В 2015 году количество временно перемещенных лиц из зоны АТО и с территории оккупированного Крыма, которые оказались в Одесской области, значительно выросло.

Если в начале августа 2014 года общее число людей этой категории, которые оказались в Одесской области, составляла порядка 7 000 человек, то уже на 5 декабря 2014 года, по данным ООН в Одесской области было 19 943 переселенца.

иимссмчмссмчс

В 2015 году их число неуклонно росло: 20 210 человек в начале февраля, 25 615 человек на конец мая, 26 000 в начале лета и 30 324 человека на начало августа этого года.

количество перемещенных лиц на 7 августа 2015 г.

По последним данным, которые были представлены в ходе подведения итогов работы проекта «Адвокация и правовая помощь внутренне перемещенным лицам в Украине», который реализовывается Датским советом по делам беженцев и Всеукраинским благотворительным фондом «Право на защиту» при поддержке Верховного комиссара ООН по делам беженцев, число временно перемещенных лиц в Одесской области достигло 35 тысяч человек.

Точное число людей, которые были вынуждены покинуть свои дома и стать переселенцами неизвестно. Однако, по неофициальным данным, оно может быть на порядок выше. Среди причин, которыми руководствуются люди, которые не хотят быть включенными в различного рода официальны списки и статистику: недоверие к органам власти, расчет на собственные силы, желание избежать возможной мобилизации (для мужчин призывного возраста).

 Определение терминологии и законодательное регулирование статуса временно перемещенных лиц

До начала вооруженного конфликта на Востоке Украины понятие «беженец» в основном касалось лиц, которые прибывали в Украину из третьих стран и просили убежища.

На территории Украины действует законодательство, которым регламентируется порядок установления статуса беженца и даётся определение этому понятию. Закон Украины «О беженцах» был принят в 1994 году, в него несколько раз вносились правки в 2003 и 2005 годах. Согласно этому законодательному акту, беженцем может считаться лицо, «не имеющее украинского гражданства и подвергающееся преследованиям на основании его расовой, национальной и социальной принадлежности, а также за отстаивание своих политических или религиозных убеждений». В связи с тем, что украинские граждане ниоткуда не приезжали, а были вынуждены покинуть свои дома в связи с неблагоприятной обстановкой, которая угрожала их жизни имуществу, то корректным является использование термина «временно перемещенные лица».

В середине лета украинский парламент принял законопроект № 4998-1 «О правовом статусе лиц, вынужденных покинуть места жительства вследствие временной оккупации Автономной Республики Крым и г. Севастополя и обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Украины». Данное решение было поддержано 289 народными депутатами.

Законопроект четко определяет правовой статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Украины принимая во внимание Конституцию Украины, международные договора, а также принципы и нормы международного права. Кроме того, документ запрещает дискриминацию вынужденных переселенцев по мотивам их переселения при осуществлении их прав и свобод.

Согласно принятому закону, лица, которые вынуждены были покинуть свои дома в зоне проведения АТО или в Крыму имеют право на получение места временного проживания жилищного фонда на период до 6 месяцев. При предоставлении места временного проживания учитываются их пожелания, возможности для трудовой занятости в регионе временного переселения, наличие личных связей в лица и его семьи и пригодность жилья для конкретной семьи. Также переселенцы, которые уволились с работы, при отсутствии документов, подтверждающих факт увольнения (прекращения занятости), периоды трудовой деятельности и страхового стажа, регистрируются как безработные и получают обеспечение, и социальные услуги на случай безработицы. За внутренне перемещенными лицами сохраняется право собственности на жилье, имущество и земельные участки, оставленные ими в регионе предыдущего проживания. Важный момент, что в законе отмечается, что бездомные лица, которые находятся на оккупированной территории, имеют право на социальную защиту в соответствии с законодательством Украины.

В контексте принятого закона государственная власть Украины обязалась осуществлять программы помощи для вынужденных переселенцев с целью помощи в социальной, экономической и психологической их адаптации лиц к новому месту пребыванию. Большая часть программ, которые упомянуты в законе финансируются за государственный счет.

Международный статус временно перемещенных лиц

Согласно Руководящим принципам УВКБ ООН по вопросу о перемещении лиц внутри страны, лица, перемещенные внутри страны, определяются как «люди или группы людей, которые были вынуждены спасаться бегством или покинуть свои дома или места проживания, из-за или чтобы избежать последствий вооруженного конфликта, ситуации общего насилия, нарушений прав человека или стихийных бедствий/техногенных катастроф».

