На прошедшей сессии Болградского районного совета темой дня, которая больше всего заинтересовал депутатов и приглашенных, стала информация начальника филиала «Болградский райавтодор» Юрия Колесника, с которой он выступил после рассмотрения основной повестки дня сессии в разделе «Разное».
Тема выступления звучала так: «О мерах, предпринимаемых в 2013 году по ремонту дорог государственной формы собственности в Болградском районе».
Дело пошло?
К сожалению, Юрий Викторович в основном рассказывал не о том, какие дороги предприятие ремонтирует или планирует привести в порядок в Болградском районе. Дело в том, что выбор дорог, на которых будут проводиться те или иные работы, не входит в компетенцию руководителя «Болградского райавтодора». Это предприятие, как и любое другое, в том числе и частные, выступает в роли подрядной организации. Единственное, что отличает ее от частников, это то, что работает она на дорогах по заданию ДП «Одесский облавтодор», согласно финансирования, выделяемого владелец дорог – служба автомобильных дорог Украины.
С 1 апреля, когда начал работать Измаильский завод по производству асфальто-бетонной смеси, «Болградский райавтодор», как и другие филиалы облавтодора, расположенные вдоль дороги Одесса-Рени, приступили к проведению ямочного ремонта этой трассы международного значения, которая обозначается как автодорога М-15. Болградцы в частности задействованы на отрезке трассы от развилки после села Кирнички до города Измаил. Трудятся дорожники от зари и до зари, за качеством работ следит Одесская лаборатория дорожного качества. Изначально планировалось закончить запланированный объём работ до 20 апреля, по пока это не удалось.
По словам Юрия Колесника, подобные ремонтные работы начались по всей Украине, правда, пока что незначительными участками. Речь идёт именно о ямочном ремонте. Что касается капитального ремонта, то он вряд ли запланирован где-нибудь в Украине. Очередность запланированных ремонтов зависит от статуса дорог. В первую очередь будут ремонтироваться дороги государственного значения, то есть международные и национальные, затем – территориальные и только потом очередь дойдет до дорог местного значения, во что почему-то не верится.
А поутру они проснулись
Настоящие открытия ожидали присутствующих на сессии, когда речь зашла о дорогах, проходящих по территории нашего района. Оказывается, за то время, пока мы слушали заверения премьера о том, что в Украине отремонтировано 98 процентов дорог, на территории нашего района пропал участок международной трассы М-15 Одесса-Рени от развилки за Кирничками до международного пункта пропуска автомобильного сообщения «Виноградовка».
Конечно, физически эта дорога не исчезла, просто поменялся её статус. С 1 января 2013 года, в связи со вступлением в действие «Перечня автомобильных дорог общего пользования государственного значения», утверждённого постановлением Кабинета министров Украины от 18 апреля 2012 года № 301, международная трасса М-15 Одесса-Рени после развилки за селом Кирнички уже поворачивает не на Болград, а на Измаил.
В результате участок дороги от развилки после села Кирнички и до пункта пропуска «Виноградовка» получил статус дороги территориального значения Т-16-06. То есть её статус существенно понизился и ждать ремонта мы будем еще долго.
Сегодня эта дорога приравнена к таким дорогам, проходящим по территории нашего района, как: Болград-Червоноармейское-Арциз-Сарата (Т-16-08), КПП «Табаки»-Виноградовка-Котловина-Нагорное-Орловка (Т-16-29), КПП «Новые Трояны»-Червоноармейское-Василевка-Каменка (Т-16-32). То есть, очерёдность их ремонта в лучшем случае настанет после того, как будут отремонтированы дороги международного значения. А случится ли это, сегодня не знает никто. Во всяком случае, судя по их сегодняшнему состоянию, ждать этого не приходится.
Такого сюрприза депутаты не ожидали. Они были поражены, что в Болградском районе, где функционируют несколько пограничных пунктов пропуска автомобильного сообщения: три международных («Табаки», «Виноградовка», «Новые Трояны»), один межгосударственный – «Зализничное – Кайраклия» и одни местный – «Червоноармейское – Копчак», теперь нет дороги международного значения.
То есть, исходя из логики принятого решения, удивлялись депутаты, сегодня не существует приоритетного направления движения в сторону таможни, которая является южным окном Одесской области, да и всей Украины в страны Евросоюза и в обратном направлении?
А ведь сегодня здесь пока ещё непрерывным потоком идут международные перевозки. По дороге, которую не собираются ремонтировать, через Болград, Жовтневое, Василевку, Банновку едут большегрузные фуры, разбивая эту дорогу до основания.
Депутаты предложили поднять этот вопрос на уровне области, предложив или вернуть приоритетность дороге, по которой тяжелыми автомобилями постоянно перевозятся грузы, или, если это никого не интересует, перевести эти потолки на другие дороги.
