Минувшим летом в Одесской области сложилась ситуация, когда Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ) приостановила финансирование многих учреждений здравоохранения. Проблема приобрела массовый характер: по информации НСЗУ, на Одесчине без государственных средств остались, в частности, 77 больниц, которые не обеспечили доступность маломобильных групп населения к медицинскому обслуживанию. Кроме того, лечебные учреждения перестали получать выплаты от НСЗУ из-за того, что якобы госпитализировали пациентов с коронавирусом, чьё состояние здоровья не отвечало требованиям оказания помощи.
Генератор автоматически не включается? Автоматически останетесь без денег!
Руководство НСЗУ было вынуждено официально прокомментировать финансовый конфликт с больницами Одесской области (напомним читателям, что в результате медицинской реформы Нацслужба здоровья является главным заказчиком медицинских услуг по Программе медицинских гарантий, а лечебные учреждения предоставляют определённые пакеты этих услуг на основании договоров с НСЗУ; соответственно, финансирование той или иной больницы полностью зависит от объёма, спецификации и качества медицинского обслуживания населения в рамках договора, причём условия закупки медицинских услуг полностью зависят от НСЗУ – Прим. авт.).
«На выплаты от НСЗУ влияет то, насколько медицинские учреждения выполняют требования договора. Эти требования являются важными, поскольку непосредственно влияют на качество предоставления медицинских услуг пациентам. Тем не менее в порядок реализации Программы медицинских гарантий внесли изменения, позволяющие Национальной службе здоровья выплатить деньги заведениям, которые не соответствовали требованиям», – отметили в ведомстве.
Данная ситуация ударила и по Ренийской центральной городской больнице – её финансирование также было приостановлено. Причиной послужило то обстоятельство, что генератор автономного электроснабжения ЦГБ не имел функции автоматического включения. Чиновники НСЗУ поставили жёсткое условие: до тех пор, пока генератор не будет соответствовать техническим требованиям, медики денег не получат.
Руководству Ренийской громады пришлось в пожарном порядке решать вопрос об установке электроники, которая обеспечивает автоматический запуск электрогенератора в случае аварийных ситуаций в энергосистеме. В некоторых громадах Бессарабии нашлись другие причины для того, чтобы Нацслужба здоровья прекратила гарантированные выплаты местным медицинским учреждениям. Например, в Березовке медперсонал не получал зарплату, потому что в больнице оказался не тот угол пандуса…
Добавим, что Ренийский горсовет обращался с этой проблемой к губернатору Одесской области. Однако система договорных и финансовых отношений между больницами и НСЗУ построена таким образом, что даже губернатор не может на неё повлиять.
Сколько можно откладывать отложенные требования?
Что же сегодня происходит с финансированием системы здравоохранения Одесчины? Удалось ли урегулировать конфликт между заказчиком и исполнителями медицинских услуг (язык не поворачивается употребить такие слова, как «продавцы» или «поставщики» лечения)? Следует ли ожидать повторения подобных конфликтов и можно ли предотвратить их в принципе? На эти вопросы по нашей просьбе ответил начальник Управления в городе Одесса и Одесской области Южного межрегионального департамента НСЗУ Роман Колонтай.
«Попробую разъяснить ситуацию. Когда учреждения здравоохранения Украины подавали свои предложения в НСЗУ, были предусмотрены отложенные требования по договорам о предоставлении медицинских услуг, – комментирует Роман Леонидович. – Эти отложенные требования касались в основном приобретения необходимого медицинского оборудования, обязательного наличия в штате медперсонала профильных специалистов и т.д. В частности, больницы были обязаны обеспечить свою доступность для маломобильных групп населения (инвалидов и др.), до 1 июля текущего года решить проблему автоматического включения электрогенераторов, ввести в штат детского анестезиолога для пакета услуг по родовспоможению (затем это требование аннулировали) и врача-эпидемиолога в рамках пакета услуг хирургической помощи. Что касается доступности и инклюзивности для маломобильных групп населения, то выполнение этого требования отсрочили до 1 октября т.г.
Если говорить о Ренийской центральной городской больнице, то она подтвердила нам выполнение отложенных требований по двум местам оказания медицинских услуг (подразумеваются главный корпус ЦГБ и бывшая портовая больница – Прим. авт.). То есть на сегодняшний день у НСЗУ нет претензий к Ренийской ЦГБ».
Отвечая на вопрос о том, как складывается положение дел в других громадах Бессарабии, Роман Колонтай сказал, что это – открытая информация, и её можно получить на официальном сайте НСЗУ. Тем не менее мы поинтересовались в беседе с чиновником, насколько соответствует логике и здравому смыслу прямая зависимость финансирования лечебных учреждений от наличия или отсутствия тех же пандусов для инвалидов-колясочников? Почему медики должны сидеть без зарплаты, а пациенты – переживать о перспективах лечения, если кто-то вовремя не позаботился об установке пандуса или модернизации генератора? И что делать, если в бюджете той или иной территориальной общины просто нет средств для быстрого выполнения условий НСЗУ относительно конкретной муниципальной больницы? Почему в таком случае жители громады должны быть заложниками ситуации?
