7 июня, в день Святой Троицы, жители села Лиманское Ренийского района будут отмечать храмовый праздник.

История местной Свято-Троицкой церкви, как и история огромного множества других православных храмов при Советской власти, – это летопись боли и драматизма, расцвета и забвения, испытаний веры и её торжества, падения и взлёта народного духа. О наиболее важных вехах, запечатлённых в этой летописи, нам рассказала Марьяна Топалы, в недалёком прошлом – сельский голова Лиманского. За последние десятилетия Марьяне Александровне удалось стать как свидетельницей, так и участницей двух главных событий в истории храма – его гибели и возрождения.

Первый сельский храм, как и нынешний, был деревянным

«Мой сын писал МАНовскую работу о строительстве нового храма в нашем селе, и в этой работе он немного рассказал историю разрушения старой церкви. Когда мы изучали этот вопрос, то обнаружили очень интересный факт, зафиксированный в рукописи ныне покойного сельского учителя истории Георгия Дмитриевича Арнаута. Оказывается, первый храм в Лиманском возник ещё в 1810 году, и та церковь – как и новая, построенная у нас три года назад – тоже была деревянной. Она была освящена в честь архангела Михаила, – говорит Марьяна Топалы (любопытно, что во всех официальных исторических справках указано, что село Фрикацей основано в 1812 году – Прим. авт.). – Как сказано в записях Георгия Арнаута, в 1861 году на месте старого деревянного храма была построена кирпичная Свято-Троицкая церковь. Её создали выходцы из Румынии, а точнее – переселенцы из Добруджи» (Добруджа – историко-географическая область между рекой Дунай и Чёрным морем, на юго-востоке современной Румынии – Прим. авт.).

На фото Марьяна Топалы

Согласно историческим сведениям, в 1876 году Свято-Троицкий храм посещали около 900 прихожан. Первым настоятелем церкви был Константин Дойческу, а последним, перед установлением Советской власти, – Дмитрий Димов. В советское время, после Второй мировой войны, храм был закрыт и в нём находился склад для хранения зерна. А затем церковь и вовсе была заброшена.

«Пожилые люди плакали, некоторые проклинали этот вандализм…»

«Когда я училась в первом классе, мы часто проходили мимо нашей церкви. Помню, что там были очень красивые фрески. Летом 1982 года храм был разрушен (одновременно взорвали церковь и в селе Долинское Ренийского района – Прим. авт.). Мне тогда было 8 или 9 лет, – вспоминает Марьяна Александровна. – Всех подробностей этого страшного события я не знаю, но помню, что рядом с церковью был магазин, где люди часто стояли в очереди за хлебом. В тот день всю очередь разогнали, поскольку должны были взорвать храм. Я видела, как приехали солдаты со всей амуницией. Хорошо помню, как пожилые люди, стоявшие в очереди, плакали и очень возмущались по поводу уничтожения церкви, некоторые проклинали этот вандализм. Мы, дети, ещё не понимали, что происходит, но меня очень напугали солдаты. Я прибежала домой и сказала, что началась война, потому что солдаты что-то хотят взорвать. И уже потом я узнала, что взорвали нашу церковь…».

С того момента на протяжении более 30 лет жители Лиманского оставались без сельского храма (на его месте потом был установлен символический знак). Затем богослужения стали проводиться в приспособленном помещении – в здании бывшего совхозного детского сада. Новый импульс местной духовной жизни придал отец Игорь (Новохатько), который служил в селе 13 лет. По мнению многих прихожан, батюшка Игорь был лучшим священником за всю современную историю Лиманского – он фактически возродил местную православную общину.

Тем не менее приспособленное церковное помещение не устраивало местных жителей, и они мечтали о новом храме. Наконец, Лиманский сельсовет принял решение обратиться в разные государственные инстанции с просьбой воссоздать сельскую церковь. Как раз в эти годы началось строительство нового храма в селе Долинское, и это, так сказать, подхлестнуло лиманцев.

За реализацию благородной идеи взялось базовое сельхозпредприятие Лиманского – ОАО «1 Мая»: хозяйство успело даже привлечь специалистов, которые разработали проект храма. Но когда стало понятно, что финансирования стройки не будет, руководство «1 Мая» решило, что сможет построить церковь своими силами. Площадкой для строительства было избрано место, где находились библиотека и два начальных класса сельской школы. Ещё раньше, при румынах, там располагалась школа, превращённая потом в сельсовет. Когда сельсовет переехал, здание пришло в негодность, и на его месте образовался пустырь. И «1 Мая» решило построить храм именно там. Однако эта мечта так и осталась на бумаге: хозяйство приступило к созданию фундамента – на том всё и закончилось…

Идею пришлось возрождать с нуля.

Сооружение новой церкви стало поистине народной стройкой!

«Не хочу вешать себе ордена, но именно мне удалось сдвинуть с мёртвой точки осуществление мечты о строительстве новой церкви в нашем селе. Я смогла убедить тогдашнего народного депутата Украины Александра Урбанского в необходимости начать строительство храма. В те годы я была сельским головой, причём весь период сооружения нынешней церкви пришёлся на время моей каденции, – продолжает наша собеседница. – Так вот, всё началось во время застолья по случаю избрания Александра Урбанского на парламентских выборах в октябре 2012 года. Александр Игоревич благодарил тех сельских голов, чьи сёла дали ему большинство голосов. В Лиманском у него был очень хороший показатель поддержки среди избирателей, поскольку до выборов он много сделал для нашего села, и люди это оценили. Ну, и когда Урбанский праздновал победу, он на радостях заявил: «А вот возьму – и построю новую церковь в Лиманском!». Сначала я скептически восприняла эти слова, но потом решила поймать народного депутата на слове.

