Ну что, встретили Новый год? А вы знаете, что многие гагаузы, в особенности старшее поколение — бабушки, дедушки, сверстники наших родителей — традиционно будут отмечать наступление Нового года по старому стилю — с 13 на 14 января? Потому что чествование его по новому стилю (с 31 декабря на 1 января) у гагаузов больше закрепилось в советский период и считалось скорее казенным, чем семейным праздником. Самое интересное, что празднование Рождества у гагаузов как раз закрепилось по новому стилю — 6 января, а не по старому — 25 декабря.
Моя мама, например, была сильно удивлена, когда в местных новостях показывали сюжет о том, что в молдавских церквах прошли рождественские богослужения. Она считала, что 25 декабря отмечается католическое Рождество, но гагаузы-то христиане. И что это все просто дань уважения европейским традициям, поскольку Молдова пытается быть современной страной и идти в ногу со временем. Но вот что мы читаем в книге «Гагаузская календарная обрядность» (Е. Сорочану, 2006): 25-го декабря в гагаузов отмечается Рождество Христово («Колада»). К празднику Рождества режут кабанов и обдирают с них шкуру на лапти, а по селезенке гадают, какая будет погода в будущем году.
Накануне Рождества молодые парни ходят по домам с колядой. Колядуют мальчики, неженатые парни и молодые женатые мужчины. (Кстати, помню. в детстве мы с сестрами обижались, почем девочкам нельзя, но у девочек был свой праздник — Сурваки.) Дети ходили колядовать с полудня до темноты. Хозяйки их одаривали маленькими калачиками (kolada kolaççı), бубликами (kovrik), которые нанизывались на веревку, перекинутую через плечо, а также им давали мелкие монеты. Взрослые (группа в 10-12 человек) начинали колядовать с наступлением темноты (ţar çekeder gezmää).
Кстати, вот чего я не знала и что также прочитала с большим интересом:
Старшего по возрасту в дружине выбирают главой – ţar. У царя было два помощника: один собирает деньги (kasir), другой в мешок складывал калачи. Все колядовавшие разделяются на партии по числу улиц в селе. «Цар» решает, какой партии по какой улице ходить. Лучшей партии по песне из взрослых парней дается самая большая главная улица села, а по маленьким переулочкам ходят колядовать маленькие ребятишки. Колядовщики организовывались в группы, накануне Рождества шли к примару села за разрешением колядовать, по договоренности с ним село делилось на несколько частей, каждая дружина колядовала в своей махале. Если нарушались границы территории колядования, часто случались драки.
Шапка царя украшалась бумажным цветком (kiyattan çiçek), приготовленным для него пожилыми женщинами. Каждая девушка для своего возлюбленного готовила померанцевый цветок (kolada çiçää). Когда дружина, в которой был любимый девушки, заходила во двор, она выходила и прикрепляла к шапке своего избранника этот цветок. Дружина колядчиков в дом не приглашалась, колядки пелись во дворе, хозяин выходил с вином и с калачом (ţar kolacı), давал им деньги.
По рассказам стариков, колядки (kolada türküleri) пелись на болгарском языке, но сейчас их поют и на гагаузском.
Что же касается Нового года, он наиболее насыщен обрядами и различными видами ритуальных обходов. В новогодней обрядности гагаузов переплелись элементы обычаев и обрядов различных народов, населяющих южные районы Молдовы.
В канун Нового года, после полудня, мальчики в возрасте 6-13 лет ходят по домам и исполняют пастушью колядку на румынском языке “Plugumoşi”. Обязательным атрибутом обряда являются колокольчики (traka), которыми колядующие звонят в момент исполнения припева колядки. Хозяйки одаривают детей, как и на Рождество, калачами, орехами, конфетами, мелкими монетами. С наступлением темноты колядуют (hêy-hêy gezerlär) взрослые ребята. Число колядующих в канун Нового года значительно меньше, чем в Сочельник, но и здесь колядки-plugumoşi разносятся по селу до поздней ночи. Ходят на hêy-hêy группами в 4-5 человек, в дом колядующих не приглашают, колядки исполняются во дворе. Один из участников обряда читает колядку, другой дудит в бухай (инструмент, воспроизводящий рев быка), приготовленный специально для совершения данного обряда.
Что касается девочек, то их время придет 14 января: тогда они (suvrakçılar) будут обходить дома, поздравляя с наступившим Новым годом и ударяя трижды домочадцев по спине прутиками или сурваками, желая счастья, здоровья, плодородия. При этом хозяйки домов обрывали кусочки бумажных полосок или веточек и клали их в куриные гнезда, – чтобы куры в наступившем году хорошо неслись. Детей одаривали конфетами, домашним печеньем, бубликами, мелкими монетами, в некоторых селах — вышитыми платочками, ожерельями, браслетами.
На Новый год по селам ходят ряженые с маской козы (kapra). Ряженый надевал мешок, украшенный разноцветными бумажными полосками, на голове — маска козы с открывающейся пастью. “Козу” сопровождает музыкант, он играет на гармошке, а “коза” прыгает, щелкая деревянной пастью. Хозяева дома вкладывают в пасть мелкие монеты, благодаря таким образом за поздравления.
Обязательным было и остается по сегодняшний день обычай посещения крестных кумовьями. Молодые кумовья несут большой калач (sinidä kolаç), на нем — курица отварная, конфеты, печенье, в руках — бутылка самогона (сейчас – водки, коньяка) и графин вина. Молодоженов, женившихся в минувшем году, сопровождает мать жениха. Гостей обильно угощают и одаривают подарками и деньгами (первый год дарят молодым, а затем — их детям). Обходы близких родственников молодыми парами с водкой и калачом продолжаются до Иванова дня.
С Новым годом у гагаузов связано немало поверий. Считалось, что в этот день дом должен быть убран и выметен, все дела по дому закончены, члены семьи должны вставать рано, – чтобы рано вставать весь год. Обычно в предновогоднюю ночь и в канун Рождества постель для сна не расстилали и свет в лампе не уменьшали. Здесь просматривается момент бдения, связанный с ритуальным горением огня у южных славян. Так же, как и у болгар, существовал обычай: тому, кто чихнет за столом в канун или в первый день Нового года (Сурваков), хозяин дома обещал подарить весной первого ягненка. В настоящее время этот обычай местами сохранился, но вместо ягненка обычно обещают большой подарок.
Второй день Нового года у гагаузов известен как скотоводческий праздник (Hayvannarın günü). В этот день принято угощать во здравие крупного рогатого скота. Мужчины собирались, ели, пили, каждый старался угостить своим вином, — чтобы скот был здоровым и размножался. Накануне поздно ночью молодые ребята (ухаживающий парень со своими товарищами) шли в дом девушки чистить стойла. Совершался обряд Dam kürümää. Должны были они это сделать тайно, без ведома хозяина. Помогала им в этом девушка, она оставляла с вечера калитку незапертой, подсказывала ребятам, где лежат лопаты, как пройти незаметно к стойлам. Очистив хлев, ребята стучали в окна, будили хозяина, просили за свой труд вознаграждение. На следующий день хозяин обязан был устроить konuş (гулянье, пиршество). Этот обычай – Dam kürümää (букв. «чистить конюшню, хлев») — носил очистительно-магический характер, он совершался для защиты домашнего скота от злых сил. В Болгарии этот день известен как Риначовден.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.