Практика определения статуса внутренне перемещенных лиц (в рамках одного государства) стала необходимым аспектом деятельность ООН в связи с тем, что до этого мандат ООН не распространялся на лиц, не покинувших в силу различных причин территорию государства, где происходил вооруженный конфликт, стихийное бедствие и проч. Из-за этого у международной организации не было действенных рычагов оказания помощи нуждающимся. По данным на 2007 г. приблизительно 24,5 млн. человек более чем из 50 стран мира подпадали под определение «внутренне перемещенных лиц».

Начиная с лета-осени 2014 года мониторинговые миссии ООН проводят сбор информации относительно потребностей внутренне перемещенных лиц и проблем, с которыми они сталкиваются. Мониторинг проводился в большинстве областей Украины, но мы сосредоточим свое внимание на Одесском регионе.

В первую очередь стоит отметить, что Одесский регион стал одним из тех регионов, которые стал принимать внутреннее перемещенных лиц одним из первых и в значительных количествах. Кроме того в Одесской области существует ряд компактных мест проживания переселенцев, в том числе и людей с особыми потребностями, что обуславливает специфику региона и отношения, характера помощи внутреннее перемещенным лицам.

За истекший период в Одесском регионе было реализовано несколько общеукраинских и местных программ направленных на социализацию, расселение и занятие вынужденных переселенцев, однако целый ряд проблем так и остался нерешенным. В частности, это касается людей с особыми потребностями, которые находятся в пгт Сергеевка, в отдалении от квалифицированной медицинской помощи. В частности, в отчете УВКБ ООН упоминается о том, что медицинская помощь оказывается всем вынужденным переселенцам, однако они вынуждены сами оплачивать стоимость лекарств, что в ряде случаев компенсируют волонтеры.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются вынужденные переселенцы, стоит отметить следующие: отсутствие жилья на длительный срок, трудоустройство, статус и сохранность недвижимости в АР Крым и на территории подконтрольной сепаратистам на востоке Украины, разблокировка банковских карт и проблема социальных выплат.

Какие проблемы существуют у временно перемещенных лиц и как их решают?

Одной из важнейших составляющих процесса решения проблем перемещенных лиц является осведомленность местных громад, жителей всех регионов Украины о такой проблеме.

По результатам социологического исследования, которое было проведено летом этого года на территории всей Украины, только 40% респондентов ответили положительно на вопрос, известен ли им кто-либо из переселенцев из Крыма или Донбасса в составе громады. 53% ответили отрицательно, а 7% затруднились с ответом.

12 (6)

Что касается географии вопроса, то меньше всего встречаются с переселенцами в Центре (31%) и на Западе (34%) Украины. А чем ближе к месту проведения АТО, тем чаще в громаде есть переселенцы (Юг – 41%, Восток – 56%).

При этом подавляющее большинство опрошенных считают, что люди к вынужденным переселенцам открыты (34%) и скорее открыты (49%) и только 10% считают иначе.

12 (5)

Одним из важных условий решения проблемы вынужденных переселенцев является реализация государственной программы, направленной на социализацию тех, кто потерял жилье, оказался в новых условиях без средств к существованию. Подавляющее большинство опрошенных (92%) уверено, что власть должна предпринимать какие-либо меры по оказанию поддержки временно перемещенным лицам. Против государственной поддержки выступают только 4% респондентов, а ещё 4% не готовы ответить на этот вопрос.

12 (3)

Ровно половина опрошенных знают о каких-либо действиях властей, которые направлены на поддержку переселенцев, но 42% респондентов о таких шагах ничего не знают. Около половины опрошенных считают, что власть решает жилищные проблемы переселенцев (47%), обеспечивает трудоустройством или помогает в поиске работы (16%), обеспечивает продуктами питания (14%), психологической (9%) и медицинской помощью (5%). Эти же позиции с аналогичной поддержкой вынесены в предложения, чем должна помогать власть переселенцам.

Возвращаясь к оценке деятельности властей в деле возвращения оккупированных территорий стоит подчеркнуть негативную динамику отношения украинцев к государственной политике в этой сфере. Если в марте 2014 года 19% считали, что власти делают все возможное, а 27% часть возможного для возращения восточных территорий и Крыма, то в июле 2015 года только 7% ответили, что считают действия власти полностью достаточными, а 12% считают, что власти делают только часть из необходимого. Почти вдвое возросло число тех, кто уверен, что власти абсолютно бездействуют: с 19% в марте 2014 года до 33% в июле 2015 года.

