Региональные СМИ регулярно освещают процесс осуществления в Одесской области проекта USAID «Муниципальная энергетическая реформа», поэтому читателям уже знакома данная тема. В частности, недавно были озвучены результаты энергоаудита, проведённого в Болграде и Измаиле. Однако информация, которая публикуется в прессе, носит, как правило, официальный характер и даёт представление о вопросе лишь в общих чертах. «Подводные камни» проекта чаще всего остаются «за кадром», хотя именно к ним можно применить известное выражение: «дьявол кроется в деталях».
На днях итоги энергоаудита были обнародованы и в Рени: с их презентацией выступили эксперт Дмитрий Марусич и инженер, технический руководитель аудита Андрей Удовик. Специалисты сообщили, что предметом соответствующего обследования стали 17 городских объектов – 14 многоквартирных домов, 2 детских сада и центральная районная больница. В результате (как и в других городах, участвующих в проекте) Ренийскому горсовету было предложено три пакета мероприятий для повышения энергоэффективности при эксплуатации перечисленных объектов. Первый пакет условно можно назвать дешёвым и быстрым, второй – оптимальным, а третий, самый затратный, предусматривает глубокую модернизацию. Стоимость первого пакета (объём необходимых инвестиций) составляет: по бюджетным учреждениям – 4,9 млн грн, по жилфонду – 1,6 млн грн; стоимость второго – 25 млн грн и 24 млн грн соответственно; третий оценивается в 28 млн грн и 47 млн грн.
Почему существует такая разница в цифрах? Если перевести комментарии экспертов на простой язык, то можно сказать так: всё зависит от того, насколько совпадают желания и возможности органа местного самоуправления. И тут, к сожалению, степень совпадения очень далека от идеала: желания, разумеется, – европейские, а вот возможности – украинские. А между ними – огромная пропасть.
«Необходимо честно признать, что в настоящее время разработанные нами меры для повышения энергоэффективности жилфонда и социально значимых объектов практически невозможно выполнить по европейским нормам, – заявил Андрей Удовик. – Если, например, европейцы берутся модернизировать один жилой дом, то они всё делают полностью – от «а» до «я». При этом вкладывается тот объём средств, который действительно необходим для достижения максимального конечного результата. Но в Украине, как все мы знаем, в подобных случая выделяется не столько денег, сколько надо, а столько, сколько есть. Поэтому в нашей стране аналогичные проекты финансируются частично, то есть что-то делается в первую очередь, что-то делается минимально, а что-то не делается вообще. Отсюда – разный объём предложенных мероприятий и, соответственно, разные суммы расходов».
«Я прекрасно понимаю, что инвестиции в муниципальный жилфонд в размере 47 миллионов гривен выглядят как фантастика. Но на самом деле это – не сумасшедшие цифры, а, к сожалению, украинская реальность, – сказал Дмитрий Марусич. – В ситуации, когда большинство многоквартирных домов десятилетиями не обслуживалось должным образом, невозможно обойтись «малой кровью». По нашим расчётам, глубокая модернизация каждого такого дома требует в среднем 4,5 млн гривен. В то же время весь годовой бюджет развития Рени составляет 5 миллионов гривен, тогда как в городе – более 100 многоквартирных домов».
Вот почему особое внимание предстоит уделить поиску средств на реализацию проекта. Необходимые деньги можно получить на условиях софинансирования за счёт международных грантов и местного бюджета. Ещё один вариант – целевое кредитование, когда предусмотрена возможность компенсировать органу местного самоуправления более 45% соответствующих затрат. И, конечно же, свои деньги должны будут вложить жильцы, – прежде всего участники ОСМД. Эксперты отдельно подчеркнули: модернизация жилфонда невозможна без финансового участия собственников квартир. И с этим придётся смириться. Специалисты напомнили, что тут существует и психологический момент: как показывает практика, жильцы не ценят то, что делается в их домах за счёт бюджета. Люди начинают бережно относиться к своему жилью только тогда, когда они вложили в него собственные деньги.
