В Украине 21 декабря заканчивается очередной осенний призыв на срочную военную службу. И, как уже сложилось «традиционно», план по количеству призывников не был выполнен в полном объёме. В этом смысле не является исключением и Придунайский край, где плановые показатели призыва регулярно срываются, а массовое уклонение юношей от службы в армии давно стало нормой жизни. Однако территориальные центры комплектования и социальной поддержки (военкоматы) уже настолько к этому привыкли, что особо не переживают. Их больше волнует другое – недостаточное финансирование призывной кампании из местных бюджетов…
В частности, информация о ходе осеннего призыва 2021 года прозвучала на 15-й сессии Ренийского горсовета, которая прошла 12 октября. Выступивший перед депутатами представитель Измаильского объединённого военкомата (будем всё же употреблять старое название, поскольку новое является слишком громоздким) сообщил, что план призыва по Ренийской громаде составляет 15 человек, но на тот момент его удалось выполнить лишь на 20%. Тем не менее сотрудник военкомата не стал развивать эту тему. Но зато он отдельно подчеркнул, что на отправку призывников в армию нет денег.
Депутаты Ренийского горсовета приняли данную информацию к сведению, то есть на сессии не рассматривался возможный проект решения о финансовом обеспечении призыва за счёт бюджета общины. Однако актуальность этого вопроса не снижается и заслуживает более пристального внимания.
Отметим, что проблема финансирования призывной кампании существует уже много лет, причём с ней сталкиваются практически все территориальные громады. Относительно благополучно дела обстоят лишь в Измаиле, где исполком горсовета утвердил программу поддержки Измаильского объединённого военкомата на 2021 год, выделив на это 600 тысяч гривен из городской казны. Средства предусмотрены на ряд мероприятий, в том числе на оплату работы медкомиссий, транспортировку призывников в областной пункт и другие пункты сбора перед отправкой в войска, оповещение призывников, содействие работе призывной комиссии, включая её обеспечение канцелярскими товарами и т.д.
Аналогичная программа действовала в Измаиле и в 2020 году, когда на призывную кампанию было выделено 500 тысяч гривен из местного бюджета. Справедливости ради надо сказать, что по факту эти расходы составили около 350 тыс. грн. И всё же для других бессарабских громад подобные затраты – непозволительная роскошь.
Например, во время весеннего призыва 2021 года в Болградском районе сложилась настолько проблематичная ситуация с финансированием призывной кампании, что в начале апреля т.г. Болградская райгосадминистрация была вынуждена обсудить эту тему на рабочем совещании с руководством местных подразделений правоохранительных органов и военкомата. Как выяснилось, у территориального центра комплектования нет средств ни на медкомиссию, ни на доставку призывников в пункты назначения. Причиной такого положения дел стал тот факт, что громады Болградского района не приняли местные программы финансовой поддержки районного военкомата на 2021 год. Нет программ – нет финансирования…
Данная ситуация заставила автора этих строк в очередной раз задаться вопросом: а почему вообще призыв на срочную воинскую службу (то есть сугубо оборонное мероприятие государственного значения) должен зависеть от платёжеспособности территориальных общин, которые и без того едва справляются с решением насущных социальных проблем своих жителей? Почему в Украине, где в последние годы военный бюджет достиг рекордных показателей и исчисляется сотнями миллиардов гривен (!), военкоматы вынуждены буквально выпрашивать у местных советов деньги на призывную кампанию? Как и почему сложилась подобная практика? Насколько она отвечает интересам безопасности государства?
На эту тему нам удалось поговорить с одним из офицеров Измаильского объединённого военкомата. Наш собеседник решил остаться инкогнито: во-первых, военное начальство запрещает подчинённым давать интервью, а, во-вторых, любые неофициальные комментарии могут обернуться крупными неприятностями для авторов таких высказываний.
