В Ренийской громаде начался процесс отчуждения приграничных земель для нужд Госпогранслужбы
В Измаильской райгосадминистрации состоялось совещание с участием представителей воинской части 1474 Государственной пограничной службы Украины (ГПСУ) и начальника отдела земельных отношений Ренийского горсовета Владимира Кромкина. Обсуждались актуальные вопросы реализации государственной пограничной политики в контексте решения Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) от 30 июля 2021 года.
В частности, участники совещания, изучив картографические материалы Главного управления Госгеокадастра в Одесской области, рассмотрели возможность фактического отчуждения земель на приграничной полосе шириной 30-50 метров для размещения на ней пограничных инженерных сооружений и другой инфраструктуры, которая необходима ГПСУ для охраны границы. Представители Госпогранслужбы и Владимир Кромкин проанализировали информацию о собственниках (землепользователях) земельных участков, расположенных вдоль линии государственной границы на территории Ренийской громады. Специалисты воинской части 1474 ГПСУ отдельно сделали акцент на земельных участках, которые находятся в государственной собственности, а также обратились к Ренийскому горсовету с просьбой дать разрешение на разработку документации по землеустройству названных участков.
Измаильская райгосадминистрация на своём официальном сайте опубликовала краткий отчёт об этом совещании, однако не уточнила, каким образом будет решаться вопрос отчуждения приграничных земель, принадлежащих частным владельцам. РГА отметила лишь, что «по результатам работы запланированы пошаговые дальнейшие действия органа местного самоуправления и пограничной службы».
Напомним, что эта тема уже обсуждалась в Ренийской громаде. В октябре прошлого года в ходе сессии Ренийского горсовета перед депутатами выступил начальник отдела «Рени» Измаильского погранотряда Игорь Чепкий. Он проинформировал об изменениях пограничного режима, которые внесены Постановлением Кабмина от 4 августа 2021 года № 890. Согласно этому нормативному акту, во всех приграничных районах и общинах Украины установлена одинаковая ширина пограничной полосы (пограничной зоны) – 5 километров. При этом ширина непосредственной приграничной полосы составляет 50 метров. Она необходима для обслуживания государственной границы, в том числе для создания контрольно-следовой полосы, дорог, заградительных сооружений, наблюдательных пунктов и т.д. То есть государство фактически и юридически будет отчуждать 50-метровую приграничную полосу в пользу ГПСУ.
Однако проблема состоит в том, что на этой полосе нередко расположены земли пайщиков, то есть они находятся в частной собственности. А поскольку земельными паями, как правило, на правах аренды распоряжаются фермеры и аграрные предприятия, такая ситуация приводит к конфликтам между землепользователями и пограничниками. Например, подобный конфликт не раз возникал в селе Котловина Ренийской громады.
Таким образом, вопрос необходимо решать на государственном уровне. По словам Игоря Чепкого, «вероятнее всего, государство будет выкупать у частных собственников земельные участки, расположенные вдоль границы».
Эту тему в беседе с нашим корреспондентом более подробно прокомментировал первый заместитель главы Измаильской райгосадминистрации Михаил Шарафаненко.
«Согласно законодательству, частные земельные участки, расположенные вдоль 50-метровой приграничной полосы, будут готовиться под выкуп. Государство обеспечит инвентаризацию и денежную оценку этих земель, после чего будут подготовлены документы для выкупа. Эта процедура предусмотрена соответствующим решением СНБО», – рассказал Михаил Владимирович.
На вопрос о том, имеет ли решение СНБО статус закона или нормативно-правового акта, первый заместитель главы РГА ответил следующее: «Это решение подписывается Президентом, и оно полностью соответствует законодательству о государственной границе. Выкуп частных земельных участков будет осуществляться за счёт госбюджета. Что касается органов местного самоуправления, то они в первую очередь должны проинформировать население своих громад о предстоящем отчуждении приграничных земельных участков. Местные советы также должны способствовать пограничникам в разработке документации для отвода участков, находящихся в коммунальной и государственной собственности. Кроме того, перед органами местного самоуправления стоит задача обратиться к землепользователям, чтобы те воздержались от осуществления хозяйственной деятельности на землях, которые предназначены для обслуживания государственной границы. Тем не менее надо отметить, что на сегодняшний день ещё нет ни конкретного механизма выкупа земель на приграничной полосе, ни денег в бюджете для соответствующего финансирования».
