круглый стол

Россия незаконно заняла место в Совете Безопасности ООН и злоупотребляет привилегированным положением. Разрешенные конфликты на постсоветском пространстве и неспровоцированная вооруженная агрессия против Украины указывают на отсутствие миролюбия российской внешней политики, не отвечающей ключевым принципам ООН. Об этом говорили украинские и иностранные эксперты во время онлайн-круглого стола, который провел Международный центр перспективных исследований.

Украинские дипломаты настаивают, что передача места Советского Союза в Совете Безопасности ООН России прошла с нарушением процедур на основании письма президента РСФСР Бориса Ельцина, хотя Уставом организации предусмотрено голосование Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совбеза.

«Ни договоренность в Алматы в декабре 1991 г., которая не была ратифицирована Парламентом Украины, ни мнение Юридического советника Секретариата ООН не могло и не подменяет действующий Устав ООН», — отметил в ходе дискуссии представитель МИД Украины в Одессе Сергей Орлов.

Он подчеркнул, что в соответствии с Уставом ООН членами организации могут стать только миролюбивые государства, а Российская Федерация, развязавшая войну против Украины, потеряла право называться такой поэтому не должна находиться в ООН.

Попадание Российской Федерации в Совбез ООН является самой масштабной геополитической аферой ХХ века, а решения по замене таблички Советского Союза на РФ в Совбезе принимались в нарушение многих статей Устава ООН. К такому выводу приходит адвокат, соучредитель общественной организации «Общественный Хаб» Максим Барышников. Он подчеркнул, что, например, решение Международного суда ООН, толкование которого пригласил председательствующий Генеральной Ассамблеи ООН в 1991 году, принималось по телефону, а оценка главного юридического советника Секретариата ООН по передаче места в Совбезе от СССР России предоставлялась, ссылаясь на публикацию в газете New York Times, а не на официальные документы.

«По сути в 91 году было отказано от соблюдения каких-либо норм устава ООН. Нарушены статьи 4, 3 и 110 Устава ООН. Российская Федерация никогда не проходила процедуру, предусмотренную процедурными нормами ООН. Никаких следов законности ее пребывания в организации нет», – отметил Максим Барышников.

По его словам, Украине необходимо признать факт нелегитимности России в ООН на уровне национальных парламентов и правительств стран-членов организации, после чего возможна практическая реализация изоляции России в ООН.

Эксперты изучают несколько возможных вариантов развития событий вокруг пребывания РФ в ООН:

«китайский» – в 1961 году Генеральная Ассамблея ООН простым голосованием при не голосовании постоянного представителя в Совбезе ООН (США) подтвердила право Китайской Народной Республики право находиться в структурах организации, поскольку в статье 23 Устава значится не КНР, а Китайская Республика;

«югославский» – в 1992 году Совет Безопасности ООН издал решение о необходимости прохождения процедуры принятия всех стран, образовавшихся в результате распада Югославии;

«югоафриканский» – в начале 70-х годов ХХ века Генеральная Ассамблея ежегодно отказывалась принимать полномочия делегации ЮАР, чем до свержения правительства апартеида не позволяла государству принимать участие в работе Генеральной Ассамблеи.

Доктор международного гуманитарного права, проректор Международного Независимого Университета Молдовы (ULIM) Виталий Гамурарь также подчеркнул, что «придуманный исключительно под Россию статус государства-продолжателя» не существует в международном праве, а понятие континуитета в соответствии с Венскими конвенциями может быть использовано исключительно в отношении договоров, долгов, архивов и имущества.

«В международном праве не существует понятия правопреемства по отношению к международным организациям. Существует две [Венские — ред.] конвенции 78 и 83 лет, в которых речь идет о правопреемстве относительно договоров, долгов, архивов и имущества. Процедура континуитета, которую применили при передаче места в ООН в Российской Федерации, не имеет никакой юридической основы и была исключительно политическим решением», — заявил Виталий Гамурарь.

Эксперты согласились, что, несмотря на консервативность международного права и собственно ООН, обсуждение на международном уровне вопроса легитимности пребывания России в ООН должно происходить, что может стать предпосылкой для исправления допущенных процессуальных процедур и привлечения России к ответственности за совершенные преступления.

«Агрессия России против Украины усугубила кризис, в котором и так находилась Организация Объединенных наций. Совет Безопасности ООН оказался полностью парализован в вопросе прекращения развязанной Россией войны против Украины. Однако большая часть Генеральной Ассамблеи ООН поддерживает Украину. Разрешение противоречий и проблем в ООН станет возможным по совокупности определенных факторов на следующем этапе эволюции ООН», — заявил директор института региональных и международных исследований (Республика Болгария), доцент Софийского университета им. Св.Климента Охридского Огнян Минчев.

В свою очередь кандидат юридических наук, доцент НУ «Одесская юридическая академия» Владислав Дронов подчеркнул, что учредители ООН предусмотрели привилегированный статус для пяти мощных стран мира как рычаг сдерживания, а не инструмент блокирования инициатив, направленных на прекращение вооруженной агрессии, как это делает Российская Федерация.