«Сложившуюся ситуацию с финансовым обеспечением призыва я считаю нелепой. Военкоматы содержатся за счёт Министерства обороны, то есть финансируются из военного бюджета страны. Но при этом законодательство устроено таким образом, что функции обеспечения призыва и мобилизации возложены на местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, – рассказывает офицер военкомата. – Эти функции предусмотрены Законами Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (статьи 18, 21), «Об обороне Украины» (статьи 15, 16), «О местном самоуправлении в Украине» (статья 18), «О воинской обязанности и военной службе» (статьи 34, 38). Состоявшаяся административно-территориальная реформа тут ничего не изменила: разница лишь в том, что теперь за организацию призыва на местном уровне отвечают Измаильская райгосадминистрация и громады Измаильского района. Раньше, когда районов было больше, каждый районный военкомат добивался финансовой поддержки у райсоветов и горсоветов. Теперь же, когда существует укрупнённый район, но у райсовета почти нет полномочий и бюджета, нам приходится просить денег у громад. Именно они должны финансировать работу медкомиссий и транспортировку призывников. Однако у громад своих проблем хватает, и они далеко не всегда выделяют военкоматам необходимые средства.
В итоге создаётся очень странная система. Каждый призыв, а тем более мобилизация – это, по сути, военные мероприятия, непосредственно влияющие на обороноспособность всего государства. Казалось бы, по логике вещей, за успешное проведение таких мероприятий должно отвечать руководство Вооружённых Сил и других силовых ведомств. Соответственно, источником финансирования должен быть оборонный бюджет страны, причём средства должны направляться централизованно, в зависимости от специфики и потребностей того или иного региона. Однако на практике – всё наоборот: формально обеспечение призыва возложено на местные органы власти, а фактически всю ответственность несут военкоматы, деятельность которых хронически недофинансируется.
А теперь давайте немного поразмышляем. Что, если представители местной власти – скрытые сепаратисты или они просто саботируют призыв и мобилизацию? Или же в местном бюджете действительно нет денег на поддержку военкомата. Или существуют другие причины, по которым местные советы не справляются со своей мобилизационной функцией… Это же прямая угроза обороноспособности страны. Простите за выражение, но лично я считаю такую систему дебильной. Её давно пора менять. К сожалению, к военкоматам никто не прислушивается. Даже несмотря на то, что из года в год плановые показатели призыва не выполняются, а массовое уклонение призывников от службы в армии стало привычным явлением. Прямо-таки «революционная» ситуация: военкоматы – не могут, а местные власти – не хотят. Однако годы идут – и ничего не меняется…
Очень прошу вас не называть в прессе мою фамилию. Если её узнают, меня просто закопают».
НЕСКОЛЬКО ЦИФР
Общий военный бюджет Украины на 2021 год был принят в объёме 267 миллиардов гривен, из которых на нужды Министерства обороны выделено 117 миллиардов 504 миллиона гривен. В государственном бюджете Украины на 2022 год оборонные расходы утверждены на рекордном уровне – 319,4 млрд грн, то есть почти 6% от ВВП страны. Из этих средств армия получит 164,3 млрд грн.
Общие расходы на организацию осеннего призыва 2021 года запланированы в размере 71,1 млн грн. Такую цифру назвал Генеральный штаб ВСУ. По словам военного руководства, эти затраты «будут осуществляться в пределах соответствующих бюджетных назначений». Однако в Генштабе не уточнили, какой объём средств ожидается из местных бюджетов. На проведение осеннего призыва 2020 года было централизованно выделено 58,3 млн грн.
НОРМА ПРАВА
Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе», статья 43: «Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией военной службы и исполнением воинской обязанности, осуществляется за счёт и в пределах средств Государственного бюджета Украины. Дополнительное финансирование этих мероприятий может происходить за счёт других источников, не запрещённых законодательством…
Центральные органы исполнительной власти… местные государственные администрации и органы местного самоуправления для проведения медицинского освидетельствования граждан, призыва их на военную службу, отправления призванных лиц в воинские части, принятия на военную службу по контракту обязаны обеспечивать районные (городские) военные комиссариаты необходимым количеством технических работников и обслуживающего персонала, оборудованными призывными (сборными) пунктами, медикаментами, инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом, автомобильным транспортом, а также обеспечивать осуществление охраны общественного порядка на призывных пунктах.
Для полного и качественного выполнения планов проведения мобилизации в особый период местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления вместе с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от подчинения и форм собственности и районными (городскими) военными комиссариатами в мирное время образуют участки для оповещения и сбора военнообязанных, комплектуют их личным составом из числа военнообязанных без освобождения граждан от выполнения основных обязанностей по месту работы… а также обеспечивают реализацию других мероприятий, связанных с выполнением планов проведения мобилизации».
автор Андрей ПОТЫЛИКО
Позиция редакции Интернет-газеты “Топор” может не совпадатьс мнением автора.