Интересная и динамика уменьшения доверия к власти. Опрос фиксирует, что на Востоке наибольшее количество людей, которые считают, что власти делают все необходимое для возвращения Донбасса и Крыма, а вот в Центре, на Западе и Юге уровень доверия к власти в этом вопросе держится на уровне 3-4%.

Программы, которые помогают социализации и адаптации временно перемещенным лицам

В связи с тем, что проблема перемещенных лиц является остросоциальной и затрагивает буквально все сферы жизнедеятельности общества, то и решение её зависит от приложения максимального количества усилий самых различных организаций, начиная от социальных служб и местных властей заканчивая волонтерским движением и донорскими организациями.

Первым и базовым уровнем помощи можно назвать разветвленную систему социальных служб и профильных департаментов и отделов социального характера, которые функционируют в областном центре, районных центрах, имеют филиалы на железной дороге и помогают людям в самую первую очередь.

После решения самых насущных проблем, перемещенные лица могут обратиться в центры занятости, т.к. проблема работы является одной из наиболее  важных, после вопроса обеспечения жильем.

Стоит отметить, что каждый обратившийся в Одесский областной центр занятости сможет получить полный спектр услуг, вне зависимости от того, где он проживает, и какой набор документов он имеет. Кроме того, услуги Одесского областного центра занятости абсолютно бесплатны. Дирекция центра также подчеркивает, что не стоит пользоваться услугами сомнительных агентств, которые по закону не могут брать деньги за трудоустройство, но ловко обходят этот запрет, предоставляя так называемые «информационные услуги», что не имеет ничего общего с официальным трудоустройством.

«Порядок регистрации граждан не претерпел никаких изменений. Для того, чтобы зарегистрироваться в центре занятости нужен паспорт, идентификационный код, трудовая книжка, диплом и некоторые другие документы, в зависимости от категории. К сожалению, люди, которые переселились из зоны АТО, оказались без этих документов», — объясняет процесс регистрации для перемещенных лиц первый заместитель директора Одесского областного центра занятости Галина Бородатюк.

Учитывая низкий процент обратившихся в центры занятости и необходимость дать шанс людям найти применение своим навыкам и реализовать себя в бизнесе, в Одессе был реализован проект («Новий відлік») по обучению группы переселенцев основам предпринимательства с последующей грантовой поддержкой наиболее перспективных проектов бизнеса.

Более подробно о том, что собой представляет проект, рассказал один из его руководителей, программный директор Impact HUB Odessa, Александр Славский.

славский подопригора

Александр Славский и Анна Подопригора

«Данный проект – бизнес-инкубатор для переселенцев. Это образовательные курсы, курсы социализации для людей, которые приехали из Крыма, Донецкой и Луганской областей имели возможность понять, как создать свое дело, начать своей бизнес. В результате обучения мы поддержим от 10 до 25 проектов финансово, инвестициями в бизнес-проект и эти инвестиции будут от 14 до 100 тысяч грн., а общий фонд 1 млн. грн.», — подчеркнул Александр Славский.

В конечном счете, финалистами проекта стали 15 человек, которые получают в настоящее время финансирование для своих проектов. Это не единомоментный шаг и он «растянут» во времени. Стоит подчеркнуть, что это не просто деньги, которые передаются людям, а средства, которые выделяются на аренду помещений, покупку оборудования и т.д. Также финалистам проекта оказывается квалифицированная бухгалтерская и юридическая поддержка.

О том, каким образом проходил процесс обучения переселенцев, и какие перспективы у проекта рассказал академический директор обучающей программы бизнес-инкубатора «Новий відлік» Александр Доброер.

доброер

Александр Доброер

По его словам всего около 160 человек решили попробовать себя в этом проекте. После собеседования и отбора из 89 заявок около 60 человек должны были попасть в основную группу и продолжить обучение. Но часть из тех, кто оказывался «за бортом» проекта все-таки присоединились к нему и показали завидное упорство и мотивацию, часть их них даже вышла в финал со своими проектами бизнеса.

«Мы поделили наших «учащихся» условно на три группы. Первая, это те, кто имел бизнес и его потерял, покинув зону конфликта. Вторая, это те, кто работал управляющим в чьем-то бизнесе. И третья группа – это те, кто не имел ранее собственного бизнеса», — говорит Александр Доброер.

С переселенцами занимались лучшие тренеры, а география участников, которая охватывала не только Одессу, но и переселенцев с особыми потребностями из Куяльника (пригород Одессы) и переселенцев из Сергеевки, показывает, насколько данный проект был востребован и за пределами города.

По мнению Александра Доброера если данный проект можно было бы продолжить в другом формате, то его следовало бы распространить и на область, т.к. там меньше возможностей для вынужденных переселенцев, чем в миллионной Одессе.

