В августе этого года «Служба автомобильных дорог» в Одесской области провела тендер на текущий ремонт автомобильной дороги местного значения Т-16-08, проходящей через Болград, Червоноармейское, Арциз и Сарату. Торги были проведены, договор подписан, сумма определена, но появилась одна проблема – деньги не были выделены, а работы не были начаты.
Согласно договору, фирма «Тирас» обязалась выполнить ремонт дорожного участка от 81 км 220 м до 89 км 984 метров, стоимость работ на котором госпредприятие оценило примерно в 9,5 миллионов гривен. Учитывая, что асфальта там практически нет – «Тирасу» предстояло много работы, которую предполагали закончить только к марту следующего года.
Предприятие выиграло тендеры на ремонт ещё 6 трасс в Одесской области. В общей сложности фирма должна была получить 94 734 261 гривен, или более 11,5 миллионов долларов. От каких-то тендеров компании пришлось отказаться, по каким-то — финансирование так и не было получено.
ООО «Тирас» не первый год занимается реконструкцией дорожного покрытия. Из крупных проектов на счету фирмы участие в строительстве моста через Хаджибеевский лиман (1995-1997 гг.) и автобана Одесса-Киев (2003-2007 гг.) на участке 375-381. В обоих случаях компания выступала в качестве генподрядчика. У предприятия также есть собственный асфальтный завод, что даёт ему возможность быть независимым от субподрядчиков.
Утром деньги – вечером стулья
К сожалению, работы так и не были начаты. Как сообщили в «Службе автомобильных дорог», финансирование по данному участку дороги так и не было получено. Если финансирование не будет получено и подрядчик не начнёт работы, ремонт дороги перейдёт на следующий год. При этом, подчеркнул специалист госпредприятия, стоимость текущего ремонта вырастет — во-первых, состояние дороги ухудшится, а во-вторых, возрастёт стоимость стройматериалов.
Денежные средства на ремонт госпредприятие получает из госбюджета и переводит их на счёт подрядчика только после проверки выполненной работы. Предприятие может получить оговоренную сумму целиком в самом конце или частями по ходу выполнения. В случае второго варианта договор обязывает подрядчика использовать оборотные средства, но это возможно только в том случае, если деньги уже были выделены из госбюджета.
Что же в итоге?
По словам специалистов, запланированный ими по результатам обращений граждан и собственного анализа бюджет выполняется примерно на 20%. В этом году на ремонт дороги следовало бы потратить 450 миллионов гривен, но реальные цифры в пять раз меньше. Из 34 запланированных к ремонту дорог работы ведутся только на 11, а по-настоящему работают только на 5 участках. К сожалению, избирательная кампания практически не повлияла на объём ремонтируемых дорог — чувствуется острая нехватка средств.
Ситуацию в Одесской области несколько осложняет отсутствие собственного гравия, и для прокладки дорог зачастую приходится использовать более мягкие породы, но вообще эта проблема намного шире.
На всей территории Украины дорожное покрытие постепенно приходит в негодность. Львиную долю местных и областных дорог прокладывали ещё в советское время, когда количество машин было намного меньше, а сельскохозяйственная и промышленная техника – легче. «Но даже тогда, — отмечает один из специалистов госпредприятия, — километр дороги стоил как панельная пятиэтажка».
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.