В Одессе я живу уже больше 10 лет и за это время, в принципе, полностью сформировался как городской или, скорее, мегаполисный житель.
Не представляющий своей жизни без фаст-фуда, фитнесс-цетров, ночных клубов, автомобильных пробок, айфонов и далее по списку. При этом период своего детства, которое я провёл в небольшом городке Раздельная, в 70 км от Одессы, я тоже не забываю. Притом что рос с Раздельной я в частном доме, в отдалённом от квартирных многоэтажек районе, то бишь, целиком в аграрных условиях.
И, тем не менее, жителем села или деревни я себя никогда не ощущал.
Судьба сложилась так, что я стал редактором областного издания, аудитория которого наполовину состоит из сельских жителей. Так я и познакомился с украинским селом, как явлением, поближе. Кроме того, на прошедших выборах я практически не бывал в Одессе: рабочие будни занесли меня в Бессарабию, в 142 избирательный округ, где разворачивалась активная и интересная политическая борьба.
Впрочем, посещая в среднем по 1-2 селу в день, я обращал внимание не только на политику. А на окружающую действительность. Которая оказалось, что уж тут говорить, поистине удручающей.
Трудно описать, в каком запустении находятся сёла Бессарабии. Во-первых, добраться к сёлам, мягко говоря, проблематично. К некоторым населённым пунктам автомобильной дороги нет вообще – добирайся хоть пешком, хоть вплавь. Куда есть «дорога» – на страх и риск собственного автомобиля. Лично я езжу на не самой плохой иномарке немецкого производства и несколько поездок по местному бездорожью в итоге вылетело мне в копеечку. Местные ямы, выбоины, бугры и отсутствие намёка на асфальтирование не щадят ни автопроизведения советского разлива, ни шедевры немецкого автопрома.
К чему я веду? Да к первой проблеме удручающего состояния сёл. Дороги.
Дело тут не в отсутствии эстетического удовольствия при езде и необходимости объезжать ямы. А в том, что это серьёзно нарушает внутрирегиональную инфраструктуру. Плохие дороги в черте города и за его чертой – две разные вещи. По первым всё равно будут ездить, но за город ехать по ямам – дважды подумают. Плачевное состояние дорог в итоге выливается в то, что количество поездок резко сокращается, в том числе сокращаются и транспортные перевозки. Дойти, пожалуй, даже может до того, что отказываться ездить в особо отдалённые регионы начнут и перевозчики, а это отобразится на поставках продовольствия. Что уже сродни катастрофе.
Кроме того, отсутствие дорог искусственно ограничивает трудовую миграцию внутри микрорегиона. Возможно, рабочие места в отдельных предприятиях для трудолюбивых рук найдутся, но как людям туда добираться? В итоге предприятия или разоряются или пустуют, а люди сидят без работы.
Впрочем, проблема безработицы имеет гораздо более широкую природу, чем отсутствие нормального транспортного сообщения. Дело в том, что хозяйственные связи времён Советского Союза давно нарушены. Те предприятия, которые благополучно кормили десятки сёл, сегодня или разрушены, или остались нерентабельны, или разворованы. Или и то, и другое вместе взятое. Людям от теории не легче: мест работы нет и вряд ли они появятся в ближайшей перспективе.
Разрешить данную проблему довольно сложно. Или, скорее, архисложно. Такие государства как, например, Беларусь решили не рушить полностью сельскохозяйственный комплекс, а переводить его на частные рельсы постепенно и частично. В итоге Лукашенко удалось не только сохранить советские достижения, но и приумножить их. И сегодня в Белоруссии сельское хозяйство развито на уровне государств Европейского Союза.
Украине садиться на этот поезд уже поздно – наследие Союза в аграрной сфере нас уже не прокормит. Приватизацию и прочие рыночные механизмы мы начали применять, наверное, слишком рано, когда ни экономика, ни, главное, народ к этому ещё не были готовы. В итоге имеем что имеем. Но нужно помнить и чётко себе зарубить на носу: реприватизации или пересмотра совершённых 15-20 лет назад сделок уже не будет. К необольшевизму призывают либо наивные, либо фанатики. Исходить нужно из того, что есть сейчас.
Решение есть. Их даже много, решений, и уверен, что государственные мужи о них знают. Но важно не прогадать с принятым, так как все они финансово обременительны, требуют огромнейших затрат. Кроме того, могут быть реализованы как в рамках отдельной области, так и в рамках всей страны. Кроме того, есть вероятность провала не по объективным, а по субъективным факторам – ошибки отдельных исполнителей, посредников, внезапный обвал цен и т.п. Для сферы, где любые колебания могут обрушить всю гигантскую задумку – это очень рискованно.
Безусловно, создать рабочие места и – шире – возродить жизнь на селе можно, например, за счёт инвестиций. Объёмных. У государства, как мы знаем, больших денег нет. Зато есть иностранные кредиторы. Европа и США в Украину идут не очень охотно: Запад отпугивает коррупция и «особая ментальность», кроме того, нашей стране почему-то выдвигаются определённые политические условия. Решение есть – например, поискать альтернативные источники. Тот же Китай. С ним работать легче – он готов строить предприятия, но согласен управлять ими только лично, причём оборудование, техника должна быть китайская.
К сожалению, миф о китайской угрозе и зацикленность на Европе пока не даёт Украине и её регионам развернуться в этом направлении, хотя попробовать, наверное, стоило бы. Учитывая экономические возможности этой страны и возможность сравнительно «на халяву» получить работающие предприятия, дороги, деньги в казну и рабочие места.
Ещё один путь – инвестирование со стороны государства. Тут можно говорить о точечных проектах, вроде каких-то сельских посёлков повышенного комфорта, отстроенных с нуля зажиточными горожанами. На перспективу переехать сюда ближе к старости. Отличная идея, которая может занять жителей близлежащих городов на несколько лет, да и после, ведь новоявленная инфраструктура будет требовать рабочих рук. Только вот злую шутку может сыграть недоверие к долгосрочным проектам, которые в Украине имеют нехорошее свойство останавливаться на середине. А также отсутствие энтузиастов – всё же, стройка подобных проектов должна проходить больше на нравственных, идейных началах, желании открыть или сделать что-то новое полезное, а не чисто как бизнес-проект. Пока что, к сожалению, таких «сумасшедших» не наблюдается…
А ведь я ещё не рассказал о проблемах пьянства, подростковой преступности, насилия в семье, которые также мне встречались в городах и сёлах Бессарабии… Но рассказывать, в принципе, можно долго. Работы в деревнях – непочатый край и, знаете, даже тяжело сказать, хватит ли той жизни, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі