С 15 января пассажиры одесских маршрутных такси платят за проезд в городских мар-шрутных такси не 5 грн., а 7 грн. И если городские власти не были против такого поворота событий, то жители города не в восторге от того, что платить приходится на 40% больше за те же неудобные и опасные маловместительные автобусы, которые ходят далеко не всегда по расписанию.
Аргументы городских властей и перевозчиков от года в год не меняются: повышение цен на горюче-смазочные материалы, отсутствие компенсации проезда льготных категорий граждан. Но в этот раз активно муссировалась тема отсутствия необходимого количества водителей на маршрутах. На пресс-конференции, которая состоялась 11 января в пресс-центре «Одессит» назывались цифры 15-35% некомплекта в различных автотранс-портных предприятиях города.
Цена поездки: Одесса среди самых дорогих городов Украины
На конец 2017 года цена на маршрутные такси в областных центрах Украины весьма серьезно разнилась.
В целом ряде областных центров проезд держался на уровне 3-4 грн. (Сумы), 4 грн. (Вин-ница, Ивано-Франковск, Луцк, Николаев, Ровно, Черновцы, Херсон), 4-4,5 грн. (Кропив-ницкий). Сравнимые с одесскими цены на проезд в маршрутках были в Житомире, Львове (уже после повышения в конце прошлого года) и в Полтаве (повышение с 4 грн. до 5 грн. произошло в самом начале января текущего года). Во всех этих городах проезд стоит 5 грн.
Во Львове, который по своим параметрам можно сравнить с Одессой, в декабре прошлого года подняли цену на проезд в маршрутных такси до 5 грн. (до этого цена проезда была 4 грн.). Причем экономически обоснованным тарифом, эксперты называют сумму в 6,8 грн. за разовый проезд. Примерно такой тариф и хотели установить перевозчики, но городские власти на это не пошли.
«Тариф не 7, а 5 гривен. Я не имею морального права ставить на голосование больший тариф, так как у людей физически нет возможности платить», – сказал перед голосованием городской голова Львова Андрей Садовый.
В таких крупных городах как Днепр, Запорожье и Кривой Рог цена на маршрутки серьез-но отличается в зависимости от расстояния, которое проходит маршрут. Так, в Днепре можно найти маршрутку и за 2,5, и за 4, и за 5-6 грн. В Запорожье цена вирируется от 3 до 7,5 грн. за проезд, а в Кривом Роге, несмотря на общую большую протяженность города, цена находится в пределах 5-6 грн.
Что касается Киева, то сейчас там цены на проезд в маршрутных такси составляет от 4 до 7 грн., что также зависит от расстояния, которое проходит маршрут. Однако прогнозы на весну также сулят киевлянам подорожание маршрутных такси на несколько гривен. мож-но также прибавить, что в Киеве есть немало вместительных автобусов по цене 4 грн. за разовый проезд.
Кейсы на снижение
Далеко не во всех городах цены на маршрутные такси повышают, а если и повышают, то уж точно не до семи гривен.
Есть пример Херсона, где в октябре 2017 года депутаты городского совета отменили ре-шение городского исполкома о повышении цены на проезд в автобусах до 5 гривен и вер-нули прежнюю стоимость билетов в 3 гривны. Этим же решением снижена и цена проезда в троллейбусах – с 2,5 до 1,25 гривен. Правда, под давлением перевозчиков цену снова подняли. Сейчас в Херсоне платят 4 грн. за проезд в маршрутке, а в вечернее время (с 22.00 до 00.00 часов) стоимость возрастает до 6 грн.
В Тернополе со 2 января текущего года действует цена в 5 грн. на проезд в маршрутных такси города. Правда если вы платите «картой тернопольца» то цена снижается до 4 грн. Обещанное повышение до 6 грн. так и не состоялось. Более того в Тернополе введена электронная система оплаты общественного транспорта. В связи с этим перевозчики организовали забастовку, не желая лишиться потока наличности.
Напомним, что в Одессе т.н. электронный билет не ввели до сих пор, хотя намерения бы-ли ещё в 2016 году. В настоящее время в Одессе проходит конкурс по отбору инвестора для внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в общественном транс-порте.
Длина маршрута
Одним из самых распространённых аргументов, который обосновыет повышение цены на проезд в маршрутных такси Одессы является тот, что у нас самые протяженные маршруты по сравнению с другими городами Украины.
Как уже стало ясно, то в Киеве при различной протяженности маршрутов изменяется и цена на проезд, в Одессе же она остаётся неизменной. Средняя продолжительность мар-шрута в Одессе составляет 18,5 км. (по данным, которые были оглашены на пресс-конференции 11 января этого года). В то же время в Николаеве цена за проезд в маршрут-ных такси составляет 4 грн. (на маршруты до 20 км), а в Харькове самые длинные мар-шруты (например, № 263э протяженностью 23,5 км.) стоят 6,5 грн., при цене на подав-ляющее большинство маршрутов в 5-6 грн.
Перспективы развития городского общественного транспорта в Одессе
На пресс-конференции, которая состоялась 11 января 2018 г. Александр Илько, директор департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городско-го совета, отметил, что городские власти будут оптимизировать ряд маршрутов, чтобы маршрутки их не дублировали, также было отмечено, что в приоритете развитие город-ского электротранспорта. По его словам сразу заменить 850-900 автобусов, которые выхо-дят на маршруты в Одессе просто невозможно.
К слову в городах, которые в чем-то сравнимы с Одессой (Таллинн и Бухарест, например), цена на разовый проезд суммарно выше, но там отсутствует понятие маршрутных такси как таковое, а использование проездных делает поездку в городском общественном транспорте не намного выше одесских семи гривен. Так, в Бухаресте разовый проезд в наземном транспорте по городу стоит 1,3 лея (ок 9,5 грн.). В Таллинне он выше – 2 евро за поездку (или 1 евро для школьников и студентов с карточкой международного образца), однако все жители Таллинна, а также школьники и люди старше 65 лет могут пользоваться городским транспортом бесплатно.
Таким образом, после повышения цен на проезд в маршрутных такси до 7 грн. Одесса станет одним из самых дорогих по этому показателю городов в Украине. Изменится ли качество предоставляемых услуг? По словам спикеров – представителей мэрии и перевоз-чиков, это должно произойти.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.