…Итак, в нашей стране начинает происходить то, о чём предупреждали наиболее дальновидные критики административно-территориальной реформы. Речь идёт о последствиях бюджетной децентрализации для объединённых территориальных громад.
В своё время, когда ОТГ только создавались, правительство рассказывало, что реформа обеспечит финансовую самодостаточность укрупнённых общин. В свою очередь скептики доказывали, что даже значительный рост доходов местных бюджетов – это лишь временная «замануха» для громад с целью в дальнейшем спихнуть на них социальную сферу, которая раньше в той или иной степени содержалась за счёт государства. А в этом случае нагрузка на местные бюджеты станет настолько огромной, что все их плюсы мгновенно превратятся в минусы, – как в той сказке, где карета превратилась в тыкву, лошади – в мышей, а кучер – в крысу.
Именно это мы сейчас и наблюдаем.
Болградские громады: о развитии можно забыть?
В частности, как уже сообщал «Топор», на минувшей сессии Болградского горсовета обсуждался вопрос о том, в каком финансовом положении оказались ОТГ, созданные на базе бывшего Болградского района. Пленарному заседанию предшествовало совещание с главами сельских общин, и практически все они признались в том, что им не хватает средств на содержание объектов и учреждений, которые передаются в коммунальную собственность органов местного самоуправления.
О том, насколько серьёзной является данная ситуация, свидетельствует несколько корявое, но, очевидное, искреннее высказывание городского головы Болградской ОТГ Сергея Димитриева: «Собирались с сельскими головами, и везде не хватает средств. Раньше всем хватало, более или менее хватало, а теперь все те же средства появились у всех – и нигде не хватает. Везде всего не хватает. Принимать будем решения, может, непопулярные, но их придётся принимать. Средств у нас столько, сколько есть. Больше у нас нет».
На момент подготовки этой публикации ещё не были известны параметры проекта бюджета Болградской ОТГ, однако уже понятно, что в казне будет дефицит. Более того, в аналогичной ситуации оказались практически все громады Болградского района. Как утверждают сельские головы, они вынуждены думать не о развитии, а о физическом выживании своих общин. Следовательно, местным органам власти придётся в той или иной мере сокращать численность бюджетников и даже закрывать целые учреждения.
И уж совсем грустным «анекдотом» стал недавно принятый бюджет «расширенного» Болградского района на 2021 год, о чём также уже сообщал «Топор». Доходная часть районной казны утверждена в размере… 1984 гривны. Нет, это не ошибка. Весь годовой бюджет обширного района, территория которого включает в себя бывшие Болградский, Арцизский и Тарутинский районы, составил менее двух тысяч гривен (мы уже поднимали тему полномочий и бюджетов укрупнённых районов в одной из наших публикаций: см. “Новые районные советы: пятое колесо в телеге, или Неуместное самоуправление“). Причём эта сумма сложилась только за счёт доходов бывшего Болградского района. В ответ на официальные запросы финансовые управления бывших Арцизского и Тарутинского районов ответили, что доходов, предусмотренных Бюджетным кодексом для районных бюджетов, у них нет…
Как это назвать? Издевательством над людьми и здравым смыслом? Абсурдом? Маразмом? Очевидно, что даже совокупность подобных оценок не отражает суть проблемы в полной мере. Создаётся впечатление, что над нами проводят какой-то безумный эксперимент. Далеко не первый и, к сожалению, не последний.
«Смета 317.317»: опубликован проект первого бюджета Ренийской ОТГ
На официальном сайте Ренийского горсовета VIII созыва опубликован проект первого бюджета Ренийской объединённой территориальной громады.
