Очередное заседание коллегии Ренийской райгосадминистрации превратилось в «базарное» выяснение отношений между руководством райсовета и РГА по поводу проблем с финансированием некоторых льгот, предусмотренных законодательством. «Между молотом и наковальней» уже в который раз оказалась начальник управления социальной защиты населения (УСЗН) РГА Маргарита Иванова.

В частности, Маргарита Ивановна выступила с информацией о предстоящих выплатах ежегодной разовой материальной помощи, которую должны получить к 5 мая участники боевых действий и ряд других категорий граждан. По словам начальника УСЗН, сегодня в Ренийском районе на эту помощь имеют право 224 человека.

«Напомню, что выплаты предусмотрены Законами Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» и «О жертвах нацистских преследований». Как гласит законодательная норма, размер разовой помощи к 5 мая составляет пять минимальных пенсий, то есть на данный момент – 7485 гривен. Однако по факту эта норма не действует – размеры выплат определяет Кабмин своим постановлением, и эти выплаты существенно ниже, чем определено законом, – сказала Маргарита Иванова. – В итоге была создана правовая коллизия, заложником которой стало районное управление соцзащиты. Как известно, в 2016 году четверо участников боевых действий подали в суд, после чего УСЗН оказалось в роли ответчика (в 2016 году государство было обязано выплатить участникам боевых действий по 5656 гривен, а реально они получили лишь по 920 гривен – Ред.). Мы проиграли суд, но поскольку у нас не было и нет собственных средств, то мы не смогли выполнить судебное решение. К нам применили санкции – были частично заблокированы некоторые расходы управления соцзащиты (например, командировочные). Тем не менее с тех пор образовался долг в размере 81 тысячи гривен, который не погашен по сей день. В этом году в суд собираются подать ещё 70 граждан. Нас утешает лишь то обстоятельство, что в 2017 году был один аналогичный иск, но суд отклонил требования истца, так как вступили в силу законодательные изменения относительно полномочий Кабмина определять размер помощи к 5 мая. Таким образом, уже создан судебный прецедент не в пользу истцов».

Вместе с тем Маргарита Иванова напомнила, что урезание некоторых видов социальной поддержки было признано Конституционным Судом Украины неконституционным, и тем самым вновь может возникнуть неоднозначная правовая ситуация, когда УСЗН опять окажется «крайним».

Продолжая тему, начальник управления соцзащиты отметила, что в Ренийском районе до сих пор не урегулирован вопрос задолженности по компенсации расходов «Укртелекома» на обеспечение телефонной связи для льготников (об этой проблеме наше издание писало не раз – Ред.). По словам М. Ивановой, ещё не до конца закрыт долг 2016 года, а уже накопилась задолженность 2017 и 2018 годов. В настоящее время долги перед «Укртелекомом» достигают в общей сложности 184 тысячи гривен, и снова существует перспектива финансовой ответственности УСЗН по судебным искам.

Информация Маргариты Ивановны вызвала бурю возмущения со стороны председателя Ренийского райсовета Олега Зуева, который регулярно позиционирует себя как ярый защитник интересов районного бюджета.

«Цифры по «Укртелекому» мы слышали уже сто раз. Меня интересует другое: где результат? Почему районная власть должна из местной казны платить судебные штрафы и пеню? Мы собираем налоги по крупицам, а деньги уходят на судебные издержки, – заявил Олег Зуев. – Кто за это ответит? Почему руководство управления соцзащиты не ходит на суды и не отстаивает свою позицию?».

В ответ М. Иванова упрекнула Олега Васильевича в том, что он говорит неправду: на самом деле УСЗН участвует в судебных процессах. Однако эти слова лишь усилили начальственный гнев председателя райсовета.

«Необходимо понимать, что управление соцзащиты является частью вертикали исполнительной власти, и мы обязаны выполнять решения Кабмина, – не сдавалась Маргарита Ивановна. – Другой вопрос, что суд руководствуется только законами, как нормативно-правовыми актами, имеющими высшую юридическую силу. Соответственно, нам приходится исполнять судебные решения. Повторяю ещё раз: в этом случае органы социальной защиты превращаются в заложников ситуации. Как бы то ни было, в связи с децентрализацией власти финансирование льгот для населения перекладывается на местные бюджеты, и данный процесс необратим. Вот почему органы местного самоуправления должны быть готовы к этому. Конечно, райсовет или горсовет могут отказаться от финансового обеспечения льгот, но это неправильно, недопустимо! Что же касается ответственности нашего управления в сложившихся обстоятельствах, то я скажу так: мы должны выполнять государственную социальную политику, а не заниматься выбиванием денег. И всё, чего я прошу, – это поддержки у местных органов власти».

Завершая импровизированные «дебаты», М. Иванова добавила, что в других районах области подобные проблемы решаются после одного-единственного письма со стороны УСЗН: райсовет и райгосадминистрация просто выделяют необходимые средства и погашают долги по льготам. И только в Ренийском районе вопрос превращается в «день сурка», которому нет конца и края.

