Ренийская райгосадминистрация рассмотрела вопрос о готовности районных учреждений образования к 2019-2020 учебному году. Соответствующий отчёт озвучил начальник отдела образования, молодёжи, спорта и культуры РГА Владимир Дьяченко.

Владимир Иванович начал с информации о том, что в текущем учебном году в школах Ренийского района создано 20 первых классов, в которых сядут за парты в общей сложности 410 детей. По словам руководителя райотдела образования, все первые классы укомплектованы кадрами, прошедшими обучение в рамках концепции «Новая украинская школа» (НУШ).

Как отметил В. Дьяченко, на сегодняшний день продолжается процесс материально-технического обеспечения образовательных заведений района. В частности, проведена закупка дидактических материалов, на что из госбюджета выделено 226 тысяч гривен, объём софинансирования из местного бюджета составил более 22 тыс. грн. Также приобретена современная школьная мебель: из госбюджета на это потрачено почти 369 тыс. грн, из районной казны – свыше 36 тыс. грн. На покупку оргтехники и компьютерного оборудования государство выделило более 388 тыс. грн, Ренийский райсовет принял решение о софинансировании данных расходов. По всем перечисленным закупкам тендеры уже состоялись, договоры с победителями торгов подписаны, товары частично получены.

Кроме того, в районе освоено свыше 767 тыс. грн из госбюджета на закупку десяти учебных кабинетов естественно-математического цикла. Поставлена задача подключить все школы к качественному WI-FI.

Владимир Иванович добавил, что в Рени создан инклюзивно-ресурсный центр, однако он находится в приспособленном помещении. Определено, что нормальное помещение будет выделено в здании Ренийского учебно-воспитательного комплекса (УВК), но там необходимо сделать капитальный ремонт. В трёх школах должны быть открыты ресурсные комнаты. На оборудование инклюзивных классов выделено 81 тыс. грн, из них уже освоено 54 тыс. грн.

Планируется, что в 2019-2020 учебном году в школах района откроются 24 инклюзивных класса, а число детей с особыми образовательными потребностями увеличится в два раза – с 14-ти учеников до 28-ми. В то же время, признался начальник райотдела образования, для работы с такими детьми не хватает специалистов.

Отдельным вопросом подготовки школ к нормальному учебному процессу остаётся обеспечение полноценной пожарной безопасности (с учётом целого ряда трагедий, которые произошли в различных детских учреждениях Украины в последние годы, в том числе в Одесской области). По словам В. Дьяченко, сегодня все школы района снабжены средствами пожаротушения и пожарными щитами, действует эвакуационное освещение выходов. И всё же, как уточнил начальник Ренийского горрайонного сектора ГСЧС Владимир Барашкевич, ни одна школа в районе до сих пор не обеспечена пожарной сигнализацией! Подобное оборудование есть лишь в Лиманской школе, но и оно является неисправным. Между тем пожарная сигнализация является обязательным условием безопасности детей в образовательных учреждениях. Проблема не решается по банальной причине: районные власти никак не могут найти средства на установку пожарной сигнализации в школах.

В этом смысле высокой оценки заслуживает Ренийский горсовет, который установил пожарную сигнализацию во всех муниципальных детских садах.

Владимир Иванович перечислил наиболее острые проблемы районной системы образования на данный момент. В их числе – нехватка учебников, необходимость капитального ремонта крыши Новосельского УВК и спортзала Ренийского УВК, а также необходимость замены окон в названных учебных заведениях.

После окончания доклада автор этих строк задал начальнику райотдела образования следующий вопрос. Ещё в прошлом году, когда только начались повсеместные госзакупки оборудования для «Новой украинской школы» (а за последние два года на нужды НУШ в масштабах страны было выделено 2 миллиарда гривен!), появились первые жалобы учителей и родителей на низкое качество и сомнительную функциональность новой мебели для начальных классов. Проверял ли РОО эту информацию, и если она подтверждается, то что делать дальше? Может ли районная власть влиять на победителей тендеров, которые поставляют некачественные парты, и как предотвратить подобные проблемы в принципе?

