Сегодня в Ренийском районе нет ни одного специалиста по защите прав потребителей! Такую ситуацию можно назвать беспрецедентной: даже в райцентре (я уже не говорю о сёлах) люди напрочь лишены возможности отстоять свои законные интересы при покупке товаров и получении услуг. Да, можно обратиться с жалобой в областную службу по защите прав потребителей, но далеко не каждый покупатель готов идти столь длинным процедурным путём. В итоге местные предприниматели и торговцы распоясались до такой степени, что права потребителей нарушаются практически на каждом шагу, причём самым открытым и вопиющим образом. Наплевательское отношение к соответствующим законодательным нормам превратилось в «фирменный стиль» ренийской торговли. Почему же и районные, и городские, и сельские органы власти, словно сговорившись, закрывают глаза на данную проблему? Этот вопрос оказался гораздо более интересным, чем я изначально предполагал.
Суровой походкой ты вышла из джунглей…
Как и всякий гражданин, я, что называется, на собственной шкуре испытываю подобные «прелести» потребительского рынка. Возможно, мой личный опыт кому-то покажется «мелочёвкой», но ведь именно с такими нарушениями регулярно сталкиваются рядовые потребители. Остановлюсь лишь на самых распространённых и типичных фактах.
Помню, в одном из магазинов я два-три раза в неделю покупал баночное пиво, и обратил внимание на то, что оно бывает просроченным. Сначала я решил, что это случайность (дело было летом, когда пиво расходится очень быстро, не залёживаясь на полках). Но когда пиво с истекшим сроком годности стало попадаться постоянно, я сказал об этом продавцам. Они сделали удивлённые лица и ответили, что просто недосмотрели.
Однако прошла неделя, прошла другая, а просроченное пиво по-прежнему появлялось в холодильнике магазина, причём на самом видном месте. И тогда я понял, что это – сознательная торговая «политика». В более жёсткой форме я напомнил продавцам, что их могут оштрафовать, но они спокойно пропустили мои слова мимо ушей. И действительно, а чего бояться, если нет никакого контроля? В результате покупателю приходится надеяться только на собственную бдительность.
Иногда ущемление прав потребителей доходит до абсурда. К примеру, ни в одном из ренийских магазинов я не могу купить полбулки хлеба или половинку палки колбасы, – продавцы решительно отказываются выполнять мою элементарную просьбу. Ответ звучит везде и всегда одинаково: «Мы не режем хлеб, нам потом некуда его девать». Не помогают ни вежливые объяснения (ну, не нужна мне сегодня целая буханка, а выбрасывать лишний хлеб я не хочу), ни настойчивые требования в духе «вы обязаны!», ни конкретные ссылки на законодательство о защите прав потребителей.
Кстати, я давно заметил: одно лишь упоминание о законе почему-то вызывает со стороны торговцев какое-то дикое и агрессивное раздражение, – словно эти люди только вчера вышли из джунглей острова Папуа, а доселе даже не слышали о цивилизованных правилах поведения в обществе… Однажды в ответ на вопрос, почему мне не продают полбулки хлеба, продавщица порекомендовала обратиться к хозяину магазина. Хозяина на месте не оказалось, но была его жена. Выслушав меня с кислой физиономией, она изрекла: «Мужчина, вам что, не с кем ругаться?» На этом «общение» закончилось.
Ещё более вопиющее беззаконие творится на Ренийском центральном рынке – здесь бессмысленно даже заикаться о каких-либо правах потребителей. И, опять же, главным показателем правовой культуры в торговле (вернее, правового бескультурья) является неадекватная, а порой и просто хамская реакция предпринимателей и их реализаторов даже на самые безобидные попытки покупателей защитить свои интересы.
Как-то раз я спросил своего приятеля (к слову, бывшего специалиста по защите прав потребителей), должны ли торговцы, работающие без кассовых аппаратов, выдавать хоть какой-нибудь документ, подтверждающий факт приобретения промышленных товаров – в частности, одежды и обуви. Приятель сказал, что в данном случае продавец по первому требованию покупателя обязан вручить бумагу, на которой должны быть написаны название купленного товара, его цена, дата покупки и фамилия (индекс) субъекта предпринимательской деятельности. И если даже это будет клочок газеты или листок из тетради, такая бумажка считается полноценным документом, доказывающим факт покупки.
