Украинские реформы (которые в народе почему-то давно и устойчиво воспринимаются как псевдореформы; странно, не правда ли?) достигли своей вершины, своего Эвереста. Теперь «прогрессивные» правители «проевропейской» страны взялись за самое драгоценное – за образование и воспитание наших детей. И взялись всерьёз. Никого не спрашивая, ни с кем не советуясь, откровенно наплевав на мнение родителей и учителей. Это теперь у нас такая демократия. И в самом деле – зачем кого-то спрашивать? Задача родителей – рожать детей, задача педагогов – их учить, а КАК И ЧЕМУ учить, будет определять государство. И не рассуждать! А то, понимаешь ли, все шибко умные стали – не дают великим деятелям спокойно добивать… тьфу, строить державу!
Итак, правительство Украины окончательно утвердило государственную концепцию реформирования общего среднего образования до 2029 года «Новая украинская школа». Думаю, подавляющее большинство граждан нашей страны ещё не понимает, что стоит за этой «рядовой» бюрократической формулировкой. Многие, возможно, даже не обратят на это особое внимание. И напрасно. На самом деле это не просто очередная реформа/псевдореформа. Не просто новый каприз Министерства образования. Не просто изменения в школьной программе. Это настоящая социальная РЕВОЛЮЦИЯ, которая по своим возможным последствиям может быть сопоставима с большевистским переворотом в России в октябре 1917 года. Это поистине тектонический сдвиг всей украинской общественной «земной коры», благодаря которому всего лишь через 10-15 лет мы можем оказаться на другой «планете».
Как там любит говорить наш Президент? «Остаточне прощавай» Российской империи и Советскому Союзу. Дождались, наконец! Последние остатки советской системы образования – кстати, в своё время лучшей в мире – будут окончательно похоронены в недрах отечественной школы. Но ведь нам не нужно лучшее в мире – нам нужно украинское. «Думай по-украински», — говаривал другой наш Президент. Вот и додумались.
Сразу же хочу отметить, что автор этих строк не является фанатичным консерватором и заскорузлым ретроградом, тем более что необходимость реформ в системе образования основательно обсуждалась ещё в том же (теперь уже ненавистном) Советском Союзе. А сейчас, в ХХI веке, процесс преобразований просто неизбежен – иначе мы окажемся на задворках цивилизованного мира.
Я, например, давно убеждён в том, что современная украинская школа совершенно далека от реальной жизни. И с этим надо что-то делать. Вопрос лишь в том, РАДИ ЧЕГО проводится реформа и что мы хотим получить на выходе – всесторонне развитую личность или некое избалованное тепличное создание, с которого все сдувают пылинки, и которое способно только «шарить» в гаджетах?
Откровенно говоря, в последние годы я не очень-то следил за новациями в школьной жизни, и поэтому пропустил тот факт, что в 2016 году Минобразования утвердило новую учебную программу, ставшую предшественницей нынешней концепции реформы. Информация об этом мне впервые попалась на глаза в газете «Обозрение плюс», где мой белгород-днестровский коллега Владимир Воротнюк опубликовал статью под заголовком «Нужны ли вольности в школьном образовании?» Когда я прочитал этот материал, то сразу не поверил. Моя первая реакция была вполне естественной: не может быть! Ну, не может быть, чтобы в самом «умном» министерстве дошли до такого маразма! Нет, таки дошли. Вот лишь несколько цитат из упомянутой публикации.
«В программе сказано, что отныне учитель будет не наставником, как то было прежде сотни лет (в действительности не сотни, а десятки тысяч лет – А.П.), а неким модератором, курирующим общий процесс восприятия своего предмета. Модератор – понятие, вылезшее из терминологии Интернета. Так, если ученик-двоечник захочет прятаться от внимания педагога на «галёрке» (на задних партах), то это его право. Если школьник не знает таблицу умножения, то с него за это не спросят, как было до сих пор, а разрешат пользоваться, скажем, калькулятором, а при решении контрольных заданий на уроке разрешено использовать учебники. Кроме того, изменился давешний стандарт по количеству ошибок в диктантах. Ещё недавно, если ученик допустил более 9 ошибок в диктанте, то он гарантированно получал «кол», то есть единицу. Нынче программа более «лояльна»: для единицы надо будет допустить более 17 ошибок.
