С 15 января пассажиры одесских маршрутных такси платят за проезд в городских мар-шрутных такси не 5 грн., а 7 грн. И если городские власти не были против такого поворота событий, то жители города не в восторге от того, что платить приходится на 40% больше за те же неудобные и опасные маловместительные автобусы, которые ходят далеко не всегда по расписанию.

Аргументы городских властей и перевозчиков от года в год не меняются: повышение цен на горюче-смазочные материалы, отсутствие компенсации проезда льготных категорий граждан. Но в этот раз активно муссировалась тема отсутствия необходимого количества водителей на маршрутах. На пресс-конференции, которая состоялась 11 января в пресс-центре «Одессит» назывались цифры 15-35% некомплекта в различных автотранс-портных предприятиях города.

Цена поездки: Одесса среди самых дорогих городов Украины

На конец 2017 года цена на маршрутные такси в областных центрах Украины весьма серьезно разнилась.

В целом ряде областных центров проезд держался на уровне 3-4 грн. (Сумы), 4 грн. (Вин-ница, Ивано-Франковск, Луцк, Николаев, Ровно, Черновцы, Херсон), 4-4,5 грн. (Кропив-ницкий). Сравнимые с одесскими цены на проезд в маршрутках были в Житомире, Львове (уже после повышения в конце прошлого года) и в Полтаве (повышение с 4 грн. до 5 грн. произошло в самом начале января текущего года). Во всех этих городах проезд стоит 5 грн.

Во Львове, который по своим параметрам можно сравнить с Одессой, в декабре прошлого года подняли цену на проезд в маршрутных такси до 5 грн. (до этого цена проезда была 4 грн.). Причем экономически обоснованным тарифом, эксперты называют сумму в 6,8 грн. за разовый проезд. Примерно такой тариф и хотели установить перевозчики, но городские власти на это не пошли.

«Тариф не 7, а 5 гривен. Я не имею морального права ставить на голосование больший тариф, так как у людей физически нет возможности платить», – сказал перед голосованием городской голова Львова Андрей Садовый.

В таких крупных городах как Днепр, Запорожье и Кривой Рог цена на маршрутки серьез-но отличается в зависимости от расстояния, которое проходит маршрут. Так, в Днепре можно найти маршрутку и за 2,5, и за 4, и за 5-6 грн. В Запорожье цена вирируется от 3 до 7,5 грн. за проезд, а в Кривом Роге, несмотря на общую большую протяженность города, цена находится в пределах 5-6 грн.

Что касается Киева, то сейчас там цены на проезд в маршрутных такси составляет от 4 до 7 грн., что также зависит от расстояния, которое проходит маршрут. Однако прогнозы на весну также сулят киевлянам подорожание маршрутных такси на несколько гривен. мож-но также прибавить, что в Киеве есть немало вместительных автобусов по цене 4 грн. за разовый проезд.

Кейсы на снижение

Далеко не во всех городах цены на маршрутные такси повышают, а если и повышают, то уж точно не до семи гривен.

Есть пример Херсона, где в октябре 2017 года депутаты городского совета отменили ре-шение городского исполкома о повышении цены на проезд в автобусах до 5 гривен и вер-нули прежнюю стоимость билетов в 3 гривны. Этим же решением снижена и цена проезда в троллейбусах – с 2,5 до 1,25 гривен. Правда, под давлением перевозчиков цену снова подняли. Сейчас в Херсоне платят 4 грн. за проезд в маршрутке, а в вечернее время (с 22.00 до 00.00 часов) стоимость возрастает до 6 грн.

В Тернополе со 2 января текущего года действует цена в 5 грн. на проезд в маршрутных такси города. Правда если вы платите «картой тернопольца» то цена снижается до 4 грн. Обещанное повышение до 6 грн. так и не состоялось. Более того в Тернополе введена электронная система оплаты общественного транспорта. В связи с этим перевозчики организовали забастовку, не желая лишиться потока наличности.

Напомним, что в Одессе т.н. электронный билет не ввели до сих пор, хотя намерения бы-ли ещё в 2016 году. В настоящее время в Одессе проходит конкурс по отбору инвестора для внедрения автоматизированной системы учета оплаты проезда в общественном транс-порте.

Длина маршрута

Одним из самых распространённых аргументов, который обосновыет повышение цены на проезд в маршрутных такси Одессы является тот, что у нас самые протяженные маршруты по сравнению с другими городами Украины.

Как уже стало ясно, то в Киеве при различной протяженности маршрутов изменяется и цена на проезд, в Одессе же она остаётся неизменной. Средняя продолжительность мар-шрута в Одессе составляет 18,5 км. (по данным, которые были оглашены на пресс-конференции 11 января этого года). В то же время в Николаеве цена за проезд в маршрут-ных такси составляет 4 грн. (на маршруты до 20 км), а в Харькове самые длинные мар-шруты (например, № 263э протяженностью 23,5 км.) стоят 6,5 грн., при цене на подав-ляющее большинство маршрутов в 5-6 грн.

Перспективы развития городского общественного транспорта в Одессе

На пресс-конференции, которая состоялась 11 января 2018 г. Александр Илько, директор департамента транспорта, связи и организации дорожного движения Одесского городско-го совета, отметил, что городские власти будут оптимизировать ряд маршрутов, чтобы маршрутки их не дублировали, также было отмечено, что в приоритете развитие город-ского электротранспорта. По его словам сразу заменить 850-900 автобусов, которые выхо-дят на маршруты в Одессе просто невозможно.

К слову в городах, которые в чем-то сравнимы с Одессой (Таллинн и Бухарест, например), цена на разовый проезд суммарно выше, но там отсутствует понятие маршрутных такси как таковое, а использование проездных делает поездку в городском общественном транспорте не намного выше одесских семи гривен. Так, в Бухаресте разовый проезд в наземном транспорте по городу стоит 1,3 лея (ок 9,5 грн.). В Таллинне он выше – 2 евро за поездку (или 1 евро для школьников и студентов с карточкой международного образца), однако все жители Таллинна, а также школьники и люди старше 65 лет могут пользоваться городским транспортом бесплатно.

Таким образом, после повышения цен на проезд в маршрутных такси до 7 грн. Одесса станет одним из самых дорогих по этому показателю городов в Украине. Изменится ли качество предоставляемых услуг? По словам спикеров – представителей мэрии и перевоз-чиков, это должно произойти.

автор: Станислав Кинка

Політика