Учитывая то, что в работе сессии принимали участие два депутата областного совета (Мария Попова и Юрий Димчогло), можно сказать, что в облсовете уже услышали предложение представителей Болградского района.
Как жить дальше?
В выступлениях депутатов звучала озабоченность тем, что Болградский район превращается в своеобразный аппендикс, который не нужен стране, живёт в отрыве от неё. Депутаты говорили о том, что надо что-то срочно делать, потому что если и дальше будет так продолжаться, скоро в Болградский район невозможно будет добраться. Ведь за последние годы мы потеряли сначала воздушное, затем железнодорожное сообщение и вот очередь дошла до автомобильного. По мнению депутатов, ужасающее состояние дорог на территории района, понижение статуса дороги международного значения – это целенаправленные шаги к изоляции района. «Сегодня исчезают дороги, а завтра исчезнет район», – слышалось в словах депутатов.
Что касается реальных действий, то пока остановились на одном – депутаты единогласно поддержали предложение председателя райсовета о том, чтобы направить запрос в Укравтодор с требованием объяснить на основании чего был изменен статус участка автодороги М-16, проходящего по территории нашего района.
Правда, думаю, что заранее можно сказать о том, что, скорее всего, в ответе будет написано следующее: «В соответствии со ст.8 закона Украины “Об автомобильных дорогах”, Кабинет министров Украины один раз в три года утверждает Перечень дорог государственного значения.
Пунктом 4 ст.8 Закона гласит: «К территориальным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, соединяющие административные центры …, а также автомобильные дороги, соединяющие с дорогами государственного значения основные аэропорты, морские и речные порты, железнодорожные узлы, объекты национально-культурного достояния и курортного и природно-заповедного фонда, автомобильные пункты пропуска международного и межгосударственного значения через государственную границу».
Таким образом, дорога, о которой идёт речь, полностью подходит под это определение».
В то же время в ответе, скорее всего, забудут про пункт 3 этой же статьи Закона, где говорится: «К международным автомобильным дорогам относятся дороги, которые совмещаются с международными транспортными коридорами и/или входят в Европейскую сеть основных, промежуточных, соединительных автомобильных дорог и ответвлений, имеют соответствующую международную индексацию и обеспечивают международные автомобильные перевозки».
В соответствии с этим пунктом наша дорога полностью подходит под определение международная.
Но это – лирическое отступление, а депутаты смогли услышать и оптимистические слова Юрия Колесника о том, на его вопрос руководству, не случится ли так, что все средства уйдут на ремонт дорог государственного значения и до местных дорог очередь так и не дойдёт, его заверили, что финансирование будет продолжаться. В таком случае, сказал выступающий, райавтодор будет работать в нормальном режиме, выполняя задания службы автомобильных дорог Украины, которая ежемесячно доводит дорожникам перечень работ. Других видов работ предприятие выполнять не может, так как они Укравтодором не оплачиваются, то есть на них не выделяются материалы.
Что касается участка дороги от села Кирнички до Болграда, то вроде бы по плану ремонта ее должны «залатать» до 15 мая.
Текущий ремонт, то есть ремонт сплошными большими участками, чего не делалось с 2008 года, дорогам Болградского района не светит. В лучшем случае на территории района будут проводиться работы по эксплуатационному содержанию дорог, то есть ямочный ремонт.
Кроме того, дорожную сеть, как и многое другое в нашей стране, видимо не минует печальная участь реформирования. Во всяком случае, уже есть ряд документов о том, что дороги местного значения к декабрю этого года планируется передать в управление органов местной исполнительной власти. Об этом, в частности, говорится в утвержденном Указом президента Национальном плане действий на 2013 год по внедрению Программы экономических реформ на 2010-2014 годы «Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
Так что будем богатеть вместе.
А пока что, послушав всё, о чём говорилось в зале, один и руководителей сельхозпредприятий подошёл в перерыве к начальнику Болградского райавтодора с вопросом о том, как ему, за средства СПК, отремонтировать дорогу в родном селе. Он готов закупить необходимое количество асфальтобетонной смеси и оплатить работы дорожников.
Сергей Медынский
P.S. Если набрать в интернете запрос «Автодорога М-15», то Всемирная Паутина выдаст вам информацию о том, что это – автомобильная дорога на территории Украины международного значения Одесса – Рени – государственная граница с Румынией. Находится на территории Одесской области. Совпадает с частью европейского автомобильного маршрута E87 (Одесса – Констанца – Измир – Анталья).
Часть европейского коридора «Черноморское экономическое сообщество».
Начинается в Одессе, проходит через Сарату, Татарбунары, Болград, Рени и заканчивается на пропускном пункте Рени, ведущем на Констанцу в Румынии.
Общая протяжённость 244,4 км (с подъездом к г.Измаил – 282,4 км).
К сожалению, эта информация уже не соответствует действительности.