Я неоднократно пытался воспользоваться советом компетентного человека, покупая обувь. И, разумеется… Что и требовалось доказать: ни один торговец, работающий без кассового аппарата, не согласился выдать мне «заветную» бумагу.
«Не надо об этом писать!»
Вернёмся, однако, к тому удивительному факту, что на весь район нет ни одного должностного лица по защите прав потребителей. Это обстоятельство выглядит тем более странно, что в структуре Ренийского горисполкома такая должность предусмотрена. Однако с 2012 года она остаётся вакантной. Неужели мэрия не может найти человека, способного выполнять эти функции? Отвечая на мой вопрос, секретарь горсовета Ольга Калайджи сказала следующее:
– Защита прав потребителей – это государственные полномочия, делегированные органам местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом, осуществление этих полномочий должно финансироваться из госбюджета. Однако у нас штатная единица специалиста по защите прав потребителей никогда из госбюджета не финансировалась. И всё же горсовет планирует и в дальнейшем сохранить эту должность в аппарате горисполкома. В конце концов, мы же работаем для людей.
Комментарий Ольги Петровны показался мне слишком «размытым» и неискренним. Сразу возник вопрос: а как же решают проблему те города и районы, которые содержат собственных специалистов по защите прав потребителей? Значит, вовсе не обязательно ждать милостей из государственной казны?
Мои сомнения усилились после того, как один из районных чиновников предположил: горисполкому просто выгодно держать эту должность незанятой. Почему? Всё очень просто: если соответствующий специалист существует в штатном расписании мэрии, то на это в любом случае выделяются деньги (они поступают в фонд зарплаты). Но если должность является вакантной, то невостребованные средства распределяются между сотрудниками горисполкома в виде премий. По словам районного чиновника, такая практика достаточно широко распространена в различных госучреждениях.
Прояснить щекотливый вопрос я попросил заместителя городского головы по финансово-экономическим вопросам Прасковью Бондаренко. По её словам, если должность в штатном расписании мэрии остаётся вакантной, то средства на неё не выделяются. И точка. Но как только я начал задавать уточняющие вопросы, Прасковья Михайловна твёрдо заявила: «Не надо об этом писать!» Повторив фразу несколько раз, П. Бондаренко добавила: «Люди и без того озлоблены. Зачем вообще поднимать эту тему?»
… А кто не хочет – ищет оправдания
Так и не добившись внятных объяснений от городской власти, я решил узнать, как видит решение данной проблемы Ренийская райгосадминистрация.
– Для нас поднятый вами вопрос также является очень острым, – ответила начальник отдела экономики РГА Татьяна Насырова. – Когда-то функции по защите прав потребителей осуществляли районные госадминистрации, но затем в законодательство были внесены изменения, согласно которым эти полномочия были переданы исполнительным структурам органов местного самоуправления. Ещё не так давно, несколько лет назад, специалисты по защите прав потребителей работали не только в горисполкоме, но и в каждом сельском исполкоме. Однако затем сельсоветы сократили их – местные бюджеты просто не справились с такой нагрузкой.
Что касается нынешнего положения дел, то меня, откровенно говоря, удивляет позиция горисполкома, который оправдывает отсутствие специалиста каким-то недофинансированием делегированных полномочий. Насколько мне известно, в других городах подобные проблемы не возникают. В Измаиле, например, защитой прав потребителей занимается целая структура – отдел экономики потребительского рынка, входящий в состав управления экономики горсовета. Все органы местного самоуправления действуют в одном правовом поле. Почему же Измаил смог наладить эту работу, а Рени не может? Если даже учесть, что Измаил – город областного подчинения, то разница в статусе вряд ли служит оправданием для отсутствия специалиста в Ренийской мэрии, а тем более при наличии должности.
Т. Насырова отметила, что райгосадминистрация уже не один год пытается решить проблему, но пока – безуспешно. В частности, РГА добивалась того, чтобы функции защиты прав потребителей взял на себя райсовет. Однако тот безупречно (с юридической точки зрения) ответил, что у него нет собственного исполнительного органа. А коль так, то у райсовета нет и правовых оснований для осуществления этих функций.
