«У попа была собака, он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил…»
«Летел ворон, сел на колоду – да бух в воду. Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис. Вымок, выкис, вылез, высох. Сел на колоду – да бух в воду…»
Знакомые строки, не правда ли? Похоже, жанр народной докучной сказки превратился в Ренийском районе в привычный «стиль» решения проблемы финансирования льгот для населения. Идёт время, проблема усугубляется, а «ворон» с удивительным постоянством продолжает «падать в воду»…
Автор этих строк написал на данную тему уже ряд публикаций, и все они почти полностью повторяют друг друга: начальник Ренийского районного управления социальной защиты населения (УСЗН) Маргарита Иванова выступает перед депутатами районного и городского советов, буквально умоляя их выделить деньги на обеспечение предусмотренных законодательством льгот, а депутаты всячески «отмораживаются» (уж простите за такой жаргон, но тут точнее не скажешь). И вот «докучная сказка» в очередной раз повторилась на тридцать четвёртой сессии Ренийского горсовета.
Поскольку проблема льгот и другие бюджетные вопросы – общие для всего района, районные органы власти направили на городскую сессию свой «десант» в лице руководителя аппарата райсовета Галины Кравченко, начальника финансового управления райгосадминистрации Прасковьи Бондаренко и начальника УСЗН Маргариты Ивановой. Но, несмотря на серьёзность ситуации, обсуждение проходило вне повестки дня сессии.
Маргарита Иванова напомнила народным избранникам, что «Укртелеком» выиграл суд относительно возмещения затрат на предоставление услуг телефонной связи льготным категориям населения района за 2016 год, и теперь управление соцзащиты должно выплатить по этому иску 107 тысяч гривен, из которых более 95 тыс. грн – доля города.
«Хочу подчеркнуть, что долг по льготам перед «Укртелекомом» не является нашей недоработкой – такая ситуация сложилась по всей Украине, – сказала М. Иванова. – Как известно, с 2016 года государство отказалось финансировать ряд льгот для населения, переложив эти расходы на местные бюджеты. Однако данное решение не было подкреплено соответствующими средствами. Тем не менее суд руководствуется только законом, а по закону мы обязаны выделять деньги на льготы. Если местные органы власти не погасят из бюджета задолженность по льготной телефонной связи, то счета управления соцзащиты будут заблокированы, что грозит социальным взрывом. Кстати, в городе Южный это уже случилось – работа УСЗН фактически парализована, социальные выплаты не проводятся. Страдают люди».
В ответ городской голова Рени Игорь Плехов усомнился в том, что… ренийцы вообще до сих пор пользуются стационарными телефонами. По словам мэра, мобильная связь практически вытеснила проводную, а посему, мол, надо ещё разобраться, откуда взялись льготные телефонные услуги на сумму 107 тысяч гривен.
М. Иванова легко парировала выпад И. Плехова: Маргарита Ивановна заверила, что работники УСЗН тщательно проверили всех льготников, которые пользуются стационарными телефонами. В результате было выявлено, что эти телефоны – действующие.
«Если ничего не предпринимать, то долги по льготам будут увеличиваться, – заявила начальник райфинуправления Прасковья Бондаренко. – Сейчас мы поставлены перед необходимостью выполнить решение суда о возмещении затрат на льготную связь в 2016 году, но уже есть судебные иски за 2017 год, потом последует 2018-й… Давайте прекратим сваливать ответственность и финансовое бремя друг на друга. Ведь речь идёт о наших гражданах, наших избирателях, будь то жители города или района. Давайте лучше подумаем о них. Тем более что от горсовета требуется не такая уж большая сумма денег».
Несмотря на все аргументы представителей районной власти, городской голова и большинство депутатов горсовета заняли предельно жёсткую позицию по вопросу обеспечения льгот из муниципального бюджета. Игорь Плехов согласился сделать лишь одну уступку, да и то, по сути, за чужой счёт.
Мэр выдвинул следующий компромисс. Недавно райсовет и горсовет подписали меморандум о совместном финансировании ремонта крыши районного военкомата. Согласно этому соглашению, районный бюджет перечисляет городскому бюджету 32 тысячи гривен. И. Плехов предложил не направлять эти средства городу, а потратить их на выплату задолженности перед «Укртелекомом». В свою очередь горсовет готов взять на себя все расходы на ремонт военкомата.
Однако эту инициативу не поддержала П. Бондаренко: по словам начальника райфинуправления, 32 тысячи гривен из районного бюджета выделены целевым назначением, и принятое решение нельзя так просто «переиграть».
По этому поводу разгорелись настоящие дебаты, но противоборствующие стороны так и не смогли прийти к единому мнению. Мэр настаивал на том, что в городском бюджете нет лишних денег, тем более что Ренийский порт задолжал городу за землю уже 24 миллиона гривен. Кроме того, как отметил И. Плехов, в других райцентрах долги по льготам на услуги стационарной телефонной связи погашаются за счёт районных бюджетов, и только в Рени почему-то «выкручивают руки» горсовету.
