… И снова, как много столетий до того, село Орловка Ренийской громады провело уникальный рождественский обряд – Крэчун. Собственно, по-молдавски Крэчун и есть Рождество, но этот обычай всё чаще называют просто «Мошул» («Дед») – по имени главных персонажей праздника.
«Топор» уже несколько раз рассказывал о подробностях обряда, поэтому мы не будем повторяться. И всё же следует напомнить основные моменты обычая. Его уникальность заключается прежде в сего в том, что он самым причудливым образом соединяет в себе христианские и языческие мотивы, причём элементы язычества сохранились с глубочайшей древности, когда у предков индоевропейских народов существовал развитый культ солнца. Именно этим объясняется тот факт, что жители Орловки – православные христиане – празднуют Рождество 25 декабря. Дело в том, что доисторическая традиция обычая связана с днём зимнего солнцестояния, когда отмечался языческий Новый год. Он символизирует собой «возрождение солнца»: после самых коротких дней в году (20-е числа декабря) световой день начинает увеличивается, а ночь сокращается. Вот почему орловский обряд сопровождается ритуальными хороводами, которые олицетворяют собой солнцеворот.
Нет никаких сомнений и в том, что Крэчун является наследием взаимопроникновения молдавской и славянской культур. Когда предки современных молдаван переселились на территорию исторической Молдавии (сегодня – часть Румынии), они встретили здесь славянское население и смешались с ним. Древние славяне отмечали день Карачуна – сурового божества зимы. Его имя произносится ещё как «Корочун», что значит «самый короткий» (то есть самый короткий день в году). Праздник «возрождения солнца» избавлял людей от власти Корочуна и начинал движение мира к весне. Славянское влияние привело к тому, что христианское Рождество получило у молдаван название «Крэчун».
Соответственно, весь орловский рождественский обычай буквально пронизан языческим символизмом: здесь – борьба дня ночи, изгнание духов тьмы, победа света над мраком, вечное торжество солнца – главного источника жизни на земле.
Если говорить очень коротко, то праздник проходит таким образом. Исторически Орловка делится на две части – «каменную» и «лесную». В ночь перед Рождеством на каждой половине села собираются молодые люди, в большинстве своём отслужившие в армии. Они формируют две «армии», желающие колядовать. Участники обряда надевают «дембельскую» военную или военно-морскую форму. Такая особенность ритуала закрепилась в советское время, в 60-70-е годы ХХ века. Первоначально парни колядовали в молдавских национальных костюмах, но со временем они стали большой редкостью. В результате роль праздничной одежды начала выполнять более распространённая парадная военная форма, которая и является сегодня обязательным атрибутом традиции.
Кстати, мнение общественности на сей счёт разделилось. Одни зрители считают, что военная форма не «вписывается» в контекст обряда, и что надо вернуться к молдавским национальным костюмам. Но другие поклонники орловского Рождества убеждены в том, что необходимо сохранить существующую версию обычая. Но в любом случае решающее слово остаётся за участниками действа.
Ещё раз следует подчеркнуть, что обычай в Орловке – это подлинно народный праздник, который воспроизводится на условиях самоорганизации людей. Тут нет ни начальников, ни режиссёров, ни идеологов. Ни местные органы власти, ни другие чиновники, ни грантовые организации, активно продвигающие туризм в Бессарабии, не влияют на орловскую рождественскую традицию. И это – главный залог того, что она будет продолжать жить и не превратится в искусственное и наигранное «шоу для туристов».
Но вернёмся к обычаю как таковому. Каждая из двух «армий» делится на две группы – чата маре (большая группа) и чата Мошул (группа Мошула; в неё допускаются ребята, не служившие в армии). Именно два Мошула, чьи красочные костюмы похожи на облачение шаманов первобытного племени, являются центральными и наиболее колоритными персонажами обряда. Всю ночь с 24 на 25 декабря молодые люди бегают по селу и колядуют. Они бегают в буквальном смысле слова, поскольку, согласно традиции, им необходимо побывать в каждом доме.
Утром два «воинства» сходятся в центре села. Впереди идут те, кто неистово лупит о землю мачуками – огромными дубинами из туго связанного тростника или рогоза. Тем самым эти участники прогоняют злых духов. Как только колядующие группы встречаются, они начинают уже упомянутые ритуальные хороводы. Затем обе рождественские «армии» поднимают своих Мошулов над головами, и «Деды» обмениваются приветствиями и подарками.
Вскоре наступает кульминация праздника: противоборствующие стороны начинают переталкиваться. Борьба идёт до того момента, пока один из Мошулов не окажется низвергнутым. Победители ликуют! Ночь отступает, день торжествует, солнце снова набирает силу, жизнь продолжается!
В этот раз мы решили провести небольшой опрос среди участников обряда, чтобы узнать, что означает этот древний обычай для жителей Орловки, как они его понимают и оценивают. Вот лишь несколько ответов молодых людей на наши вопросы.
Максим: «Для меня этот праздник – вера в Бога. В то же время для меня это народный праздник, когда Мошулы изгоняют злых духов из каждого дома. В обряде я участвую уже второй год. Как и все, бегал по селу с колядками целую ночь. Очень болят ноги, но я стараюсь. Мне доверили носить шесты с калачами, и эта роль позволяет чаще отдыхать. Мне нравится колядовать – хозяева очень хорошо нас встречают».
Дмитрий: «Начнём с того, что это очень древний праздник, и никто уже не помнит, как он начинался и что он на самом деле означает. Но лично для меня наш обряд – символ мужества. Если парень смог всю ночь бегать и колядовать по селу, если он зашёл в каждый дом, то он – настоящий мужчина, который сможет вести за собой семью. Я участвую в празднике уже пятый год. Выдержал до конца – ни разу не ушёл домой, потому что болели ноги или что-то ещё. Мне нравится атмосфера обычая: хозяева дома приглашают нас за стол, угощают, наливают бокал вина. А мы для них колядуем, то есть желаем всего самого лучшего в следующем году. Если в доме есть незамужняя девушка, которой нравится парень среди колядующих, то она может прикрепить украшение на его головной убор. У меня – именно такое украшение. В целом праздник символизирует изгнание злого духа. Его поймали, удерживают и водят по всему селу, показывая людям: мол, смотрите, мы схватили злого духа! То есть Мошул – это символ такого злого духа. И с его помощью изгоняют всех остальных злых духов, показывая им, что их ждёт в этот день. Я буду и дальше участвовать в обряде – пока не женюсь».
Другой Максим – один из самых юных участников обычая (13 лет) – впервые участвовал в орловской традиции.
«Я люблю этот праздник за то, что он проходит очень весело, можно колядовать, – говорит Максим. – Я бегал целую ночь вместе со всеми и выдержал, теперь очень болят ноги. Это тяжело, но мне нравится. Нравятся наши обычаи, когда люди дарят нам калачи, а старших ребят угощают вином. Я обязательно буду и дальше участвовать в нашем обряде!».
Большинство опрошенных признались, что не знают об истоках этого праздника и не задумывались по поводу его языческих символов и смыслов. «Мы просто храним традицию», – говорили молодые орловчане.
Что ж, в нашем сегодняшнем мире, где «нетрадиционные ценности» активно вытесняют традиционные, простая и понятная позиция участников древнего обычая дарит надежду на будущее.