Среди финалистов проекта есть бизнес-идеи связанные со сферой услуг, бытовым обслуживанием, производством сувениров, сферой развлечения и даже экологией.

Александр Доброер подчеркивает, что проект изначально реализовывался как открытый и публичный. На каждом этапе проекта были презентации и открытые встречи, чтобы ознакомить максимально широкое число заинтересованных лиц о такой инициативе.

Помимо инициативы связанной с 2,5 месячным обучением и последующей презентацией бизнес-проектов, которая была реализована в течение июня-сентября, в настоящее время продолжает работу центр помощи по трудоустройству переселенцев, который также работает в тесной связи с Impact Hub Odessa. О механизме работы центра рассказала его координатор Анна Подопригора.

«Центр возможностей максимально облегчит и упростит поиск работы для переселенцев. Наша задача – собрать резюме, собрать анкеты временных переселенцев, которые желают найти здесь работу. Для этого им нужно будет заполнить google-форму, где надо будет указать определенные данные: образование, опыт работы и другие данные. В дальнейшем мы соберем базу таких резюме и будем работать с бизнесом Одессы. Мы готовы предоставить им эту базу резюме. Также мы планируем проводить собеседования, подбирать персонал и в дальнейшем сопровождать кандидатов на испытательном сроке. Кроме того, в Центре можно будет прийти и создать резюме, распечатать его, получить консультации как проходить собеседования, также можно будет оставить резюме на популярных сервисах по типу work.ua. Мы заинтересованы в обратной связи, как от работодателя, так и от кандидата», — говорит координатор Центра возможностей для переселенцев Анна Подопригора.

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что центр помог многим переселенцам найти как постоянную, так и временную (на летний сезон) работу в Одессе и области. Особенностью центра является его открытость и сопровождение своих подопечных не только до момента трудоустройства (помощь при заполнении и подачи различных документов), но и на протяжении ряда месяцев после него.

«В Центр возможностей может прийти каждый переселенец и получить определенные услуги. Этот блок программы реализуется напрямую с Благотворительным фондом «Каритас Одесса УГКЦ» и он будет доступен до конца этого года точно», — подчеркивает программный директор Impact HUB Odessa Александр Славский.

Разумеется, что не все проходит гладко. Часть переселенцев жалуется на неудовлетворительную информированность, часть указывает на невысокие заработные платы, однако многие люди все-таки смогли найти работу именно благодаря Центру возможностей и его сотрудникам.

«Я не могу сказать о том, хорошая или плохая работа у Центра занятости, просто к нам приходят люди, которые уже прошли этот шаг [поиск работы по средствам Государственной службы занятости]. Я рассматриваю эту программу как стимул и шанс для людей, которые уже что-то делают и не сидят, сложа руки», — считает Анна Подопригора.

Кроме того перемещенные лица нуждаются в юридических консультациях. В этом ими помогает действующий в Одесской области проект «Адвокация и правовая помощь внутренне перемещенным лицам в Украине».

«Адвокационная команда проекта совместно с другими правозащитными организациями разработала поправки к закону о переселенцах, и добилась того, чтобы законопроект №2166 был принят Верховной Радой», — сказал Андрей Гнида, региональный координатор программы развития возможностей проекта.

слева андрей гнида, региональный координатор программы развития возможностей проекта

Социологическое исследование, которое было проведено в рамках проекта говорит, что 21% опрошенных среди вынужденных переселенцев не смог завершить трудовые отношения с работодателем, а 15% не получили трудовые книжки после увольнения. В связи с этим важным фактором решения проблем беженцев является предоставление им юридических консультаций, в частности разъяснение их прав в сфере трудового законодательства.

 * * *

И буквально за несколько дней до Нового года в парламенте были приняты предложения президента Украины к закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления гарантии соблюдения прав и свобод временно перемещенных лиц». Этот законопроект был поддержан голосами 266 народных депутатов.

Новый законодательный акт решает вопрос, могут ли иностранцы или лица без гражданства, которые находятся на территории Украины на законных основаниях и имеют право на постоянное или временное проживание на территории Украины, быть внутренне перемещенными лицами.

Также законопроект расширяет перечень государственных органов, куда можно обращаться за получением справки о постановке на учет внутренне перемещенного лица. Переселенцам предлагают обращаться: в структурное подразделение местной государственной администрации по вопросам социальной защиты населения, или в районный, городской, районный в городе центр занятости, или в управление Пенсионного фонда по месту фактического проживания внутренне перемещенного лица.

 

Станислав Кинка

Экономика