Уже не первый год в Болграде существует уникальное учреждение, в котором помогают адаптироваться, приспособиться к жизни детям, с самого рождения отличающимся от ровесников. Здесь работают только с детьми-инвалидами, независимо от диагноза, обслуживая детей больных ДЦП, аутизмом, умственно отсталых, детей с проблемами зрения и слуха.

Раньше это специальное учебно-воспитательное учреждение называлось Центром реабилитации детей-инвалидов, а с прошлого года оно поменяло свой статус. Теперь на базе центра создано Болградское региональное Отделение психологической и психолого-педагогической реабилитации коммунального учреждения «Одесский областной центр профессиональной реабилитации инвалидов «Стратегия жизни».

Болградское региональное Отделение психологической и психолого-педагогической реабилитации

«Изменения коснулись не только названия, – рассказывает директор отделения Валерий Димитров, который возглавляет коллектив около трех лет, – поменялась наша принадлежность – из подчинения министерства по делам семьи и молодежи мы перешли в министерство социальной защиты. После изменения статуса у отделения появилась возможность осуществлять функции педагогической реабилитации и коррекции, чего не делалось раньше».

Валерий Димитров

Кроме того, если раньше центр мог обслуживать только Болградский район, то теперь это – региональное отделение, подобного которому нет ни в одном районе области, и здесь могут и готовы принять детей из других районов. Обратиться сюда за помощью могут все желающие жители Одесской области.

В отделении работает своя реабилитационная комиссия, в которую входят специалисты отдела образования, ЦРБ, управления социального обеспечения. Комиссия оформляет индивидуальную программу реабилитации каждого ребенка (ИПР), по решению комиссии дети зачисляются на обслуживание в отделение, пройдя перед этим медицинский осмотр.

После изменения статуса центра, расширился возрастной диапазон подопечных. Если раньше здесь работали с инвалидами в возрасте от 7 до 35 лет, то теперь начинают работать с детьми от 4 лет, что, по мнению специалистов, позволяет провести более качественную реабилитацию ребенка, подготовить его к школе, так как чем раньше начинается эта работа, тем лучших результатов можно достичь. Увеличился и верхний возрастной порог – теперь здесь могут помогать инвалидам в возрасте до 40 лет.

В отделении дети находятся с 8 утра до 14 часов дня, их пребывание здесь бесплатно, кроме того они обеспечены бесплатным обедом.

Сегодня двум самым младшим воспитанникам отделения четыре годика, а самому старшему – 37 лет. В отделении работает четыре дневные группы,  которые комплектуются по уровню умственного развития. Главная задача специалистов – стабилизировать детей на том уровне, на котором они находятся в данный момент, а потом уже развивать их умения и навыки.

В отделении работают высококвалифицированные специалисты: учитель-логопед-дефектолог, массажист – инструктор ЛФК, специалист по лечебной физкультуре, психолог, социальный воспитатель по работе с детьми-инвалидами, социальный педагог, медсестра.

В отделении существует целая система занятий, которые проводятся в соответствии с расписанием.

Во время занятий (1)

Здесь проводят так называемое немедикоментозное лечение. В списке процедур: арт-терапия (рисование), сказкотерапия (пересказ, составление сказок), музотерапия (пение песен, определение исполнителей и произведений); трудотерапия (обучение основным бытовым навыкам). Кроме этого, существуют спецкурсы, направленные на то, чтобы провести педагогическую, психологическую коррекцию. Это такие курсы, как «От А до Я», «Простая арифметика», «Поведение в сложной ситуации», «Самообслуживание», которые проводят соответствующие специалисты, работают три кружка: «Кукольный театр», «Сувениры», «Аппликация, лепка», занятия в которых ведут работники районного центра детского и юношеского творчества.

Кроме того, с детьми проводятся воспитательные мероприятия, которых в году около двух десятков, экскурсии, оздоровление.

Родителям рекомендуют, какие занятия желательно посещать их детям, а они, ознакомившись с расписанием, вправе выбрать то, что считают нужным.