Тем не менее, подчеркнула Т. Насырова, подобная позиция является обоснованной лишь формально. Начальник отдела экономики РГА привела пример некоторых районов Одесской области, где всё же нашли выход из ситуации. Выход довольно прост: городской и сельские советы принимают решение о передаче своих полномочий по защите прав потребителей райсовету, а также соглашаются содержать соответствующие должности. Таким образом, аппарат райсовета получает законную возможность ввести у себя эти штатные единицы и финансировать их за счёт бюджетов территориальных общин. Однако названная схема работает лишь в тех случаях, когда местные власти реально хотят решить проблему, а не занимаются словоблудием и правовой казуистикой.
– То, что происходит в Рени с защитой прав потребителей, я могу назвать одним словом: беспредел, – заявил бывший специалист горисполкома по местным налогам и сборам и защите прав потребителей, а ныне председатель общественного совета при райгосадминистрации Евгений Ломов. – Нарушений – великое множество: везде продаются просроченные товары, продавцы не проходят медкомиссию, весы годами не проверяются, ценники на товарах меняются по три раза в день, в магазинах вплотную соседствуют несовместимые друг с другом товары… Перечислять безобразия можно до бесконечности. Раньше к нам более-менее регулярно приезжали с проверками представители областной службы по защите прав потребителей, а теперь… Они не были в Рени уже лет семь! Дело доходит до полного произвола. Недавно «Китайский магазин», торгующий ширпотребом, повесил объявление: «Товар обмену и возврату не подлежит». Это – не просто грубейшее нарушение, это – публичная демонстрация противозаконных действий. Дальше некуда! Куда же смотрят местные власти? А смотрят они, вероятно, на хитрую формулировку законодательства, которое гласит, что органы местного самоуправления имеют право создавать при своих исполнительных комитетах структуры по защите прав потребителей. Но ведь право – не обязанность! Наш общественный совет уже дважды поднимал этот вопрос, но пока пробить стену равнодушия чиновников не удаётся.
«Мы волшебную косим трын-траву»…
А как там поживают вышестоящие ведомства, призванные блюсти интересы покупателей? Неужто они не знают о тех проблемах, которые существуют в глубинке? Знают. Но…В декабре прошлого года начальник Государственной инспекции по вопросам защиты прав потребителей в Одесской области Людмила Варавва (в прошлом – вице-губернатор Одесщины) провела онлайн-пресс-конференцию для журналистов газеты облсовета «Одесские известия». В ходе общения была затронута и ситуация, сложившаяся в Ренийском районе.
Отвечая на вопрос о том, может ли Госпотребинспекция повлиять на позицию Ренийского горисполкома, не желающего брать на работу специалиста по защите прав потребителей, Людмила Анатольевна сказала: «Обязать мэра мы не можем. Но для нас это очень важный вопрос. Я буду обращаться к губернатору области, к депутатскому корпусу с просьбой о том, чтобы на местах в районах был такой представитель в рамках существующей структуры райгосадминистрации. Брать нового специалиста и искать финансирование не понадобится. Сегодня в райгосадминистрациях есть люди, которые могли бы взять на себя такие полномочия. Это не сложная работа, и она не отвлечёт от основных обязанностей. Я обещаю, что буду заниматься этим вопросом».
Приведённые слова, мягко говоря, вызывают удивление. Особенно «умиляет» сентенция о том, что «это не сложная работа»! Как уже было отмечено, действующее законодательство чётко определяет, что функции по защите прав потребителей входят в компетенцию органов местного самоуправления. Однако районные госадминистрации к числу этих органов не принадлежат. На каком же основании они будут выполнять чужую работу? Выходит, что чиновники Госпотребинспекции и власти на местах понимают и трактуют закон по-разному?
Если разобраться, то возникшее противоречие можно легко устранить. Общеизвестно, что значительная часть компетенции районных госадминистраций – это полномочия, делегированные им районным советом, который в свою очередь представляет общие интересы городской и сельских территориальных общин. Следовательно, райсовет вправе делегировать РГА и полномочия по защите прав потребителей. Но ведь он этого не делает! Почему?
Данный вопрос остаётся без ответа: к сожалению, Л. Варавва не стала углубляться в юридические тонкости взаимоотношений между исполнительной властью и органами местного самоуправления в плане обеспечения реального механизма защиты прав потребителей. Однако создаётся устойчивое впечатление, что ренийские чиновники, пользуясь лазейками в законодательстве, просто перекладывают ответственность друг на друга, откровенно не желая нагружать себя дополнительными обязанностями. Страдают люди – ну, и пусть себе страдают. Торговцы наглеют – ну, и пусть наглеют. «Мы волшебную косим трын-траву»…