Мы также поинтересовались тем, как будет происходить денежная оценка земельных участков, отчуждаемых в пользу государства. По словам Михаила Шарафаненко, в каждом регионе Украины существует средняя нормативная денежная оценка земли, и именно она будет применяться при выкупе приграничных участков. «И, конечно, этот процесс будет сопровождаться диалогом с каждым собственником земли», – резюмировал первый заместитель главы Измаильской райгосадминистрации.
Возвращаясь к вышеупомянутому решению СНБО, отметим, что оно оформлено Указом Президента Украины от 18 августа 2021 года № 367/2021 «Об отдельных вопросах реализации государственной политики в сфере защиты государственной границы». Согласно этому Указу, в течение шести месяцев после его опубликования необходимо совместно с органами местного самоуправления провести инвентаризацию участков земли на расстоянии до 50 метров от линии границы и установить их собственников. Затем эти территории, а также расположенные на них объекты недвижимости, будут принудительно изыматься, отчуждаться и выкупаться у юридических и физических лиц, которым они принадлежат. Все земли на приграничной полосе будут переданы в пользование воинским частям Госпогранслужбы. Финансирование на проведение этих мероприятий должно быть предусмотрено в 2021-2022 годах (судя по тому, что 2021 год уже прошёл, а конкретного механизма выкупа приграничных земельных участков ещё нет, сроки выполнения Указа уже нарушены – Прим. авт.) Указ также предусматривает обустройство границы: установку пограничных знаков, инженерно-технических сооружений, пограничных укреплений и ограждений.
Следует добавить, что в ноябре 2021 года Постановлением №1147 правительство Украины приняло новую Методику нормативной денежной оценки земельных участков (НДО). Объектом такой оценки являются земли всех категорий и форм собственности в пределах территориальной громады или её части.
Как отметил министр аграрной политики и продовольствия Украины Роман Лещенко, ранее одновременно существовали три разных методики оценки. Как следствие, показатели оценки соседних участков могли сильно отличаться между собой. У громады была необходимость разрабатывать и утверждать три разных вида технической документации.
«Правительство унифицировало проведение такой оценки, сведя всё в одну методику. Теперь совет соответствующей территориальной громады сможет утвердить НДО сразу для всех земельных участков всех категорий и форм собственности на всей территории общины по понятным и прозрачным процедурам», – подчеркнул министр.
Теперь нормативно-денежная оценка определяется следующим образом: площадь земельного участка умножается на чётко определённый норматив капитализированного рентного дохода и пять коэффициентов, зависящих от расположения, назначения и качества земельного актива. Иными словами, на конечный размер НДО будет влиять то, насколько близко земельный участок расположен к крупным городам или курортно-рекреационным объектам, есть ли влияние радиационного или иного загрязнения, каково его целевое назначение, каковы региональные и зональные факторы его месторасположения и т.д.
«Отныне оценка будет сразу на всю территорию громады, а не на отдельные «лоскутки». Результаты оценки сразу по всей громаде будут попадать в Государственный земельный кадастр, и каждый желающий сможет получить выдержку об оценке своего участка быстро и без лишних бюрократических процедур», – заверил Роман Лещенко.
* * *
И напоследок – самое интересное и удивительное. Вышеупомянутое решение СНБО требует, цитирую, «укрепления берегов украинской части приграничных водных объектов, возвращения их русла в предыдущее положение» в соответствии с международными пограничными договорами для «обеспечения стабильности линии государственной границы Украины, которая проходит по реке (ручью), озеру или другому водоёму».
Для жителей украинского Придунавья данный пункт является особенно актуальным. Нижний Дунай на всём своём протяжении является границей между Украиной и Румынией, и, как известно, на многих участках течения великая европейская река в той или иной степени изменила своё русло, фарватер и береговую линию. Украинский берег на отдельных отрезках, в том числе и в районе города Рени, регулярно разрушается и осыпается, кое-где Дунай «съел» уже сотни (если не тысячи) квадратных метров территории Украины. И этот процесс активно продолжается. Кроме того, за последние десятилетия на реке образовались целые острова – например, так называемый Лошадиный остров, расположенный в непосредственной близости от Ренийской громады, напротив молдавского порта Джурджулешты. Этот остров изменил фарватер Дуная и, соответственно, сдвинул линию украинско-румынской границы (кстати, в пользу Румынии).
И вот теперь СНБО Украины принял решение с этим бороться. Любопытно, каким образом? И можно ли вообще подобными решениями изменить или предотвратить естественные природные процессы, даже если они «злостно нарушают» государственную границу? Возможно, в отдельных случаях действительно нужны берегоукрепительные и прочие мероприятия, но на Дунае это потребует просто колоссальных расходов. В нашем госбюджете есть лишние миллиарды гривен, которые можно выбросить на ветер и волны?