В Ренийском горсовете состоялась презентация Плана действий по устойчивому энергетическому развитию
В Ренийском горсовете состоялась презентация муниципального Плана действий по устойчивому энергетическому развитию и адаптации города к изменениям климата. Этот документ стал результатом сотрудничества между мэрией Рени и Ассоциацией «Энергоэффективные города Украины» (АЭГУ) в рамках международного проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа в Украине». Презентацию провели эксперты АЭГУ Виталий Волков и Юрий Лягутко.
Выступая перед партнёрами, секретарь Ренийского горсовета Сергей Кобенко отметил, что на стадии подготовки Плана действий мэрия переработала громадный объём информации о местных предприятиях, организациях и инфраструктурных объектах в контексте нынешнего уровня энергопотребления и перспектив энергоэффективности. В результате горсовет получил обширную базу данных, позволяющую создавать стратегию энергетического развития Рени на много лет вперёд. Следует отдельно подчеркнуть, что тем самым муниципалитет лишь за 4 месяца проделал работу, которая раньше не делалась десятилетиями.
Если говорить коротко, то План действий состоит из четырёх разделов: аналитическая часть; стратегия города относительно сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов (CO2 и др.) до 2030 года; базовый кадастр этих выбросов; план мероприятий и источники финансирования. Важным условием является также обязательство города подавать один раз в два года мониторинговый отчёт о выполнении Плана действий.
Кроме того, специалисты горсовета совместно с экспертами АЭГУ подготовили оценки основных климатических угроз для Рени и района. Такими угрозами названы экстремальная жара, аномальные осадки, засуха, наводнения и степные пожары. Всё перечисленное Ренийский район за последние годы испытывал не раз, но никто и никогда не пытался разработать комплексную программу адаптации местной экономики и инфраструктуры к капризам стихии.
«Необходимо понимать, что План действий – это инструмент для привлечения международных грантов, кредитов и инвестиций. Это положительный сигнал для финансовых доноров, которые более охотно выделяют деньги тем городам, где уже прописан конкретный алгоритм действий в сторону повышения энергоэффективности», – заявил Виталий Волков.
О базовом кадастре выбросов парниковых газов более подробно рассказал Юрий Лягутко. Он отметил, что специалисты учитывали динамику потребления энергоресурсов в городе Рени за 2010-2016 годы. При этом 2013 год был выбран базовым, поскольку именно к тому периоду относится наиболее полная и достоверная информация об использовании всех видов энергоносителей. К тому же, 2013 год оказался, так сказать, самым показательным, если оценивать то, как соотносится объём потребления энергии с конкретной экономической ситуацией в городе и районе.
К слову, анализ структуры использования энергоресурсов показал, что на местном уровне более 80% энергии потребляет (и, соответственно, выбрасывает столько же углекислого газа) муниципальный жилищный фонд, который является намного более энергоёмким, чем промышленность и транспорт города вместе взятые.
«При разработке базового кадастра выбросов мы учитывали тот очевидный факт, что снижение энергопотребления за последние годы – это не результат применения новых технологий энергосбережения, а следствие падения экономики и стремления людей максимально экономить средства на оплату энергоносителей. Однако мы рассчитываем на то, что в будущем население будет жить более комфортно, и потребление энергии может снова вырасти. Названные факторы нашли своё отражение в расчётах экспертов», – пояснил Юрий Лягутко.
Основные мероприятия для повышения энергоэффективности города в обобщённом виде выглядят следующим образом: введение энергоменеджмента в бюджетных организациях; регулярное проведение информационных кампаний с целью повышения осведомлённости населения в вопросах энергосбережения; модернизация уличного освещения, городского транспорта, водоснабжения и т.д.; термомодернизация жилфонда и объектов бюджетной сферы; стимулирование владельцев жилья к повышению энергоэфективности собственных домов; меры для адаптации к климатическим изменениям.
Естественно, данный перечень подразумевает колоссальный объём работ, требующих столь же колоссальных финансовых затрат. По оценке экспертов, для полной энергетической модернизации Рени до 2030 года необходимы инвестиции в объёме около 588 миллионов гривен! Никакой бюджет в Украине не осилит такие расходы, поэтому неизбежно придётся искать самые разные источники финансирования – международные гранты и кредиты, а также деньги собственников жилья, коммерческих объектов и т.д. Причём, по убеждению специалистов, доля собственников в структуре инвестиций должна составлять не менее 60%.
Эта цифра стала наиболее дискуссионной в ходе презентации Плана действий. Как отметил городской голова Рени Игорь Плехов, подавляющее большинство населения ни по уровню сознания, ни по уровню доходов не готово к столь масштабным усилиям.
Не отрицая оснований для скепсиса, эксперты АЭГУ тем не менее отметили: люди радикально изменят недоверчивое отношение к подобным проектам, как только почувствуют их эффект на примере собственного кошелька.
В частности, оптимальным вариантом финансирования энергетической модернизации жилфонда и прочих городских объектов может быть так называемый «револьверный» фонд. Действие его механизма является очень простым: муниципальная власть и специально созданная общественная организация по принципу софинансирования выделяют ОСМД, предприятиям, бюджетным организациям и отдельным гражданам средства на осуществление мероприятий для повышения энергоэффективности на условиях беспроцентного кредита, а те возвращают средства за счёт экономии от реализации этих мероприятий. Постоянный круговорот денег позволяет «револьверному» фонду финансировать всё новые и новые проекты, снова и снова пополняясь за счёт возврата кредитов.
Добавим, что План действий предстоит утвердить на сессии Ренийского горсовета.
Андрей ПОТЫЛИКО
НА ФОТО: Момент подписания меморандума об энергоэффективности между Одесской облгосадминистрацией и проектом USAID, сентябрь 2016 года
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Мінагрополітики розпочинає політику реального імпортозаміщення в сфері продовольства і разом з Кабміном розпочинає формування дорожньої карти для переорієнтації держзакупівель.
Румунський порт Констанца за підсумками трьох кварталів 2024 року більш ніж удвічі зменшив перевалку транзитних вантажів українського зерна в порівнянні з аналогічним періодом минулого року. За цей період відвантажили 5,17 млн тонн проти 10,4 млн тонн торік, пише Mind.