И он сдержал своё слово – в феврале 2015 года стройка началась, а в мае того же года её освятил митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Деревянный сруб сложили житомирские мастера, а купола сделал ренийский умелец Александр Бушин.

Основное финансирование строительства обеспечил благотворительный фонд «Придунавье» (Александр Урбанский сегодня является президентом этого фонда – Ред.), но сопутствующие расходы сельская община взяла на себя. Можно сказать, что это была поистине народная стройка: например, фундамент для храма – а в его основание нужно было уложить бетонные блоки – мы строили всем селом, собственными силами. Функции прораба на общественных началах выполнял бывший сельский голова Иван Дмитриевич Мокану. Ему активно помогал отец Игорь (Новохатько). Мы втроём каждый день ходили туда, как на работу.

Первоначально многие люди просто не верили в то, что будет результат: мол, совхоз уже пытался возродить церковь – и ничего не получилось. Но когда лиманцы увидели, что дело продвигается, то очень активно включились в процесс. На стройку просились даже школьники и 70-75-летние пенсионеры! Двое жителей села по собственной инициативе предложили свою технику – экскаватор и автокран. Люди приходили со своими инструментами, со своими тачками. Женщины-прихожанки приносили из дому собственные продукты и готовили еду для участников строительства. Когда приехали мастера из Житомира, один из местных жителей добровольно предоставил им свой дом – как «общежитие». Опять же, для них готовили пищу наши женщины, причём установили «дежурство». Никто не дал на это ни копейки – всё происходило на энтузиазме. Затем приехала другая бригада мастеров: они пропитали сруб противопожарными средствами и покрыли его специальным лаком. И этим ребятам лиманцы тоже предоставили жильё и питание.

Такого народного воодушевления, как в тот период, я не видела никогда».

* * *

Долгожданное событие – освящение новой Свято-Троицкой церкви в селе Лиманское – состоялось 20 мая 2017 года. Обряд освящения храма провёл митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. По окончании богослужения священники, сопровождавшие митрополита, отслужили праздничный молебен, а затем вместе с верующими совершили крестный ход. В своём архипастырском слове владыка Агафангел поздравил всех прихожан с этим знаменательным для села днём и возрадовался тому, что православная община Лиманского обрела, наконец, собственный храм.

Митрополит поблагодарил народного депутата Украины Александра Урбанского за его труды на благо православия, вручив ему награду предстоятеля Украинской Православной церкви Блаженнейшего Онуфрия. Владыка также выразил благодарность настоятелю Свято-Троицкой церкви в селе Лиманское протоиерею Анатолию (Драгомиру) и всем, кто внёс свой вклад в строительство нового храма.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Известный ренийский врач-невропатолог, большой патриот Лиманского Олег Бурля (в этом селе – корни его семьи) категорически не согласен с официальной исторической датой основания села (1812 год). По мнению Олега Константиновича, эта дата была утверждена в советское время, но она не соответствует действительности.

Изучая различные исторические материалы, Олег Бурля пришёл к выводу, что Лиманское возникло не позднее середины XVIII века (около 1740 года), когда Бессарабия входила в состав Османской империи. Что касается первой сельской церкви (архангела Михаила, или Свято-Михайловской), то, по словам Олега Константиновича, она действительно была деревянной. В то же время наш собеседник убеждён, что этот храм появился гораздо раньше 1810 года.

«У меня есть справка, полученная из Измаильского архива. В этой справке много интересного по поводу истории села Фрикацей, название которого означает «варёное тесто», – рассказывает Олег Бурля. – В частности, сказано, что в 1876 году был найден исторический документ о храмах Измаильского уезда. В их числе упоминается и церковь Святой Троицы в центре села Фрикацей. Она была построена турками. Кирпичи для её постройки доставлялись на каиках из села Картал (Орловка) по озеру Кагул (каик – лёгкое гребное, изредка парусное судно; каики широко использовались в Османской империи, а затем и в России – Прим. авт.). Кирпичи производились в Измаиле».

Эти сведения, безусловно, очень интересны, и всё же тут возникает целый ряд вопросов. Почему в документе 1876 года сказано о том, что церковь в Лиманском строили турки? Как известно, турки – мусульмане, а они вряд ли стали бы тратить силы и ресурсы для сооружения православного храма. Возможно, подразумевается, что строительство велось при турках (то есть в период господства Османской империи). Однако и тут не всё совпадает. Разные исторические источники сходятся в том, что первая церковь в Лиманском была посвящена архангелу Михаилу, и она была деревянной. Но ведь данные 1876 года чётко говорят о строительстве из кирпича, причём указан даже маршрут его доставки. Значит, первый храм всё же не был деревянным? Или это разные церкви, построенные в разные исторические эпохи?

Как бы то ни было, подобные вопросы лишний раз напоминают нам о том, что мы очень мало знаем историю родного края, а тем более – прошлое отдельных сёл и исторических памятников. А это значит, что историкам и краеведам хватит работы ещё на многие годы и десятилетия.

Андрей ПОТЫЛИКО

Політика