Перед началом Первой Балканской войны болгарский флот за счет мобилизации увеличился с 882 до 2185 человек. 100-мм пушки с канонерки-«крейсера» «Надежда» установили на берегу под Варной. От торгового флота и различных ведомств в состав ВМФ зачислили несколько небольших пароходов.
В ходе войны все шесть болгарских миноносцев под командованием капитана 2-го ранга Добрева часто выходили в море на перехват турецких военных кораблей и транспортных судов, не удаляясь дальше 75 миль от Варны. Турки, зная о выходах болгарских миноносцев, не конвоировали свои транспорты на маршруте Босфор – Констанца, а при необходимости блокировали Варну крейсерами. 6 октября 1912 г. два миноносца попытались атаковать турецкую эскадру из двух броненосцев и 4 эсминцев, но под огнем вернулись в Варну. Столь же безрезультатной оказалась попытка атаковать двумя миноносцами два турецких крейсера. Все выходы в море за транспортными судами тоже оказались безуспешными.
Ночью 20 ноября 1912 г. во время очередного выхода в море на перехват двух турецких транспортов болгарские миноносцы «Летящий», «Смелый», «Строгий» и «Дерзкий» встретили крейсер «Гамидие». Два других миноносца стояли в ремонте после столкновения. В 0:35 с миноносца «Строгий» заметили военный корабль и уже в 0:43 миноносец «Летящий» с расстояния 500 м выпустил торпеду. Турки тоже заметили миноносцы, на которых горели ходовые огни. Вторую торпеду с 300 м выпустил «Смелый», который оказался под обстрелом крейсера. С дистанции 150-200 м третьим атаковал «Строгий». Со второй попытки, после осечки, всего со 100 метров, выпустил торпеду и шедший последним «Дерзкий». После этого раздался взрыв, турецкий корабль начал оседать носом. Болгарские миноносцы попытались атаковать еще раз, но безуспешно. Тем временем от берега подходили турецкие корабли – миноносцы и канонерка. Видя это, Добрев отдал приказ возвращаться – и к утру все четыре миноносца были в Варне. Слыша орудийный выстрелы, командир «крейсера» «Надежда» порывался выйти в море, несмотря на то, что главная артиллерия корабля стояла на берегу – но не получил разрешения.
Крейсер «Гамидие» остался на плаву. Обширные затопления носовых отсеков частично компенсировали, приняв воду в корму. На помощь вышли броненосец «Хайреддин Барбаросса», крейсер «Меджидие», буксир и малые корабли. Тем не менее, когда поврежденный корабль ввели в Босфор, его нос уже полностью погрузился в воду. Если бы в «Гамидие» попало не одна, а больше торпед или же его пришлось тащить на буксире немного больше времени – он бы затонул.
Итогом удачной атаки стало то, что турки перенесли маршрут следования своих судов из Румынии на большее расстояние в открытое море. Турецкие корабли, блокировавшие Варну, ночью также старались держаться дальше от берега. А командир «Гамидие» Хусейн Рауф-Бей в своем комментарии турецким газетам заявил, что «Если беспристрастно рассмотреть случай с «Гамидие» и сказать саму истину, надо признать, что эта крупная и успешная атака болгарского флота, у которого нет никакого прошлого, одно славное начало, каким он может гордиться».
Тем временем, во время перемирия и после возобновления боевых действий болгарские миноносцы уже не были столь активными. В Варне элементарно закончился уголь – и миноносцы не могли выходить далеко в море. К тому же, всем им требовался серьезный ремонт.
После того, как болгарская армия вышла к Мраморному морю, турецкий флот начал обстрел фронта, особенно часто огонь вел броненосец «Торгут Рейс». Болгары никак не могли ответить – мощной дальнобойной артиллерии в этом районе у них не было. В такой обстановке Димитр Добрев предложил прорваться с боем на одном из миноносцев через Босфор и атаковать турок. Естественно, что такой самоубийственный план остался только планом. Зато идея создания импровизированного миноносца осуществилась. В небольшом порту Шаркёй под руководством капитан-лейтенанта Евстати (Евстафия) Винарова из двух рыбацких лодок соорудили катамаран, между корпусами которого подвесили торпеду. Уже было все готово к атаке, и в ночь с 31 марта на 1 апреля Винаров вышел в море. Но уже в 23 ч. его отозвали – с 1 апреля боевые действия закончились.