Теперь плохую оценку учитель вслух озвучить не может, дабы не оскорбить нежную психику своего подопечного. Только на ухо и только родителям! На родительских собраниях запрещено подвергать разбору успеваемость учащихся. Более того, даже красной пастой ручки нельзя выставлять «пару» в дневник – а вдруг школяр обидится?» (в действительности в 1-4 классах учителю запрещено применять красную пасту и при исправлении ошибок, а оценки для младших школьников вообще отменили – А.П.).
Далее мой коллега продолжает: «Воображаю несусветную радость наших милых детей-внуков и ступор педагогов. Ведь подобная «демократизация» учебного процесса ставит их в положение неких сладко говорящих трансляторов предметов, постоянно готовых к любому компромиссу и капризу своих подопечных… Теряя контроль за дисциплиной обучения, учитель заранее поставлен в положение вечно «крайнего». И теперь не учащегося будут отчитывать за неуспеваемость, а самого преподавателя…
С другой стороны – качество знаний. Во все века для школяра «хороший» учитель – это по большей части разгильдяй, а «плохой» — тот, кто сурово требует усвоения предмета. Ну, так устроены школьники всей планеты Земля. На то они и дети. И если разрешено не знать таблицу умножения, делать массу ошибок в контрольных заданиях, сачковать на уроках и прочие вольности, то к какому итогу мы придём?»
Всё это – лишь небольшие фрагменты новой образовательной концепции Украины, но даже они чётко дают понять избранную парадигму учебно-воспитательного процесса.
Знаете, что самое страшное в этой реформе? Наиболее катастрофические последствия могут вызвать две основные тенденции – практически полная отмена авторитета учителя и столь же полная свобода для учеников, «усиленная» вопиющей безответственностью. Ещё задолго до этой реформы украинский учитель превратился в абсолютно бесправное существо, которое вполне можно сравнить с крепостным крестьянином. Ему оставили лишь одно «право» — право «пахать». Других прав и полномочий в работе с детьми у него практически нет. При этом, уж простите за такое выражение, его имеют все кому не лень – ученики и их родители, администрация школы, отдел образования, институт усовершенствования учителей, чиновники профильного министерства… И одновременно учитель несёт персональную ответственность за все результаты учебного процесса.
По сути, педагог становится биороботом, человеком-функцией. Нажали на нём «кнопочку» — получили запрограммированную функцию. Нажали другую «кнопочку» — получили другую функцию. И пусть биоробот ни во что не вмешивается, пусть не заботит его конечный результат – всё будут решать создатели программы в ранге «богов на Олимпе». Но кого может воспитать биоробот? Только биомассу.
Бесправный педагог – это ужасно и абсурдно. Классики утверждали, что не бывает прав без ответственности, а ответственности – без прав. Однако нынешняя украинская власть решила пересмотреть эту неоспоримую формулу. Действующий министр образования и науки Лилия Гриневич заявила, что наша педагогика ещё остаётся авторитарной, а посему надо переходить к «педагогике партнёрства».
Ох, как красиво звучит! Любопытно, а чиновники министерства вообще представляют себе, как этого добиться на практике? Они когда-нибудь изучали детскую психологию? Любое партнёрство изначально предполагает равноправие и более-менее одинаковое соотношение сил разных сторон, что в принципе невозможно между взрослым и ребёнком. Я с трудом представляю себе партнёрство между сильным и слабым, между богатым и бедным, между образованным человеком и неучем.
Скажите на милость, какое партнёрство может быть между учителем и бездельником, который просто не желает учиться, но при этом, хорошо усвоив школьные лекции о «правах ребёнка», трактует эти права как полную вседозволенность и безнаказанность? Да будет известно читателям, что сегодня педагогам запрещено делать даже ЗАМЕЧАНИЕ ученикам, — об этом мне на днях рассказала знакомая учительница. Подчёркиваю, речь не идёт о каком-либо давлении со стороны педагога – подразумевается запрет на обычное замечание.