Учитывая замечания, высказанные председателем райсовета Олегом Зуевым, глава Ренийской райгосадминистрации Валентин Котляренко распорядился провести служебное расследование по поводу участия должностных лиц УСЗН в судебных заседаниях относительно финансирования льгот.

Остаётся напомнить, что 20 марта 2019 года правительство Украины приняло постановление №237, которым определило размер разовой материальной помощи к 5 мая. Выплаты получат следующие категории лиц: участники боевых действий; пострадавшие участники Революции Достоинства; инвалиды и участники войны; лица, имеющие особые заслуги перед Родиной; жертвы нацистских преследований. В частности, участникам боевых действий, пострадавшим участникам Майдана и бывшим узникам концлагерей будет выплачено по 1295 гривен, инвалидам войны в зависимости от группы – 2950, 3400 и 3850 гривен, членам семей погибших – 840 гривен, участникам войны – 530 гривен. Лица, имеющие особые заслуги перед Родиной, должны получить 3850 гривен.

* * *

Отметим, что проблема систематического несоблюдения государством Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (принят в 1993 году) имеет длительную предысторию. Её можно смело назвать ярким символом правового абсурда в нашей стране, когда законы либо не соблюдаются вообще, либо соблюдаются «частично», либо противоречат подзаконным актам, порождая тем самым юридические коллизии.

В 1998 году статью 12 вышеупомянутого закона дополнили частью такого содержания: «Ежегодно к 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере пяти минимальных пенсий по возрасту». Однако законом о госбюджете на 2008 год данная норма была изменена и изложена в следующей редакции: «Ежегодно к 5 мая участникам боевых действий выплачивается разовая денежная помощь в размере, который определяется Кабинетом Министров Украины в пределах бюджетных назначений, установленных Законом «О Государственном бюджете Украины».

В 2008 году Конституционный Суд Украины признал неконституционными изменения в Закон «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты». То есть суд, как и положено, восстановил приоритет закона над нормативными актами Кабмина; проще говоря, КС решил, что правительство обязано определять размер выплат к 5 мая согласно закону, а не по собственному усмотрению.

Но уже в 2012 году тот же Конституционный Суд фактически оправдал сокращение социальных выплат. При этом четверо судей КС не согласились с таким решением и высказали отдельную позицию по данному вопросу. Например, судья КС Виктор Шишкин отметил следующее: «Такими «новациями» обезображено концептуальное направление и суть предписаний статьи 3 Конституции Украины относительно обязательств государства перед человеком как высочайшей социальной ценности, а не наоборот – человека перед государственными органами. Конституционный Суд Украины фактически вывел статус Кабинета Министров Украины на уровень законодательного органа, обязав суды общей юрисдикции при рассмотрении социальных дел применять непосредственно положения подзаконных актов, не считаясь с законом».

В 2014 году были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины, и вновь «пострадала» разовая помощь к 5 мая: было зафиксировано, что порядок выплаты и размер этой помощи определяются Кабмином.

Но и на этом история не закончилась! В 2016 году Верховный Суд Украины постановил: «Руководствуясь принципом законности и исходя из… общих основ приоритетности законов над подзаконными актами, для определения размера разовой денежной помощи участникам боевых действий в 2014 году следует применять не постановление №102, а Закон №3551-XII, который имеет высшую юридическую силу. При таких обстоятельствах коллегия судей Судебной палаты в административных делах Верховного Суда Украины пришла к решению, что правоотношения относительно выплаты разовой денежной помощи участникам боевых действий в 2014 году были урегулированы Законом №3551-XII, часть пятая статьи 12 которого предусматривает выплату этой помощи в размере пяти минимальных пенсий по возрасту».

И, наконец, в декабре 2018 года Конституционный Суд Украины снова (!!) признал неконституционным ограничение льгот для ветеранов войны. Таким образом, КС удовлетворил конституционное представление 50-ти депутатов Верховной Рады относительно принятого парламентом 28 декабря 2014 года закона об ограничении льгот для ветеранов и инвалидов войны.

Большая палата Конституционного Суда признала неконституционными положения законов №76 (Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины») и №3551 (Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты») об отмене ряда льгот (бесплатные лекарства, 50-процентная скидка на квартплату и т.д.) для ветеранов войны, участников боевых действий и лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной. Также признана неконституционной отмена льгот на проезд для указанных категорий граждан.

КС указал, что ограничения или отмена льгот, установленных Законом №3551, фактически является отказом государства от конституционных обязательств по социальной защите лиц, которые защищали Родину, и членов их семей. В решении указано, что установление льгот лицам, на которых распространяется действие Закона №3551, является одним из средств реализации государством конституционной обязанности по обеспечению социальной защиты граждан, и государство не может в одностороннем порядке отказаться от этой обязанности.

Тем не менее, как показало очередное заседание коллегии Ренийской райгосадминистрации, правовая (вернее, антиправовая) опупея продолжается! Перефразируя поэта, можно сказать так: у абсурдного кольца нет начала, нет конца…

Андрей ПОТЫЛИКО