«Всё это предусмотрено Программой медицинских гарантий, которая фактически нацелена на закупку безопасных и доступных медицинских услуг для всех категорий населения. Надо понимать, что существуют условия закупки медицинских услуг, и каждое медучреждение, желающее участвовать в этой программе, ежегодно подаёт свои предложения. И тут очень важно, соответствует или не соответствует данное учреждение условиям закупки определённого пакета услуг. Нормативной базой для этого служат постановления Кабмина, которые издаются каждый год: именно они определяют условия закупок Национальной службой здоровья. Проще говоря, если больница не отвечает определённым условиям для того иного пакета медицинских услуг, то она не может претендовать на заключение договора с НСЗУ на этот пакет», – прокомментировал Роман Колонтай.
Следует напомнить, что факт прекращения финансирования учреждений здравоохранения Одесской области в текущем году – далеко не первый шаг такого рода со стороны Национальной службы здоровья Украины. В ноябре 2020 года НСЗУ уже наказала аналогичным способом 93 больницы в нашей стране. Как заявил тогдашний и.о. главы НСЗУ Андрей Виленский, эти медицинские учреждения не выполнили отложенные требования по договорам о предоставлении медицинских услуг. Условия чаще всего касаются приобретения необходимого оборудования и комплектования штата врачей определённых специальностей. По словам А. Виленского, «невыполнение требований является основанием для отказа НСЗУ от договора».
«Национальная служба здоровья работает в интересах пациента и оплачивает услуги только в тех учреждениях, где есть необходимое оборудование, специалисты и где пациенту могут оказать безопасную медицинскую услугу. Как только медицинское учреждение выполняет все требования, наша служба сразу же возобновляет финансирование», – заявил руководитель НСЗУ.
У одних – право требовать, у других – обязанность выполнять
Позволим себе сделать некоторые выводы исходя из вышеизложенного. Никто не сомневается в том, что НСЗУ, приостанавливая финансирование «проштрафившихся» лечебных учреждений, действует по закону. Но ведь сам факт формальной законности ещё не означает, что такая законность отвечает интересам общества.
Если не углубляться в дебри нормативно-правовой базы, которая регулирует отношения между НСЗУ и больницами, а посмотреть на эти отношения с позиций обыкновенного здравого смысла, то мы увидим своеобразную «систему ниппель», когда всё движение осуществляется только в одну сторону. Есть заказчик медицинских услуг (НСЗУ), и его главная функция – требовать предоставления этих услуг в рамках установленных норм. В его же руках находятся пряник и кнут. Пряник – это финансирование, а кнут – возможность перекрыть «денежный кислород» за те или иные «грехи». На другом конце этой удивительной системы находятся все остальные – лечебные учреждения. Они – исполнители госзаказа. На их плечах – сплошные обязанности и обязательства вместе с ответственностью. Причём заказчика, судя по его тактике, абсолютно не волнует, каким образом и за счёт чего исполнитель будет выполнять эти самые обязательства.
Как мы уже успели убедиться, среди претензий НСЗУ в адрес учреждений здравоохранения особое место занимают две проблемы – отсутствие в больницах необходимого оборудования и профильных специалистов, предусмотренных конкретным пакетом медицинских услуг. Логика Нацслужбы здоровья проста, как табуретка: если есть хорошее оборудование и хорошие специалисты – это хорошая больница, будем давать ей деньги. Нет оборудования, не хватает специалистов, – плохая больница, останется без денег…
Но, стесняюсь спросить, а в НСЗУ кто-нибудь когда-нибудь задумывался над тем, где всё это взять? Из рукава вытащить? Что делать, если больница расположена в бедной громаде, в бюджете которой просто нет денег на приобретение медицинского оборудования стоимостью 5, 10, 15 миллионов гривен? Ладно, допустим, оборудование всё же можно купить. Но где раздобыть специалистов? Как решать кадровый вопрос, если врачи востребованных специальностей просто не хотят работать в отдалённой провинции? Похищать их прямо из медуниверситетов и силой привозить в какой-нибудь Занюханск или Задрипанск? Когда чиновники НСЗУ рассказывают, что они действуют «в интересах пациентов», то сразу напрашивается вопрос: в чём заключаются эти интересы, если пациенты теряют возможность лечиться в ближайшей больнице только потому, что в этой больнице нет «лишнего» невропатолога или она не может купить томограф?
И, наконец, возникает ещё одно вопиющее противоречие. Вернёмся напоследок к вышеупомянутым пандусам для инвалидов-колясочников. Да, больница провинилась – вовремя не установила пандус. НСЗУ реагирует на это нарушение и прекращает финансирование. Медики не получают зарплату, страдает материально-техническое и прочее обеспечение диагностического и лечебного процесса. Однако же персонал продолжает работать: врачи приёмного отделения по-прежнему принимают больных, хирурги делают плановые и ургентные операции, медсёстры выполняют процедуры, лаборатории исследуют анализы… И что – всё это уже «не считается»? За это уже не нужно платить? То есть, надо понимать, отсутствие пандуса теперь может считаться достаточным основанием, чтобы вся больница оказалась на грани коллапса?
Интересно, а такие ситуации – тоже в интересах пациентов?
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.
Повітряний простір Молдови під час масованого російського обстрілу України в ніч проти середи, 25 грудня, з високою ймовірністю порушили дві російські ракети. Молдовська влада перевіряє повідомлення.