Как уже сообщали региональные СМИ, в Рени с рабочим визитом побывал глава госпредприятия «Администрация морских портов Украины» Райвис Вецкаганс. Он встретился с руководством Ренийского филиала АМПУ, городским головой Игорем Плеховым и представителями портовых операторов. В ходе встречи обсуждались перспективы создания в 2020 году Дунайского филиала АМПУ, который объединит Ренийский, Измаильский и Усть-Дунайский морские порты.

Во время визита Райвис Вецкаганс ответил на вопросы местных журналистов. В частности, руководитель портового ведомства сообщил, что в настоящее время АМПУ разрабатывает корпоративную стратегию развития компании до 2025 года. Эта стратегия предусматривает целый ряд инициатив, в том числе преобразование АМПУ в государственное акционерное общество.

Второе важное направление – это переход портовой отрасли к международной модели «порт-лендлорд» (отметим, что модель «порт-лендлорд» является основным проектом Мирового банка в Украине относительно украинской портовой реформы; презентация данной инициативы состоялась 1 августа 2019 в Киеве с участием Американской торговой палаты – Ред.). Модель «порт-лендлорд» (от английского слова «landlord» — собственник земли, недвижимости) заключается в том, что государство владеет землёй и прилегающей акваторией, а терминалы и другую портовую инфраструктуру сдаёт в аренду частным стивидорным компаниям. Таким образом, за все производственные процессы на территории порта будет отвечать арендатор.

По словам руководителя АМПУ, этот принцип «даст возможность совместно с местными властями принимать общие решения по развитию порта, предоставлению нашей инфраструктуры портовым операторам для привлечения грузов и инвестиций».

Третья инициатива – это улучшение взаимодействия между субъектами хозяйствования, работающими в порту, то есть с грузовладельцами, портовыми операторами, морскими агентами, экспедиторскими компаниями и др.

Комментируя предпосылки и задачи объединения Ренийского, Измаильского и Усть-Дунайского филиалов АМПУ, Райвис Вецкаганс отметил, что в результате такой оптимизации три порта окажутся под единым руководством, а это в свою очередь позволит более эффективно управлять инвестиционными проектами и снизить себестоимость портовых услуг.
Что касается процесса корпоратизации АМПУ, то, по мнению главы госпредприятия, эти планы должны осуществиться в течение 2020 года.

«Всё зависит от скорости принятия соответствующего законопроекта. Сам факт корпоратизации требует внесения изменений в закон о морских портах Украины, поскольку в нём зафиксирован юридический статус АМПУ в качестве государственного предприятия. Мы же планируем превратиться в государственное акционерное общество. Речь идёт о правительственном законопроекте, и сейчас мы начинаем его публичное обсуждение, а также согласование с другими органами центральной исполнительной власти. Надеюсь, что в начале следующего года нам удастся утвердить данный законопроект на уровне парламента», — сказал Райвис Вецкаганс.

Со своей стороны добавим, что на недавнем заседании Совета Ренийского порта, в ходе обсуждения корпоративной стратегии развития Администрации морских портов до 2025 года, прозвучало предложение сделать центром объединённого Дунайского филиала АМПУ не Измаильский порт, как предполагается, а порт Рени. Специалисты при этом исходили из того, что по многим показателям (географическое положение, проектная мощность, глубины у причалов) Ренийский порт превосходит Измаильский.

В то же время участники аналогичного заседания Совета Измаильского порта единогласно поддержали идею создания Дунайского филиала АМПУ на базе порта Измаил. К слову, в этом заседании приняли участие представители Украинского Дунайского пароходства и органов местного самоуправления, а городской голова Измаила был включён в состав Совета Измаильского порта. Таким образом, в порту сформировалось достаточное мощное лобби, которое сделало всё возможное, чтобы центром Дунайского филиала АМПУ стал именно Измаил.

В Рени, к сожалению, такого лобби нет. Это продемонстрировала состоявшаяся недавно внеочередная 41-я сессия Ренийского райсовета, в ходе которой депутат Сергей Арабаджи попытался привлечь внимание коллег к дальнейшей судьбе Ренийского порта в процессе реформирования АМПУ. По мнению депутата, и без того тяжёлое положение порта может стать ещё хуже.

«Создание единой структуры АМПУ на безе трёх дунайских портов грозит в первую очередь тем, что около 200 работников нынешнего Ренийского филиала будут сокращены, а порт Рени окончательно окажется на задворках морской отрасли. Почему, например, центром Дунайского филиала обязательно должен стать Измаил? Почему в очередной раз игнорируются интересы более мощного, развитого и перспективного Ренийского порта? Мы, депутаты, должны реагировать на эту ситуацию и защищать ренийские интересы. Как минимум, необходимо создать рабочую комиссию для влияния на решение тех или иных вопросов в рамках объединения дунайских портов. Более того, в Рени давно пора пригласить представителей Министерства инфраструктуры и задать им ряд вопросов по поводу перспектив Ренийского порта», — заявил Сергей Арабаджи.

