Первым автомобилем, который появился в Одессе, был французский Panhard-Levassor. В то время автомобиль – это не только очень дорогое удовольствие, но и минимум безопасности, малые скорости и отсутствие правил.
Его счастливым обладателем стал основатель и владелец популярной газеты «Одесский листок». Василий Навроцкий, начал свое дело с нескольких десятков рублей, но быстро пошел в гору, заработав первый капитал на газете объявлений. Затем ее содержание изменилось в сторону общественно-политического издания, которое до 1920 г. было одно из самых массовых и популярных в городе.
Первые автомобили вынуждены были пробираться по улицам заполненным каретами, повозками, бричками, пароконными вагонами, омнибусами и прочими транспортными средствами на конной тяге. С 1910 г. на улицах Одессы появился электрический трамвай. Все это делало необходимым разработку правил для автомобильного движения. Это сейчас нам кажется, что правила дорожного движения просты и очевидны, а в начале прошлого века шли путем проб и ошибок.
Правила дорожного движения: не больше 20 км./час
В Одессе правила дорожного движения были приняты впервые в 1903 г. Необходимость назрела и ранее, но первый проект появился только после распоряжения одесского городского головы. Полное название документа звучало следующим образом: «проект обязательных постановлений о перевозке пассажирского и грузового движения на автоматических экипажах в пределах Одесского градоначальства».
В общих чертах правила начала XX века схожи с нынешними: чтобы получить номера и право управлять автомобилем следовало написать заявление, подать фотографии или чертежи автомобиля (техпаспорт). После этого выдавалось свидетельство на того, кто мог управлять автомашиной. Как правило, состоятельные граждане редко управляли автомобилем сами, доверяя это персональным водителям-механикам.
Также автомобиль в то время должен был быть оснащен звуковыми сигналами, соблюдать скоростной режим. В городе позволялось ехать не выше 12 верст, а за его пределами не быстрее 20 верст. Скорость невелика, но стоит учитывать, что в то время основным транспортом была лошадь и быстрые автомобили создавали немало аварийных ситуаций.
Вторым владельцем автомобиля в Одессе стал Сергей Уточкин. Знаменитый авиатор и гонщик, футболист и велосипедист стал обладателем автомобиля, который подарил ему брат. Затем он сменил трицикл на четырехколесное авто. Уточкин, участвуя в гонке Одесса-Овидиополь-Одесса, разогнал свой автомобиль до 65 км/час, установив, таким образом, скоростной рекорд.
Такси, аварии и гонки
К началу 1910-х гг. автомобили прочно вошли в быт одесситов. Появились первые такси. Несмотря на то, что их стоимость была в разы выше обычных экипажей, они пользовались популярностью. О них писали в путеводителях и в местной прессе. Вскоре появились и маршруты, которые связывали Одессу с ближайшими городами, в частности регулярный автомобильный маршрут в Овидиополь.
На днях открывается пассажирское автомобильное сообщение между Одессой и Овидиополем (с остановкой в с. Мариинском (Аккаржа). Пробег будет совершаться в 1,5-2 часа. Из Одессы автомобили будут отходить два раза в день – в 7 час 30 минут утра и 1 час 30 минут дня, а из Овидиополя – в 10,30 утра и в 5 часов дня. Плата за проезд – 2 рубля. Такое объявление можно было прочитать в газете «Одесские новости» в мае 1913 г.
Количество автомобилей увеличивалось чрезвычайно быстро. Если в 1904 г. в Одессе насчитывалось только 47 автомобилей, то через 8 лет их было уже в 5 раз больше. Среди владельцев были дипломаты, предприниматели (например, автомобилем владел руководитель Одесского авиационного клуба Артура Анатра), и даже низложенный персидский шах Мохаммед Али, который проживал в Одессе до революции в доме Бржозовского, который сейчас чаще именуют Шахским дворцом.
Часто автомобили становились виновниками столкновений и прочих происшествий. Это стало одной из наиболее популярных тем у местных газет. Они не жалели высокого слога, чтобы описать все чудеса, которые случались с автомобилистами в Одессе.
В начале XX века довольно популярными были гонки, в которых участвовало до нескольких десятков экипажей. Правда, далеко не все автомобили доходили до конца, а некоторые пересекали финишную черту через несколько дней после окончания гонки. В те времена не приходилось говорить о ремонтных пунктах, все что могли, делали сами водители-механики.
Первые автомобили в уездах
С 1910-х годов автомобили стали проникать и в небольшие уездные города. В 1912 году было организовано «Товарищество автомобильного сообщения «Аккерман-Сарата», вскоре появился первый автобус, который связывал Аккерман и Тарутино. Годом позже в Аккермане приняли местные правила для автомобилистов и велосипедистов. Согласно статистическому отчету в 1913 г. паромом из Аккермана в Овидиополь было перевезено 321 автомобиль.
Выставки и курсы: развитие автомобильной инфраструктуры
В Одессе в 1910-е гг. строились магазины/презентационные центры, гаражи и даже проводились выставки автомобилей.
Один из старых гаражей до сих пор сохранился на ул. Гаванной, 3 в глубине дома Меснера, построенного в 1912 г. Там были мастерские и гаражи вплоть до 1960-х гг. Сейчас эта часть дома серьезно перестроена, хотя можно угадать подъездную часть и ворота к гаражам.
15 апреля 1912 г. в скейтинг-ринге (сейчас здание русского театра) открылась выставка-салон автомобилей. Организатором выступило Одесское автомобильное общество. В то время в Одессе было до 20-ти представительств самых разных марок автомобилей, многих из которых уже давно не существует, а часть вполне успешно функционирует до сих пор.
Посетители салона могли увидеть не только новейшие марки автомобилей, но и расходные материалы, специальную одежду для водителей. Выставка работала всего две недели, но после неё осталась памятная медаль.
Информацию о продаже автомобилей можно было найти практически везде: в путеводителях, на чаще всего в рекламных разделах местных газет. Владельцы автосалонов не скупились на слог и рекламное пространство. В газетах предвоенного 1913 года можно увидеть буйство красочных материалов о продаже автомобилей. Как правило, описывались достоинства автомобилей, перечислялась комплектация, иногда шли какие-то дополнительные пояснения. Цена на такие средства передвижения была велика. Относительно дешевый Ford стоил около 2 600 рублей.
В предвоенные годы появились даже автомобильные курсы. Причем они весьма дорогостоящи: 100 рублей за трехмесячный курс и 30 рублей для уже действующих шоферов, сроком на 1 месяц. Правда, и программа была солидная: «в основную программу входят общие понятия механики, физики, электротехники, химии металлов, полное изучение курса автомобилизма и ремонта автомобиля, кузова, шины, обязательные постановления и практические занятия в мастерских, изучение езды на автомобилях и проч.».
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.
Відомий одеський етнофотограф бессарабський болгарин Олександр Барон запрошує взяти участь в благодійному аукціоні «Незламна Україна третій рік», на який виставлені його фотороботи. Читати далі