В этом учебном году в отделении появились несколько новых специалистов, что позволило расширить направления работы. Один из них занимается трудовой реабилитации, допрофессиональной подготовкой. Под его руководством дети, которые способны это делать, получают основы трудовых навыков – учатся пользоваться инструментами (отверткой, молотком), учатся азам работы на компьютере. Специалист по физической реабилитации проводит групповые и индивидуальные занятия в спортивном зале, который удалось отремонтировать за время летних каникул благодаря помощи спонсоров. Теперь здесь есть и шведская стенка, и беговая дорожка, и доска Евминова.

Во время занятий (2)

Появился в отделении и социальный работник, которая помогает семьям с детьми-инвалидами решать многие бытовые проблемы.

Новым в работе отделения стали такие направления как педагогическая реабилитация и коррекция. По сути, это индивидуальные занятия с детьми. В послеобеденное время специалисты отделения работают с детьми у них дома, проводя так называемое патронатное обслуживание. Кроме того, в это же время с желающими проводится индивидуальная работа по педагогической коррекции – два специалиста проводят дополнительные занятия по математике, а также по украинскому языку и литературе для детей-инвалидов, которые занимаются в общеобразовательной школе и нуждаются в этих занятиях.

Как видим, объем работы отделения довольно широк. «Единственное, чего не делают наши специалисты, – говорит Валерий Димитров, – не проводят медицинскую реабилитацию. Это – прерогатива врачей-специалистов».

В прошлом году, после вхождения в состав Одесского областного центра профессиональной реабилитации инвалидов «Стратегия жизни», у детей-инвалидов, начиная с 16 лет, появилась  возможность получить рабочую специальность в центре профессиональной подготовки, который находится под Одессой, в селе Холодная балка, а также в других центрах. Этим уже воспользовался один из воспитанников отделения, который в прошлом году получил диплом специалиста по ремонту телерадиоаппаратуры. К сожалению, не все подопечные отделения могут реализовать эту возможность, так как среди них немало детей с очень тяжелыми диагнозами, которые не позволяют получить даже среднее образование.

У коллектива отделения немало планов на будущее, которые, увы, пока что не удается воплотить в жизнь. Например, здесь мечтали об открытии отделения иппотерапии, чтобы проводить лечение детей, больных ДЦП с помощью верховой езды. Написали бизнес-план, искали коневода, инструктора-методиста, который будет работать с детьми, подбирали коней, но так как на открытие подобного отделения необходимо как минимум полмиллиона гривен, которых в областном бюджете сегодня нет, пока что от этой идеи пришлось отказаться.

По той же причине (отсутствие необходимых средств) не реализован пока что и проект строительства крупного региональный центра психологической и психолого-педагогической реабилитации круглосуточного пребывания, где бы дети могли находиться вместе с родителями. Недавно территория бывшего военного госпиталя, где планировалось это делать, была передана министерству внутренних дел для размещения специального подразделения. Правда, в будущем, если появятся средства для реализации этого проекта, областные чиновники обещают подыскать для его реализации другую подходящую территорию

А пока что специалисты отделения, как и раньше, работают с детьми на стационарной базе с восьми утра до 14 часов дня, после чего детей забирают родители.

Во время занятий (3)

Что удивительно,  на вопрос о проблемах, которые существуют у отделения, Валерий Димитров не стал жаловаться на недостаток финансирования, по его словам, коллективу не отказывают в том, что необходимо для работы, все необходимое они получают вовремя, нет задолженностей и по заработной плате.

Работники отделения озабочены другим – к сожалению, они нередко встречаются с тем, что родители стесняются болезни своих детей, скрывают их проблемы, в результате чего изолируют детей, не хотят приводить в отделение. Более того – отказываются, чтобы детей обслуживали на дому, чтобы с ними занимались хотя бы массажист, психолог. В результате дети не получают необходимой помощи, не могут адаптироваться в обществе. Переубедить таких родителей очень трудно, но и директор, и его подчиненные пытаются это сделать, не жалея для этого ни сил, ни времени.

По статистике, в Одесской области насчитывается более 120 тысяч инвалидов, более 20 тысяч из которых – дети-инвалиды. Болградское отделение психологической и психолого-педагогической реабилитации живет и работает, делая все возможное, чтобы помочь этим людям. И в первую очередь – помочь детям, которым с самого рождения тяжелее, чем окружающим, чтобы они смогли не только выжить, но и адаптироваться в окружающем их мире, стать на ноги и в прямом, и в переносном смысле.

 

Иван Колев