Единственный в Молдове морской порт Джурджулешты, расположенный на реке Дунай, в непосредственной близости от украинского города Рени, по итогам 2018 года переработал более 1 миллиона тонн грузов, что на 12,6% больше, чем в 2017 году. За минувший год порт принял 589 судов: эта цифра более чем на 50% превышает аналогичный показатель предшествующего года. Такую статистику приводит молдавское издание «Sputnik».
Оно отмечает также, что за 12 лет, начиная с 2007 года, в порт Джурджулешты было инвестировано 71,4 млн долларов. Порт имеет статус свободной экономической зоны, и по состоянию на 2018 год в СЭЗ зарегистрированы 46 резидентов. В порту работают около 470 человек. Среди основных грузопотоков – зерно, нефтепродукты и растительное масло.
Генеральным инвестором и оператором предприятия является компания Danube Logistics SRL. Её акционерами выступают Danube Logistics Holding B.V. (Нидерланды) и Европейский банк реконструкции и развития.
Издание «Порты Украины», ссылаясь на пресс-службу международного свободного порта Джурджулешты (МСПД – так он официально называется), добавляет, что в 2018 году через молдавский порт были экспортированы грузы в 53 страны мира, импортированы из 33 стран. Доля Евросоюза составила 76% объёма импортированных и 57% объёма экспортированных грузов.
«Мы отметили значительное увеличение перевалки сухих навалочных грузов – в частности, щебня, угля и удобрений. В связи с растущим спросом как на перевалку грузов, так и на землю в бизнес-парке МСПД, мы планируем приобретение дополнительного оборудования и строительство дополнительного причала, чтобы удвоить пропускную способность многофункционального сухогрузного терминала», – сказал генеральный директор Danube Logistics SRL Матиас фон Тухер (его цитируют «Порты Украины»).
Для читателя, который, как говорится, не в теме, все эти цифры и факты ни о чём не говорят. Однако люди, хоть немного следящие за транспортными тенденциями в Дунайском регионе, прекрасно понимают значение динамики грузооборота Джурджулештского порта, – и, прежде всего, в контексте его конкуренции с дунайскими портами нашей страны.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что, перешагнув уровень грузоперевалки в объёме 1 миллион тонн, скромный молдавский порт установил рекорд грузооборота за все годы своего существования. Тем самым МСПД преодолел очень важный психологический рубеж: если 10 лет назад его считали всего лишь незначительным портопунктом (над которым, кстати, смеялись украинские специалисты морской отрасли), то теперь он превратился в полноценного участника транспортного рынка Черноморского бассейна. Во всяком случае, для Дуная миллион тонн грузов – это уже не шуточки. Это – вполне серьёзное достижение, особенно для маленькой Молдовы.
Стремительный успех молодого порта Джурджулешты выглядит ещё более ярким на фоне умирающего Ренийского порта. Казалось бы, их просто нельзя сравнивать: первый – карлик, второй – гигант, крупнейший дунайский порт своего времени. Но, к сожалению, ключевые слова здесь – «своего времени». Сегодня мало кто помнит о том, что проектная мощность порта Рени в период его расцвета достигала 14,5 млн тонн грузов в год. На пике своей советской славы он перерабатывал до 10 млн тонн ежегодно.
Когда Украина получила независимость, грузооборот Ренийского порта обрушился в пять раз – средний годовой объём грузоперевалки составлял около 2 млн тонн, в отдельные годы превышая эту цифру, а иногда опускаясь даже ниже. Одновременно сокращалась и проектная мощность предприятия. Сейчас она оценивается в 7,7 млн тонн в год, однако есть все основания полагать, что это номинальная цифра, не соответствующая реальным возможностям порта.
За последние пять лет погибающий транспортный монстр «провалился» ещё больше. Даже с учётом деятельности субъектов специальной экономической зоны «Рени» официальная статистика грузооборота «пробила дно»: в 2014 году порт и частные портовые операторы переработали в общей сложности 1 млн 465 тыс. тонн, в 2015 году – 907 тыс. тонн, в 2016 году – 972 тыс. тонн, в 2017 году – 1 млн 124 тыс. тонн, в 2018 году – 1 млн 332 тыс. тонн. Таким образом, дунайский карлик – Джурджулештский порт – за какое-то десятилетие практически догнал по объёму грузопотоков бывшего гиганта «в лице» порта Рени! Просто невероятно. Но очевидно…
Когда я написал, что украинские специалисты ещё сравнительно недавно смеялись над морскими амбициями Молдовы, то нисколько не преувеличил. Достаточно напомнить, что в 2007 году тогдашний начальник Ренийского порта Сергей Строя заявил о том, что Джурджулешты не могут быть опасным конкурентом на дунайском транспортном рынке. «О какой конкуренции может идти речь, если у нас четыре километра причальной линии, а у них – четыреста метров», – сказал Сергей Строя.
Действительно, протяжённость причальной линии в Рени – в 10 раз больше, чем в Джурджулештах. Но, как видим, данное преимущество не помешало мощному украинскому порту деградировать, тогда как «хлипкий» молдавский сосед превратил крошечную «точку опоры» в источник внушительного экономического роста.
В данном случае злая ирония судьбы заключается в том, что всё могло бы произойти наоборот. Ещё во второй половине 90-х годов прошлого столетия начальник Ренийского порта Валерий Вертинский в интервью автору этих строк заявил о том, что «Рени должен быть самым молдавским портом» (интервью вышло в украинском журнале «Судоходство»). По словам Валерия Иосифовича, географическое положение Ренийского порта и его логистические особенности являются идеальными условиями для того, чтобы предприятие было торговыми воротами Молдовы.
