Реформа системы образования (начиная от дошкольного и заканчивая последипломным) весьма сложный путь. На этом пути Украине придется отказаться от ряда привычных, но уже не отвечающих современным реалиям практикам и подходам, взамен придется адаптировать решения, которые были приняты в странах ЕС. Прямую корреляцию от евроинтеграционного курса к реформам в сфере образования сложно проследить, однако подписав Договор об Ассоциации с ЕС, Украина формально, по крайней мере, присоединилась к программе «Horizon 2020».
Украина и система образования в контексте евроинтеграции
Некоторые страны имели исторически относительно сильные системы высшего образования. В этих странах была хорошо подготовленная прослойка технической интеллигенции. Но несмотря на относительно высокий уровень высшего образования по ряду причин ситуация в экономической сфере этих стран не очень благоприятная. К длинному списку таких стран обычно причисляют и Украину.
Украина подписала соглашение с ЕС по претворению в жизнь программы «Horizon 2020», причем на значительно более выгодных условиях, чем могло бы быть. Это повышает возможность Украины участвовать в научных исследованиях, при этом не тратить огромных средств. С одной стороны это будет способствовать более тесному сотрудничеству украинских ученых с иностранными коллегами, с другой – позволит увеличить эмиграцию украинских ученых в страны ЕС в краткосрочной перспективе.
У Украины есть ряд безусловных преимуществ: это высокий процент молодых людей получающих высшее образование, относительно высокие проценты ВВП, которые тратятся на высшее образование. Однако, качество образования вызывает серьезные вопросы. В связи с этим уже не первый год дискутируемая тема сокращения общего количества вузов в стране.
Это можно проиллюстрировать количеством научных изданий и публикаций в них. Количество научной периодики в Украине в 2005 и 2013 гг. сохранялось примерно на одном уровне. При этом иностранные исследователи отмечают то, что на протяжении 1990-2000-х гг. украинские ученые для развития карьеры были озабочены в массовой публикации своих работ в украинских изданиях, которые в своем большинстве не признаны в мире.
В определенной степени в контексте европейских реформ было сокращено общее количество вузов в Украине (с 802 до 317 в конце 2015 г.), создано Национальное агентство по качеству образования.
Что такое программа «Horizon 2020» и почему она важна для украинского высшего образования и науки?
Присоединение Украины к программе Евросоюза “Горизонт-2020” осталось почти незамеченным. Тем временем это демонстрация и международного признания украинской науки, и стремления европейского научного сообщества вывести ее из затяжного кризиса. А главнее всего – это шанс приобщиться к интенсивному обогащению новыми идеями и технологиями.
Участие в Европейских программах становится все более весомым компонентом национальной научной политики многих стран. До этого привело осознание двух больших проблем, которые появились перед европейским научным сообществом. Первая из них – заметное отставание европейской науки в конкуренции с США и странами Восточной Азии, более медленное реагирование на научные открытия, концепции и идеи. Был поставлен полностью точный диагноз. Европейские страны и даже отдельные университеты и научные заведения проводили свою собственную научную политику, которая не стимулировала ни кооперации между ними, ни движения кадров.
Вторая проблема – это заметная потеря лидерства странами Европы в создании новых технологий. В условиях Старого Мира лишь бурный технологический прогресс способен удовлетворять социальные проблемы общества, создавать новые рабочие места. Однако стимулы повернуть направление исследований в сторону создания новых конкурентных технологий для ученых Европы оказались недостаточными. Не давали большого ожидаемого результата и программы стимулирования создания частных стартапов на базе университетских лабораторий. Поэтому в программах Евросоюза был задействован новый механизм. Самыми успешными проектами стали считать те, в которых, рядом с научными коллективами, участвовали малые и средние по величине частные фирмы. Они должны внести определенную часть в бюджет проекта, принять главное участие в создании технологии, а в награду получить возможность стать первыми во внедрении и выпуске новой продукции.
Также европейские программы налагают на украинских заявителей свои правила: гендерные, возрастные и тому подобные.
«Надо иметь в виду, что в Европе проекты выполняются небольшими коллективами (обычно из трех-пяти лиц), что есть правило обязательного выхода ученого на пенсию в 65-68 лет. Потому будет большим риском для проекта, если руководитель украинской партнерской группы – ученый пенсионного возраста, а к группе записана вся большая лаборатория или отдел», – считает Александр Демченко.
Украинская наука и украинские технологии, безусловно, нужны Европе, и вхождение в эту международную инициативу является ярким подтверждением этого. Однако успех государства будет ограничиваться успехом лишь нескольких коллективов энтузиастов, если не будут проведены радикальные реформы. Это касается и нормативного регулирования, и оплаты труда научных сотрудников, и возможности приобретения новых, необходимых инструментов для проведения исследований разного рода. Также не стоит забывать о трудовой дисциплине и оптимизации расходов, которая не может быть механическим увольнением научных сотрудников, но качественным улучшением работы системы с устранением дублирующих функций.
э
Среднее образование и специальное образование: оптимизация и увеличение количества классов
Отечественное образование находится в процессе реформирования. И вполне возможно, что уже через несколько лет мы не узнаем систему обучения, существовавшую в Украине десятилетиями.
Школьное образование теперь не будет 10-летним, а будет как минимум 12-летним. В Министерстве образования объясняют это европейскими практиками. В ЕС, как правило, образование в средней школе длится 12-13 лет, поэтому программу европейских школ «впихнуть» в украинские 10 лет нет никакой возможности. Также школа будет делиться на ступени, после окончания основной (базовой средней) школы у выпускников будет несколько вариантов продолжения обучения: профессиональное, подготовка к университету (гуманитарное, техническое).
Если посмотреть на ступень, ниже, то согласно планам Минобразования, вскоре должна расшириться система дошкольного образования. И не только за счет дошкольных учреждений, но также благодаря работе с родителями и доступу к обучению детям с ограниченными возможностями. Вообще тренд инклюзивного образования востребован давно, но практическое внедрение только-только начинается.
В профессиональном образовании уже появились статусы «квалифицированный рабочий» и «младший специалист», а также предусматриваются программы сотрудничества профессиональных учебных заведений с работодателями в регионах.
Подводя итог можно сделать вывод, что реформа сферы образования затрагивает целый ряд смежных тем и испытывает влияние многих факторов. С одной стороны, без стабилизации экономики финансирование образования (и науки) будет оставаться недостаточным. В связи с этим отчет ООН уже фиксирует деградацию Украины в сфере высшего образования: уменьшение количества индексированных публикаций в частности. Это приводит к тому, что украинские специалисты становятся неконкурентоспособными на мировом рынке труда. Однако, важным позитивным фактором может стать интеграция Украины в структуры ЕС, что приведет к доступу к «дешевым» кредитам и грантовым программам, совместной работе. Косвенно это может также привести к «утечке мозгов», т.к. отмена виз и интеграция позволят украинским научным сотрудникам без значительных препон найти перспективные места для реализации своего потенциала.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.
Відомий одеський етнофотограф бессарабський болгарин Олександр Барон запрошує взяти участь в благодійному аукціоні «Незламна Україна третій рік», на який виставлені його фотороботи. Читати далі