Масла в огонь добавила другая финансовая проблема, которая также касается межбюджетных отношений органов власти разных уровней. Дело в том, что городское коммунальное предприятие «Водоканал», где месяцами не выплачивается зарплата, задолжало около 650 тысяч гривен подоходного налога. Причём этот долг образовался невзирая на то, что КП получает дотации из городского бюджета, в том числе на выплату зарплаты трудовому коллективу. Начальник райфинуправления задалась вопросом: почему, получая значительную денежную поддержку из муниципальной казны, «Водоканал» не платит налоги, и почему горсовет закрывает глаза на столь грубое нарушение финансовой дисциплины?
«Все мы прекрасно знаем о том, что в последние годы город Рени получает из государственного и областного бюджетов беспрецедентные средства на развитие. Лишь в прошлом году городу было выделено свыше 12 миллионов гривен на реализацию инфраструктурных и других проектов, – напомнила П. Бондаренко. – И в то же время городская власть не способна обеспечить уплату подоходного налога, который, как известно, «расщепляется» и в разных долях идёт в разные бюджеты, включая районный и областной. Этот факт трудно оправдать перед вышестоящими органами власти. Получается, область выделяет нам многомиллионные инвестиции, а мы не можем заплатить в областной бюджет несчастную долю подоходного налога».
Этот упрёк окончательно разозлил мэра и депутатов горсовета, и сессия стала похожа на банальную массовую ссору обитателей коммунальной квартиры, которые начали выяснять между собой, кто ворует мясо из борща на кухне.
Отвечая на претензии относительно неуплаты подоходного налога со стороны «Водоканала», заместитель городского головы по финансово-экономическим вопросам и бюджету Людмила Чакыр рассказала о том, как много делает горисполком для улучшения положения коммунального предприятия. И всё же я – и как журналист, и просто как житель города – так и не понял, что мешало чиновникам мэрии проконтролировать соблюдение финансовой дисциплины внутри «Водоканала» и заставить руководство КП перечислить подоходный налог в полном объёме. Иначе возникает закономерный вопрос, насколько эффективно используются дотации, которые получает «Водоканал» из муниципальной казны. А это – прямая компетенция и непосредственная ответственность городской власти.
В какой-то момент страсти разгорелись до такой степени, что сравнение с конфликтом соседей по коммунальной квартире вполне себя оправдало. В частности, депутат горсовета Валентина Епитроп обвинила Маргариту Иванову в том, что та не просит, а требует решить проблему финансирования льгот для населения, чем осуществляет давление на депутатский корпус.
«Нормальные люди благодарят даже за одну гривну. Мы согласились выделить на льготы 32 тысячи гривен, но вы продолжаете требовать!» – возмутилась В. Епитроп.
«Да, я требую! Я сегодня возглавляю управление соцзащиты, я несу ответственность за работу этой службы, и я именно требую! Этого требует закон!» – ответила М. Иванова.
Начальник УСЗН попыталась убедить городское руководство в том, что, отказываясь участвовать в финансировании льгот, оно загоняет себя в тупик. Да, децентрализация власти «одной рукой» увеличила доходы местных бюджетов, однако эта же децентрализация «другой рукой» перекладывает на них и дополнительные расходы, в том числе на социальную сферу. По словам М. Ивановой, в Украине уже наблюдается тенденция, когда государство отказывается финансировать некоторые социальные выплаты, передавая эти полномочия на места. Процесс в данном направлении будет продолжаться, и органы местного самоуправления никак не смогут от него отгородиться. К сожалению, как считает Маргарита Ивановна, Ренийский горсовет пока не понимает суть происходящего.
И не просто не понимает: некоторые народные избранники озабочены не столько решением социальных проблем своих избирателей, сколько «фасадом» собственного имиджа. Например, депутат Андрей Медведик с негодованием заявил, что из-за вопроса обеспечения льгот депутаты Ренийского горсовета будут снова выглядеть «плохими» в средствах массовой информации.
А ведь на самом деле, надо понимать, депутаты – сплошь хорошие и сплошь – за всё хорошее против всего плохого. Не так ли?
При всём огромном уважении к Андрею Медведику хотелось бы спросить: Андрей Викторович, а как должны СМИ писать об этой ситуации? Какую оценку надо давать депутатам? Быть может, надо написать, что они сняли с себя последнюю рубашку, чтобы бабушки и дедушки могли бесплатно ездить в общественном транспорте или говорить по телефону в льготном режиме? Но ведь не сняли же. Хотя этого никто и не требует. Даже «вредные» СМИ…
Справедливости ради можно сказать одно: в этой абсурдной ситуации с льготами действительно нет однозначно правых и однозначно виноватых. Да, здесь есть и традиционный скрытый конфликт между районными и городскими властями, и личные амбиции чиновников, и подковёрные игры вокруг распределения бюджета. Но всё это, в сущности, мелочи по сравнению с главной бедой.
А главная беда (и я уже говорил об этом в одной из аналогичных предыдущих публикаций) заключается в том, что мы живём в государстве тотального узаконенного беззакония. Когда это государство принимает законы, которые оно просто физически не способно выполнить (и даже не желает выполнять), когда никто не занимается экономикой, когда реформы подменяются псевдореформами, когда коррупция остаётся основным регулятором общественных отношений, – тогда и граждане, и органы местного самоуправления оказываются в роли вечных заложников. В роли героев докучной сказки. В роли того самого ворона, который снова и снова падает с колоды в воду.