В. Дьяченко переадресовал мой вопрос директорам школ, присутствовавшим на заседании коллегии. По словам директора ОШ №3 Натальи Пырлог, в минувшем учебном году действительно возникли серьёзные претензии к качеству мебели для первоклассников. «Наши замечания были учтены, и в этом году мы получаем уже более качественные парты», – сказала Н. Пырлог.

Владимир Иванович добавил, что за последние десятилетия качество мебели, и не только школьной, значительно упало. Кроме того, не раз менялись требования к партам, но производители не всегда успевают соблюдать новые стандарты. В итоге руководитель райотдела образования резюмировал, что тендеры обычно выигрывает тот поставщик, который предлагает самую низкую цену за свой товар, а низкая цена, как известно, не всегда «дружит» с качеством.

Такой ответ государственного чиновника очень удивил. На самом деле любой тендер в рамках госзакупок обязан учитывать в первую очередь не низкое ценовое предложение, а оптимальное соотношение «цена – качество». Ведь если исходить из логики В. Дьяченко, то победить в тендере может даже тот поставщик, кто готов продать мебель, сколоченную на коленке из «бэушной» фанеры. У него просто не будет конкурентов!

Кстати, ситуация не ограничивается партами для начальных классов. Как рассказали мне педагоги Ренийского УВК, проблемы возникли и с мебелью для учебных кабинетов естественно-математического цикла (о чём выше упоминал В. Дьяченко; это те самые кабинеты, на приобретение которых в Ренийском районе было израсходовано 767 тыс. грн из госбюджета).

В частности, когда для кабинета физики УВК были получены новые парты, то очень скоро выяснилось, что у них – целый ряд недостатков. Во-первых, эти парты очень скрипят, причём настолько, что дети не слышат голос учителя. Во-вторых, они максимально регулируются под рост учеников 6-7 классов, но для старшеклассников, а тем более высоких, абсолютно не подходят – за этими партами просто некуда деть ноги. В-третьих, парты являются наклонными, что создаёт неудобства для преподавания физики – например, на них невозможно поставить соответствующее оборудование. В результате новую мебель просто убрали из кабинета физики Ренийского УВК, а взамен… вернули старую. Вот такая нехитрая, но показательная история.

Что же получается? Государство изначально тратит колоссальные бюджетные средства на всякий хлам, но чиновников – представителей государства – это совершенно не волнует. Во всяком случае, начальник Ренийского райотдела образования в ответ на мой вопрос ничего не сказал о том, кто и каким образом контролирует на местном и региональном уровне качество школьного оборудования, его соответствие госстандартам и выполнение тендерных обязательств со стороны поставщиков. Видимо, подобного контроля либо нет вообще, либо он осуществляется лишь формально, «для галочки».

Выводы напрашиваются сами собой. Огромные расходы на внедрение НУШ и сомнительное качество материально-технического обеспечения школ лишний раз доказывают, что каждая реформа в нашей стране – это чей-то бизнес за счёт казны. Причём нет никаких сомнений в том, что к этому бизнесу очень близки люди из правительства и региональных структур управления образованием. То есть свой «навар» получают все, кто так или иначе вертится вокруг этой неиссякаемой кормушки.

Теперь понятно, почему образовательные реформы у нас не заканчиваются. Потому что не заканчиваются аппетиты всевозможных паразитов, присосавшихся к бюджету.

А на местах тем временем безуспешно ищут деньги на пожарную сигнализацию для школ. Безопасность детей – превыше всего! Ну, конечно, после двух миллиардов гривен на красивую и пустую забаву под вывеской «НУШ»…

АНЕКДОТ В ТЕМУ
Объявление в газете: «Продаётся нужник. Самому очень нужен. Если бы не нужда – не продавал бы».

Андрей ПОТЫЛИКО

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.