Во второй Балканской войне Болгария потерпела сокрушительное поражение от своих бывших союзников, к которым присоединилась Турция. Все корабли Дунайской флотилии были затоплены своими экипажами в реке Русенски Лом – чтобы их не захватили румыны. А миноносцы и «Надежда», на всякий случай, перешли в Севастополь – болгарский флот бежал.
От Первой до Второй
После Балканских войн часть кораблей Дунайской флотилии подняли, отремонтировали и ввели в строй. Часть – подняли и отправили в металлолом. Когда началась Первая мировая война, Болгария сначала сохраняла нейтралитет, но ее политика все больше склонялась в пользу блока Центральных держав.
14 октября 1915 г. Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции – против своего традиционного покровителя России и соперника на Балканах Сербии. Это стало ударом в спину для отчаянно сражающихся сербов. А Турция получила прямую сухопутную связь с Германией.
Обстановка на Черном море в это время складывалась в пользу России, которая уже вводила в строй дредноуты типа «Императрица Мария». В качестве своеобразного жеста помощи новому союзнику, в мае 1916 г. Болгарии передали небольшую немецкую подлодку UB-8 водоизмещением всего 140 тонн и вооруженную двумя торпедными аппаратами. Официально ее передали 25 мая, в болгарском флоте субмарину назвали «Подводник №18».
С января 1916 г. в Болгарии появилась морская авиация – корабль-плавбаза «Царь Фердинанд», на котором имелось 4 гидросамолета.
Во время мировой войны роль болгарского флота свелась к обороне своего побережья – патрулированию и минным постановкам. 11 сентября 1916 г. возле Варны на русской мине погиб миноносец «Шумный». А перед самым концом войны, 28 ноября 1918 г. на камнях разбился «Летящий». 16 сентября 1918 г. в свой последний, как оказалось, поход отправился крейсер «Надежда» – на ремонт в оккупированный немцами Севастополь. Оттуда корабль так и не вернулся, и уже в 30-е гг. его разобрали на металл.
По итогам Первой мировой войны Болгарии как проигравшей стороне запретили иметь военно-морской флот, превышающий наличные силы. На море у Болгарии остались 4 полностью устаревших миноносца, минный заградитель «Камчия» и несколько катеров – тральщиков и охотников за подводными лодками. На Дунае также имелось несколько катеров для пограничной и полицейской службы. Часть катеров строилась в Русе, пару единиц закупили в Австрии, остальные – во Франции.
Несмотря на фактическую отмену в 1936 г. Нейского мирного договора, никаких существенных изменений с болгарским флотом не происходило. Хотя корабельный состав и пополнился торпедными катерами немецкой и английской постройки, качественно болгарские военно-морские силы оставались третьеразрядным флотом, неспособным причинить ущерба противнику.
С 1940 г. Болгария постепенно попадала под влияние Германии. В 1941 г. Болгария заняла часть Греции и Югославии, получив выход к Эгейскому морю. Там в 1942 г. сформировали небольшую флотилию из катеров – тральщиков и патрульных. 13 декабря 1941 г. Болгария официально объявила войну Великобритании и США, но так и осталась нейтральной в отношении СССР. Участие болгарского флота в войне было минимальным и фактически свелось к противовоздушной обороне от налетов англо-американской авиации и тралению мин. Но в Варне и Бургасе базировались немецкие военные корабли, авиационные и сухопутные части. Тем не менее, 15 октября 1942 г. от внутреннего взрыва затонул миноносец «Дерзкий», но был поднят и к 1944 г. отремонтирован.
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.