Однако депутаты райсовета очень вяло восприняли инициативу своего коллеги – многие даже не слушали его…
Между тем ренийцы всерьёз опасаются, что в случае ликвидации самостоятельного местного филиала АМПУ порт Рени окончательно потеряет свой потенциал и значение для морской отрасли Украины, тем более что Измаил в этом случае будет активно «тянуть одеяло» на себя. В качестве примера нередко приводится ситуация с дноуглублением в Ренийском порту (вернее, с отсутствием дноуглубления на протяжении последних лет). Возникает простой вопрос: если решения этой задачи не мог добиться отдельный Ренийский филиал АМПУ, то будет ли она решена Измаилом?Кстати, местные журналисты задали этот вопрос главе АМПУ во время его визита в Рени. В частности, прессу интересовало осуществление ранее заявленных планов по углублению затона Ренийского порта. Появилось сомнение: не отменят ли этот проект в связи с текущим реформированием АМПУ?

Райвис Вецкаганс ответил с оптимизмом: «Планы, которые связаны с дноуглублением, с развитием причальной линии, с развитием территории порта, не отменяются. Наоборот, после корпоратизации мы надеемся быть более эффективными и оперативными. Ведь решения по поводу активов и инфраструктурных объектов, которые сегодня находятся в порту, уже будут приниматься на уровне компании – её менеджмента и Наблюдательного совета. А как работа поставлена сейчас? Если мы хотим, к примеру, сдать в аренду причал, то должны пройти процедуру согласования в Министерстве инфраструктуры и Фонде госимущества. Это отнимает время и не даёт нам возможности быть более динамичными в развитии. Хочу подчеркнуть: именно сам факт корпоратизации позволит АМПУ развиваться более активно, в том числе привлекать инвестиции и заёмные средства на развитие портов».

Конечно, всё это красиво звучит, но… За последние годы различные высокопоставленные чиновники уже столько раз произносили речи о спасении умирающего порта Рени, что цена им – три копейки в базарный день. Достаточно вспомнить, что в мае 2018 года тогдашний губернатор Одесский области Максим Степанов провёл в Рени выездное аппаратное совещание, в котором приняли участие и руководители АМПУ. В частности, на совещании обсуждалась Стратегия развития украинских дунайских портов до 2038 года.

Сопровождавший губернатора Райвис Вецкаганс заявил, что территория Ренийского порта (94 гектара) уже никогда не будет востребована так, как это было на заре независимости Украины. Поэтому необходимо искать другие формы стимулирования деловой активности на этой площадке.

Какие формы? Это прояснил Максим Степанов: «Как я понимаю, нам уже не удастся обеспечить грузооборот Ренийского порта только за счёт экспортно-импортных грузов или транзита. Предприятие находится в длительной коме, если говорить языком медицины. Но у нас есть концепция, есть понимание того, что дальше делать с Ренийским портом. Мы планируем опираться здесь на мировой опыт. Возможно, это будет индустриальный парк».
По словам М. Степанова, одно из направлений реализации этой концепции – возобновление деятельности в портах свободных (специальных) экономических зон в том виде, в каком они зарекомендовали себя во многих странах мира. Как было сказано на совещании, Одесская облгосадминистрация уже готовит соответствующие законодательные инициативы, которые затем будут направлены в Кабинет министров.

А теперь возникает вопрос: ну, и где теперь все эти инициативы, проекты, предложения, стратегии и концепции? Где? Индустриальный парк уже создаётся, не так ли? Или, быть может, уже принят новый закон о СЭЗ «Рени»?
Напомним, что в 2018 году проект изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени» действительно был очень актуальным. Настолько актуальным, что он бурно обсуждался Ренийским горсоветом, который, к слову, протестовал против некоторых норм данного законопроекта .

С тех пор прошло полтора года. И что же? Процитируем небольшой фрагмент интервью начальника Ренийского филиала АМПУ Юрия Кононенко газете «Ренийский вестник» (сентябрь 2019 года): «…Закон о СЭЗ «Рени» нужно обновить, так как он устарел и требует обновления. Поэтому мы сейчас работаем над внесением изменений в закон о СЭЗ «Рени» с учётом сегодняшних реалий».

То есть, упомянутый законопроект появился летом 2018 года, но по состоянию на сентябрь 2019 года всё ещё продолжалась «работа над внесением изменений в закон». Тут вспоминается известное высказывание из легендарного советского фильма: «Если мы будем продвигаться такими темпами, то я на аэродром не попадаю…»

А как же иначе? Наши чиновники сегодня уже забывают, что они говорили буквально вчера! Да и зачем помнить, если каждый раз у них – новая игрушка? Вчера – Стратегия развития украинских дунайских портов до 2038 года, а сегодня – корпоративная стратегия до 2025 года. Вчера – проект индустриального парка в Ренийском порту, а сегодня – концепция «порт-лендлорд». Вчера – модернизация законодательства о СЭЗ в портах, а сегодня – корпоратизация АМПУ…

И так – до бесконечности. Главное – создать видимость «развития», «повышения эффективности» и приближения «к мировым стандартам». А там, перефразируя поговорку, – хоть водорослям не расти на причалах!

Андрей ПОТЫЛИКО

Один комментарий к “АМПУтация порта Рени, или Новые игрушки руководителей морской отрасли Украины”
  1. Так, Закон про СЕЗ Рені зараз навпаки — лише стопорить проекти!

    Треба визнати Закон таким, що втратив чинність і створювати індустріальний парк!

Обсуждение закрыто.