше я платила 860 гривен в месяц, то теперь – 1300 грн.

Если раньше мы что-то зарабатывали, откладывали и могли тратить деньги на развитие, то сейчас, как говорится, трусим карманы, чтобы заплатить налоги. Нас не просто поставили на колени – нас положили. Так нельзя делать… В крайнем случае можно поднять сумму единого налога, и его будут платить все. Но душить малый бизнес и при этом говорить, что давление на него снижается, – это просто верх цинизма.

– Что понимает господин Яценюк под своими великими достижениями в экономике, – для нас непонятно, – продолжает тему экс-председатель Фонда поддержки предпринимательства в Болградском районе, а ныне – активист этой организации Сергей Сахаров. – В действительности, на наш взгляд, продолжается последовательная политика «поедания» малого и среднего бизнеса, которому отведена роль «кормовой базы» для крупного, то бишь, олигархического капитала. Давление на малое предпринимательство усиливается, но при этом оно сопровождается псевдодемократическим трезвоном – иначе это не назовёшь.

Правительство занимается имитацией деятельности в плане облегчения налоговой и административной нагрузки на малый бизнес. Прежде всего я подразумеваю запланированное в текущем году тотальное введение кассовых аппаратов (регистраторов расчётных операций). Это абсолютно неподготовленная мера. Никто не собирается спорить с тем, что тут правительство идёт по европейскому пути, но вопрос в другом: кому нужно поголовное введение кассовых аппаратов? Оно нужно государству. Ну, тогда пусть государство принимает соответствующую программу и обеспечивает данную работу.

И дело здесь не только в финансовых затратах (которые, кстати, может сейчас позволить себе далеко не каждый предприниматель – речь идёт о десятках тысяч гривен, и это лишь на один аппарат, не говоря уже о том, что его надо включить в единую сеть, а затем обслуживать). Самое главное заключается в том, что каждая транзакция, каждое нажатие итоговой кнопки на кассовом аппарате будут «уходить» в Государственную фискальную службу, где должна фиксироваться продажа каждой пачки сигарет или любого другого товара. Так вот, за все сбои в этой системе, – а при нашем уровне связи и коммуникаций в целом эти сбои не то что неизбежны, а будут происходить регулярно, – придётся нести ответственность предпринимателю. Любая неточность, любое расхождение между лентой кассового аппарата и информацией, зафиксированной фискальной службой, будет трактоваться как грубое нарушение финансовой дисциплины. А это в свою очередь – штрафы и «железный» повод для наездов на бизнес. Проще говоря, новая питательная среда для коррупции.

Вот почему предприниматели категорически против подобных мер, а не потому, что они хотят избежать более жёсткого финансового учёта. Многие предприниматели, так сказать, идеологически правильно воспринимают введение регистраторов расчётных операций, поскольку это устанавливает и внутренний контроль в тех же магазинах или на предприятиях услуг. Если кассовый аппарат будет работать должным образом, то это выгодно всем. Но, к сожалению, это совершенно нереальная задача в нынешних условиях.

Необходимо сказать и о том, что малый бизнес практически не в состоянии приспособиться к текущему законодательству, и в первую очередь в контексте администрирования налогов. Эти механизмы остаются очень сложными и забюрократизированными. Как работает малый бизнес в развитых странах? Как правило, он платит какой-то один налог (максимум – два): то ли с оборота, то ли от дохода или по другому критерию. И – чёткие, десятилетиями существующие нормы отчётности, в которых могла бы разобраться любая домохозяйка с начальным, а тем более средним образованием.

А у нас тут мало того что «чёрт ногу сломит» – подобные механизмы имеют тенденцию к неуклонному усложнению. Я уже не говорю о не менее сложных разрешительных процедурах. В общем, если резюмировать мнение болградского предпринимательского сообщества (а оно, я думаю, совпадает с мнением наших коллег в масштабе всей страны), то сегодня даже самые осторожные и порядочные бизнесмены уже открыто заявляют о том, что работать «по-белому» в Украине просто невозможно. Чтобы заниматься предпринимательством и выживать, надо в любом случае что-то нарушать. Это – и моральная, и психологическая, и юридическая проблема. И, к сожалению, люди привыкают к ней. А привычка, как известно, вторая натура. Мало кому это нравится: нормальный бизнесмен, как в том афоризме, хочет заплатить налоги и спать спокойно. Но не получается. Всё это угнетает предпринимателей: и нести тяжело, и бросить жалко…

Что может и должно делать предпринимательское сообщество в данной ситуации? Только одно – объединяться и единым фронтом отстаивать свои права на государственном уровне.

 КСТАТИ

«Когда Delo.UA попросило среднестатистических украинских предпринимателей оценить стимулирующий эффект от нововведения, материться начинали даже самые интеллигентные люди (подразумевается снижение ЕСВ – А.П.)… Напомним, коэффициент понижения применяется только в том случае, если предприятие выполняет одновременно 4 условия: общая база для начисления ЕСВ за месяц в 2,5 раза и более превышает среднемесячную за 2014 год; средняя зарплата по предприятию увеличилась минимум на 30% в сравнении со средней за 2014 год; средний платёж за 1 застрахованное лицо после использования коэффициента составит не менее 700 грн; средняя зарплата по предприятию – не менее 3 минимальных заработных плат.

Таким образом, по факту, применить коэффициент может ничтожно малое количество предприятий… И даже с коэффициентом налоговое бремя не становится меньше – даже если относительный показатель (ставка ЕСВ) уменьшается, абсолютный (сумма уплаченного налога) в лучшем случае не меняется, так как с ростом легальной зарплаты растёт и сумма подоходного налога, и сумма военного сбора. Проще говоря, право умножить сумму своих налоговых обязательств на 0,4 получат лишь те, кто был злостным уклонистом и при этом может рассчитывать на рост выручки в этом году. Кто они, эти сказочные персонажи, никто объяснить не может. Все остальные получат не снижение, а увеличение налоговой нагрузки».

(«Дело», январь 2015 г.)

 

Андрей ПОТЫЛИКО

Світ