И такая возможность реально существовала. Насколько мне известно, на заре независимости Украины, когда стало уже понятно, что порт Рени теряет традиционные грузопотоки и вряд ли сможет их компенсировать, молдавская сторона выразила желание взять в аренду ряд ренийских причалов для переработки своих грузов. Эта инициатива была чрезвычайно взаимовыгодной: используя мощности дунайского перевалочного гиганта (к тому же, напрямую связанного с Молдавской железной дорогой), соседняя республика получила бы выход к морю и дополнительные транспортные возможности, а наша страна обеспечила бы порт грузопотоками. Соответственно, трудовому коллективу предприятия гарантировалась стабильная работа и зарплата, что по тем временам уже рассматривалось как великое благо.
Однако Украина отвергла спасительное для порта Рени предложение Молдовы. Почему? Достоверно никто не знает. Тем не менее, если вспомнить, что творилось в 90-е годы на всём постсоветском пространстве, то можно сделать закономерное предположение. В первые годы независимости Украины наши чиновники плевать хотели на национальные интересы – они полностью были заняты разграблением советского наследия (впрочем, как и сегодня), а уж проблемы какого-то там несчастного порта в какой-то там далёкой Бессарабии казались из Киева ничтожной мелочёвкой. Вполне вероятно, что в украинском Министерстве транспорта (или где-то ещё) потребовали от молдаван нехилую взятку за «решалово» по ренийскому вопросу. А поскольку времена были бедные, то наши соседи, возможно, просто не «потянули» нужную сумму. В итоге Ренийский порт остался почти невостребованным и брошенным на произвол судьбы…
А уже в 1996 году Молдова начала реализацию проекта строительства нефтетерминала в селе Джурджулешты, в точке слияния рек Дунай и Прут. Позднее на этой базе соседняя республика стала развивать полноценный морской порт…
Как бы там ни было, я глубоко убеждён: если бы четверть века назад Молдова сделала из Рени свои торговые ворота, то они успешно действовали бы по сей день. Ренийский порт был бы процветающим предприятием, и тогда необходимость создания аналогичной инфраструктуры в Джурджулештах отпала бы сама собой. Молдавский порт на Дунае просто не появился бы, и я бы сейчас не писал эти строки.
Но всё получилось так, как оно получилось, и фантазии автора – даже очень обоснованные – уже не имеют смысла.
Отдельно отмечу: в данной публикации я специально не углубляюсь в историю о том, как и почему наша страна передала Молдове 400 метров украинского берега Дуная, что и позволило сопредельному сухопутному государству стать морской державой. Этот факт является широко известным, и, думаю, нет необходимости подробно его мусолить. Тем более что в своё время я опубликовал в самых разных СМИ несколько десятков статей по джурджулештскому вопросу, пытаясь достучаться до украинских органов власти всех уровней и обратить их внимание на то, что они собственными руками создают нашей стране транспортного конкурента в стратегически важном Придунайском регионе.
На основе моих публикаций киевские журналисты направили запрос в Министерство иностранных дел Украины (ответ пришёл в виде банальной отписки). Признаюсь, был даже случай, когда я передал эксклюзивную информацию по Джурджулештам в Службу внешней разведки Украины. Какой была реакция спецслужбы, не знаю до сих пор…
Короче, я не достучался. Скажу честно: все эмоции на сей счёт у меня давно остыли (мягко говоря), а посему я просто не хочу в 158-й раз поднимать безнадёжную тему. Поезд ушёл. Порт Рени – почти покойник, а его молдавский соперник, как говорится, цветёт и пахнет. И тут уж ничего не поделаешь.
У меня осталась лишь одна эмоция по этому поводу – возмущение украинским псевдопатриотизмом. Объясню.
Все здравомыслящие и идеологически независимые люди, хоть раз изучавшие джурджулештскую территориальную историю, уверены: передача куска украинской земли Молдове для строительства нефтетерминала была абсолютно неконституционной. Более того, этот шаг тогдашнего руководства Украины можно считать грубейшим нарушением территориальной целостности нашей страны, а это – преступление национального масштаба. Но самое удивительное и непостижимое заключается в том, что оно так и осталось фактически незамеченным. В Украине на это циничное предательство национальных интересов НИКТО не обратил внимания! Повторяю: НИКТО, кроме отдельных журналистов! Ни государственные органы, ни правоохранительные структуры, ни общественные организации, ни ура-патриоты, ни политические партии, ни радикальные националисты, которые по поводу и без повода так любят вопить на всю страну: «Зрада!». Первую, по-настоящему огромную «зраду» они почему-то не увидели в упор. И не видят вот уже 22 года. Я не помню НИ ОДНОЙ акции протеста украинских активистов или политиков на границе с Молдовой в районе порта Джурджулешты. Не помню ни одного общенационального призыва с требованием пересмотреть договор с молдаванами и вернуть Украине её территорию.
Сейчас, когда уже несколько лет продолжается война на Донбассе, политики и «патриоты» бесконечно оправдывают её необходимостью защитить территориальную целостность нашей страны. А что же с Джурджулештами? Там разве не была нарушена территориальная целостность? Или же бездарно и преступно подаренный соседям участок бессарабской земли – это не Украина? Или, быть может, эта земля чем-то хуже донецкой или крымской? Или на Дунае живут украинские граждане второго сорта, права которых защищать не надо, как и права их государства в целом? Любопытные вопросы. Не правда ли?
А ведь именно Джурджулешты были «первой ласточкой» всего того ужаса, который происходит теперь в многострадальной Украине…
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.