Я, опять же, не поверил, и по своей наивности спросил учительницу, а как быть, если ученик во время урока, предположим, танцует на парте? А никак не быть – это никого не интересует. В данном случае ответ один: значит, плохой учитель – он не заинтересовал ребёнка и тем самым не предотвратил у него желание танцевать на парте. Нет, никто не утрирует. Это – уже существующая реальность украинской школы.
Та же учительница призналась, что сегодня многие дети вообще не учатся – они не выполняют НИКАКИХ требований и заданий ни в школе, ни дома. И меры воздействия на таких учеников практически не предусмотрены. По словам моей знакомой, в диктантах по украинскому языку школьники нередко допускают 30-40 и даже 80 ошибок! Однажды она зафиксировала «рекорд» — 85 ошибок!! Оценка за такой «шедевр» должна быть ниже единицы по 12-балльной системе. Ниже единицы существует лишь одна форма оценивания – «не аттестован» (н.а.). Однако райотдел образования и администрации школ категорически запрещают педагогам использовать «н.а.». Аргументы нам уже знакомы: если дело дошло до «н.а.», значит, виноват сам учитель. А детишек обижать нельзя.
Недавно был случай, когда моя знакомая поставила учащимся 10 единиц на одном уроке! Причём дети это восприняли как «в порядке вещей». Как вам такая «учёба»? Я вот себе думаю: если бы в советской школе учитель в рамках одного урока поставил бы 10 двоек, то разразился бы скандал районного масштаба. Не исключено, что резонанс дошёл бы даже до областного управления образования. Сразу посыпались бы вопросы: что же там за школа такая? Что за ученики такие? Почему довели учителя до такого? Создали бы комиссию, начали бы проверку, провели педсовет, вызвали родителей, сделали оргвыводы с далеко идущими последствиями…
А сегодня – абсолютная тишина. Десять единиц на одном уроке никого не удивляют, не напрягают, не возмущают. Ну, не учатся дети – и пускай не учатся. Главное – не выносить сор из избы, чтобы, не приведи Господи, не пострадал рейтинг школы. И всем хорошо. Кроме учителя. Который что? Правильно – крайний! А что вы хотели? «Новая украинская школа»…
Примечательно, что нам никто и никогда не показывает эту сторону современной школьной жизни. Мы слышим в основном только о победителях предметных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, Малой академии наук и т.д. Да, такие ученики есть. Но это – единицы. В то же время все молчат о том, что огромное количество школьников просто не умеют… читать. Они, конечно, способны «технически» прочесть текст, однако у них напрочь отсутствуют навыки его художественного, публицистического или научного восприятия. Почему? Очень многие дети практически НЕ ЧИТАЮТ КНИГ. Вообще. Они днями и ночами сидят в гаджетах и в интернете. И всё.
Разумеется, образование, а тем более на стадии реформирования, — это колоссальная сложнейшая тема, которую невозможно охватить в одной статье. Поэтому автор этих строк планирует сделать целую серию соответствующих публикаций. Естественно, с комментариями педагогов, родителей, чиновников от образования.
А пока… Пока меня мучает стойкое ощущение, что «Новая украинская школа» является лишним подтверждением «теории заговора». Мне трудно объяснить это по-другому. Нас, упрямых и независимых восточных славян, враги не могли покорить на протяжении веков. Не могли покорить ни нашествиями, ни мировыми войнами, ни революциями, ни «либерализацией» с «демократизацией». Мы всегда отличались своим умом и даже заслужили титул самой читающей нации в мире. Видимо, пришло время исправить это досадное недоразумение на пути мирового господства «правильных» сил. И эти силы придумали нам реформу образования.
Как там говорил «дедушка» Ленин? «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Я не знаю, как можно перефразировать это выражение сегодня, но одно знаю точно – вторая часть «формулы» будет звучать как «дебилизация всей страны». Только так можно воспитать нацию рабов.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.