Государственная финансовая иинспекция в Одеской области (бывшее КРУ) обнародовала результаты финансового аудита деятельности ГП «Ренийский морской торговый порт» за период с 1 октября 2013 года по 31 июля 2015 года.

Порт Рени (1)

Как отмечено в официальном сообщении ГФИ, анализ финансовых показателей предприятия за указанный период показал, что общая оценка эффективности управления ГП «РМТП» и использования его активов является неудовлетворительной. Согласно выводам инспекции, основными внешними факторами, которые негативно повлияли на финансовые результаты порта, являются отсутствие прямого сообщения Ренийского транспортного узла с сетью железных дорог Украины и наличие долгов, возникших после реорганизации предприятия в ходе портовой реформы. Это привело к потере грузопотоков и кризисному положению порта. Поскольку железнодорожные перевозки на ренийском направлении осуществляются через территорию Молдовы и Приднестровья, к тарифам Укрзализныци прибавляются дополнительные транзитные тарифы, что влечёт за собой существенное увеличение стоимости доставки грузов (логистической составляющей) в порт Рени.

Таким образом, необходимость транзита грузов через Молдову оборачивается для грузовладельцев повышением транспортных расходов, а для ГП «РМТП» — падением конкурентоспособности по сравнению с портами Констанца и Галац (Румыния), Джурджулешты (Молдова) и Измаил. В итоге чистый доход Ренийского порта за 2014 год по сравнению с предыдущим годом снизился на 4 млн 388 тыс. грн, а за первое полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года – на 2 млн 665 тыс. грн.В целом по результатам аудита установлено, что, учитывая факторы внешнего характера,порт Рени ежегодно теряет доходы в размере 150 млн грн.

По мнению Госфининспекции, наряду с внешними причинами к тяжёлому экономическому состоянию порта привели и внутренние факторы, а именно:значительные объёмы необоротных активов и высокий процент их износа, рост расходов на содержание основных средств, наличие просроченной дебиторской задолженности, ненадлежащая организация системы внутреннего контроля.Во время инвентаризации имущества порта ревизоры обнаружили пропажу двух резервуаров (548,7 тыс. грн),силовых кабелей плавкранов «Сокол» и «Альбатрос» (83 тыс. грн) и автопогрузчика Mitsubishi (37,5 тыс. грн). Кроме того, в порту незаконно демонтировали резервуар стоимостью в 226,2 тыс. грн.В целом по состоянию на 31 июля 2015 года на бухгалтерском учёте порта состоят неликвидные объекты незавершённого строительства на общую сумму свыше 1 млн 413 тыс. грн, работы по которым остановлены и не ведутся длительное время.

На момент проведения оценки на балансе порта состояло 27 единиц плавсредств (буксиры, катера, плавкраны, специальные суда, танкеры, баржи и т.д.). Из них в исправном состоянии находилось 10 единиц, подлежащих ремонту и переоформлению документов – 4 единицы, 13 единиц необходимо списать. Из числа последних на 9 плавсредств подготовлены и направлены в Министерство инфраструктуры документы для получения разрешения разделки имущества на металлолом). В то же время на содержание 20 единиц портофлота, фактически находящихся в отстое, предприятием в 2013 году потрачено более 658 тыс. грн, в 2014 году – 1 млн 150 тыс. грн, за первое полугодие 2015 года – 791,5 тыс. грн.К тому же, порт нёс убытки от бесплатного хранения залежалых грузов. Общая сумма подобных финансовых потерь составила 1,6 млн грн. Напротив, если бы предприятие смогло продать бесхозные грузы, то получило бы 3,1 млн грн.

Проверкой также установлено, что на бухгалтерском учёте ГП состоят суда портофлота, на списание которых уже предоставлено разрешение Министерства инфраструктуры, однако на момент аудита эти плавсредства списаны не были. В случае их списания и дальнейшей реализации на металлолом доходы порта могут составить без малого 229 тыс. грн. В случае списания и демонтажа ещё 11-ти плавсредств, эта цифра может превысить 1 млн 670 тыс. грн.

Инспекция установила, что в общей сложности ГП незаконно использовало 35 тыс. грн, неэффективно использовало 1 млн 413 тыс. грн. Вместе с тем резервы для повышения эффективности работы и улучшения результатов экономической деятельности составляют 14 млн 124 тыс. грн. Недостача основных средств и товарно-материальных ценностей порта зафиксирована на общую сумму 670 тыс. грн. При этом, как отметила Госфининспекция, система внутреннего контроля является недостаточной для предотвращения нарушений и недостатков в деятельности ГП «РМТП».

По результатам аудита, с целью повышения эффективности управления имуществом и улучшения финансовых результатов работы руководству Ренийского порта предоставлено 7 рекомендаций, имеющих обязательный характер.

ИЗ ДОСЬЕ АВТОРА

В период времени, охваченный проверкой Госфининспекции, порт Рени возглавляли Андрей Фищенко и Алексей Кузьменко. В частности, А. Кузьменко работал директором ГП «РМТП» с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года, после чего исполняющим обязанности руководителя предприятия стал Анатолий Мунтян.

Уходя с должности, А. Фищенко оставил на счету порта прибыль в размере 1,3 млн грн. После ухода А. Кузьменко остались долги в сумме 6,2 млн грн.

В октябре 2015 года победителем конкурса Мининфраструктуры на должность директора ГП «РМТП» был объявлен бывший и.о. председателя правления Украинского Дунайского пароходства Александр Кравченко. Однако коллектив Ренийского порта выступил против этого кадрового решения. В результате приказ о назначении А. Кравченко директором порта не подписан до сих пор.

В настоящее время и.о. директора ГП «РМТП» остаётся Анатолий Мунтян. За время его руководства удалось вернуть часть утраченных грузопотоков и улучшить финансово-экономические показатели деятельности порта. Тем не менее, предыдущая негативная инерция пока не преодолена: по итогам за 11 месяцев 2015 года порт Рени и действующие на его территории частные компании переработали 847 тыс. тонн грузов. В 2014 году грузооборот порта составил 1 млн 464 тыс. тонн, в 2013 году – 2 млн 794 тыс. тонн.

Андрей ПОТЫЛИКО

Экономика