Но даже наличие средств и политическая воля органов местной власти не являются гарантией успешного осуществления рекомендаций специалистов в вопросах энергоэффективности городской инфраструктуры. На этом пути следует приготовиться к множеству технических и даже ментально-бытовых проблем, если так можно выразиться.
«Если откровенно, то мой многолетний опыт научил меня опасаться ОСМД. В нашей стране эти структуры нередко сами до конца не понимают, чем они занимаются и в какую сторону движутся, – не без иронии отметил А. Удовик. – Жильцы, и особенно члены ОСМД, часто непредсказуемы: их реакция на те или иные виды модернизации домов бывает, мягко говоря, очень специфической. Одни просто сдирают с фасадов материалы для утепления, которые им не понравились, другие выливают кипяток на головы строителям… И подобных примеров – множество. Нередко жильцы не могут договориться между собой, что и как надо делать, не говоря уже о том, что они не всегда находят общий язык с мэрией. Так что при работе с ОСМД сотрудникам горисполкома надо запастись сердечными каплями и другими лекарствами. И коньяком. Для более результативного общения с владельцами квартир. В любом случае процесс модернизации будет долгим и трудным».
Д. Марусич утешил представителей местной власти тем, что заявил: муниципальный многоквартирный жилфонд находится в более-менее удовлетворительном состоянии. «Я не могу оценить все ренийские многоэтажки, но те из них, которые я видел, производят впечатление лучше, чем даже в Измаиле, где выявлены вопиющие проблемы. Во всяком случае, мы не обнаружили в Рени катастрофических ситуаций с жилфондом, – сказал эксперт. – Тем не менее многие проблемные моменты буквально бросаются в глаза. К примеру, при утеплении внешних стен домов придётся переносить некоторые коммуникации, и в первую очередь газовые трубы на фасадах. Однако это будет дорого. Возможно, цена вопроса окажется слишком велика. В целом же к утеплению домов следует подходить более серьёзно и профессионально, чем это делается сегодня».
По словам специалистов, сейчас по всей Украине можно наблюдать «латочное» утепление многоэтажек, когда одни квартиры утепляются, а другие – нет. Но такая практика не только неэффективна, но и вредна. Эксперты буквально шокировали местных коллег профессиональными выводами: в масштабах страны лишь 10% сделанного утепления внешних стен зданий отвечает действующим стандартам – всё остальное смело можно считать халтурой. Мало кто знает, что минимальная толщина утепления должна составлять 10 сантиметров, а не 5, как принято у нас обычно. «В провинции эти работы, как правило, производятся местными бригадами, которые на самом деле понятия не имеют, как это правильно делается», – единодушно заявили эксперты. И хотя они обнадёжили муниципальных партнёров тем, что, мол, теперь проведение подобных работ будет контролировать Государственное агентство Украины по энергоэффективности и энергосбережению (Госэнергоэффективность), неприятный осадок, что называется, остался: все превосходно знают, как работают в нашей стране контролирующие органы…
И всё же даже озвученные специалистами «ужасы» не исчерпывают суть проблематики. Если начать «копать глубже», то не исключено, что в некоторых случаях придётся проводить дополнительное инженерно-техническое обследование зданий вплоть до фундаментов. Соответственно, выявление дефектов может повлечь за собой более серьёзные расходы. К тому же, в ЖКХ уже сейчас существуют проблемы, напрямую не связанные с повышением энергоэффективности, но требующие экстренного решения. В частности, во многих многоквартирных домах необходимо капитально отремонтировать системы водоотведения. «Гнилая» канализация приводит к тому, что вода разрушает фундамент, а эту «болезнь» всегда легче и дешевле предотвратить, чем лечить.
В общем, проект USAID «Муниципальная энергетическая реформа» наглядно показал, что в этой сфере работы хватит не одному поколению украинских мэров. И не только мэров.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.