В пояснительной записке к главному финансовому документу ОТГ на 2021 год перечислен ряд факторов, которые повлияли на прогнозные показатели доходной части местного бюджета. В частности, с 1 января 2021 года планировалось прекращение зачисления в местные бюджеты части (13,44%) акцизного налога с топлива в связи с передачей этих средств в специальный фонд госбюджета на развитие дорожного хозяйства. Однако 15 декабря т.г. Верховная Рада одобрила очередные изменения в Бюджетный кодекс в виде законопроекта № 4100-д, который был необходим для принятия государственного бюджета на 2021 год. В результате вышеупомянутая доля акциза остаётся в местных бюджетах (к данному вопросу мы вернёмся ниже – Прим. авт.).
Кроме того, согласно принятому 4 декабря т.г. закону № 1072 о социальной поддержке налогоплательщиков на период осуществления ограничительных противоэпидемических мероприятий с целью предотвращения распространения коронавируса, с 1 декабря 2020 года плательщики единого налога первой группы освобождаются от уплаты этого налога до мая 2021 года.
На текущую динамику выполнения городского бюджета 2020 года (а эта динамика учитывалась при разработке проекта местной казны на 2021 год) также повлияли карантинные ограничения, повлекшие за собой снижение деловой активности, падение объёмов торговли и потребительского спроса. Отрицательным фактором для бюджета стало и предоставление льгот по уплате налога на землю. Дополнительной нагрузкой на казну будет повышение в 2021 году минимальной зарплаты и прожиточного минимума.
С учётом перечисленных факторов общий объём доходов бюджета Ренийской ОТГ на следующий год определён в сумме 317 миллионов 317 тысяч гривен. Для сравнения: районный бюджет на 2019 год был принят в размере 295 млн 515 тыс. грн, городской бюджет – почти 57 млн грн. В 2020 году эти цифры составили соответственно 180 млн 839 тыс. грн и 90 млн грн (40-процентное снижение доходов района было вызвано изменением порядка финансирования целого ряда государственных субвенций). Таким образом, бюджет ОТГ на 2021 год объединяет в себе все местные бюджеты бывшего Ренийского района, включая доходы сёл.
При этом собственные доходы Ренийской громады (общий фонд) должны составить 57,5% казны (свыше 182,6 млн грн). Межбюджетные трансферты составят около 42% городского бюджета, то есть 132 млн 878 тыс. грн. В эту сумму входят образовательная субвенция из госбюджета (более 95,6 млн грн) и базовая дотация (свыше 37,2 млн грн). В связи с тем, что система здравоохранения финансируется по договорам с Национальной службой здоровья Украины, медицинская субвенция местным бюджетам из госбюджета не предусмотрена.
В структуре собственных доходов бюджета ОТГ преобладают плата за землю (почти 54%), налог на доходы физических лиц (около 35%) и единый налог (более 8%). Огромную дыру в местной казне по-прежнему создаёт госпредприятие «Ренийский морской торговый порт», чей налоговый долг с учётом штрафных санкций уже превышает 48 млн грн.
Расходная часть бюджета, как сказано в пояснительной записке, запланирована в соответствии с принципами социальной направленности и развития городской инфраструктуры. Главная часть расходов (свыше 234 млн грн, или более 82%) предусмотрена на зарплату работников бюджетных учреждений. Из этой суммы 72,5% – доля системы образования. Затраты по другим социальным сферам распределены следующим образом: содержание органов местного самоуправления – 5,4%, ЖКХ – 6,4%, медицина – 1,2%, культура и искусство – 7,8%, физкультура и спорт – 1%, социальная помощь – 2,4%.
Специальный фонд бюджета предусмотрен в размере 33,1 млн грн, из которых 31,3 млн грн – это бюджет развития. В то же время эти деньги запланированы за счёт передачи средств из общего фонда в специальный. Здесь необходимо отметить, что в 2020 году бюджет развития города Рени (без сёл бывшего района) составлял 51 млн грн, но и он не обеспечивал финансирования всех необходимых на тот момент инфраструктурных и прочих проектов. То есть напрашивается вывод о том, что перспективы развития объединённой громады в 2021 году заметно сокращаются. Примечательно также, что в проекте первого бюджета ОТГ нет конкретного перечня объектов реконструкции и строительства на территории общины. Сказано лишь, что на благоустройство города и сёл громады, включая проведение капитальных ремонтов, предусмотрено в общей сложности 8 млн грн, на строительство и капитальный ремонт водопроводов – 21,9 млн грн.
«Наша ситуация показала преимущество формулы «один район – одна громада»
Людям, далёким от финансовых вопросов и бюджетных процедур, трудно на основе «голых» цифр разобраться в тонкостях главного финансового документа Ренийской общины. Поэтому мы обратились к первому заместителю городского головы Людмиле Чакыр с просьбой прокомментировать основные параметры проекта бюджета и дать ему общую оценку в контексте социально-экономических перспектив ОТГ.
«В первую очередь надо отметить: сам факт, что у нас есть бюджет развития, говорит о том, что нам удалось обеспечить расходы, необходимые для более-менее нормальной жизнедеятельности громады, – говорит Людмила Чакыр. – Хорошей новостью стали изменения в Бюджетный кодекс, которые сохранили для местных бюджетов часть акциза с топлива. Это позволяет увеличить доходную часть городского бюджета на 2,5 млн грн. Вместе с тем отмечу, что у нас ещё не сформированы все исполнительные органы, в том числе Центр предоставления административных услуг. Это потребует дополнительных расходов. В январе и феврале мы будем дорабатывать эти вопросы. Что касается бюджета развития, то, конечно, он уменьшился. Но это произошло за счёт большого удельного веса расходов на зарплату бюджетников. В принципе это нормальная ситуация в нынешних условиях. И всё же существующий бюджет развития позволит нам хотя бы минимально обеспечить потребности громады.
Если говорить об интересах сёл, то, по сравнению с прежними сельскими бюджетами, предполагаемые объёмы финансирования не стали меньше. Естественно, при формировании проекта первого бюджета ОТГ учитывались доходы каждого сельсовета в 2020 году. Возможные сельские резервы, – а они, как известно, связаны с платежами за использование земли, – будут учитываться в рабочем порядке. Хочу сказать также, что запланированный бюджет развития не является окончательным. Это лишь отражение ориентировочного объёма проблем, существующих на территории всей громады. После того, как горсовет сформирует все структуры своего исполнительного аппарата (и, соответственно, после необходимых расходов) мы будем знать точную сумму бюджета развития. По каждому объекту, требующему финансирования, будет разработана проектно-сметная документация, после чего тот или иной объект станет «претендентом» на средства из бюджета развития.
Как я уже отметила выше, главный положительный момент заключается в том, что нам удалось обеспечить содержание всех наших учреждений в равных условиях. А дальше будем анализировать нашу бюджетную сеть в соответствии с программно-целевым методом, который сам по себе предполагает не принцип проедания, а принцип развития. Возможно, потребуются некоторые сокращения. Но лишь в том случае, если эти сокращения повысят эффективность работы и приведут к увеличению зарплат оставшихся сотрудников той или иной организации».
Мы также попросили Людмилу Валериевну ответить на вопрос о том, почему между Ренийской и Болградской ОТГ образовалась столь значительная бюджетная разница, причём явно в пользу Рени.
«Там, где один «старый» район разделили на три-четыре громады, возник вопрос о том, какие учреждения и социальные объекты остаются в «центральной усадьбе», а какие будут содержаться другими общинами. А поскольку раньше эти учреждения обслуживали весь район и финансировались из районного бюджета (которого уже нет), то теперь они создают дополнительную финансовую нагрузку на громады, и прежде всего на Болградскую городскую ОТГ, чьё социальное «наследство» является наиболее обременительным. В то же время Ренийская ОТГ, созданная на базе всей территории бывшего Ренийского района, оказалась в более выгодном положении. Тем самым она уже постфактум доказала преимущество объединения прежних общин по формуле «один район – одна громада», – отметила первый заместитель городского головы Ренийской громады.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі