Ренийская райгосадминистрация подвела итоги работы районной комиссии по легализации рабочих мест и заработной платы в 2017 году. С информацией по этому вопросу выступила начальник отдела экономики и торговли РГА Наталья Стрижкова.

В течение года комиссия провела 18 заседаний, на которых, в частности, были заслушаны 42 руководителя субъектов хозяйствования, допустивших выплату зарплаты ниже минимальной. Эти руководители дали письменные объяснения по данному поводу. Кроме того, в рамках контроля за соблюдением трудового законодательства комиссия осуществила 24 выездных обследования деятельности центрального рынка, торговых точек, кафе и т.д. Например, обследованием был охвачен 61 предприниматель на рынке. Выявлено, что одно из самых распространённых нарушений – отсутствие документов, подтверждающих трудовые отношения наёмных работников, а также документов относительно статуса плательщика единого налога первой группы. При этом комиссия регулярно проводила среди своих «подопечных» информационно-разъяснительную работу. В целом по итогам прошлого года было проверено 127 субъектов хозяйствования.

Как ни странно, но в отчёте отсутствовало самое главное – показатели результативности работы комиссии. Сколько неофициальных рабочих мест удалось легализовать за год? На какую сумму выплачены зарплаты, которые вышли из «тени» после вмешательства комиссии? Какой объём налогов дополнительно поступил в бюджет? Все эти вопросы практически остались без ответов, что очень удивило руководителей района.

«Где результат?» – спросил глава РГА Пётр Дамаскин после окончания доклада. В свою очередь председатель Ренийского райсовета Олег Зуев напомнил, что работа комиссии рассматривалась четыре месяца назад.

«Получается, что за последние четыре месяца комиссия не легализовала ни одного работника? Так чем вы там занимались? – выразил недоумение О. Зуев. – Почему не проводится повторная работа по тем субъектам, которые уже были проверены? Ведь надо возвращаться к выявленным нарушениям, чтобы контролировать, исправлены ли они. А сейчас такого контроля нет – комиссия сама не знает, насколько она эффективна. Если «слава» о такой работе дойдёт до Одессы, из области могут прислать в Рени своих проверяющих, и тогда мало никому не покажется – штрафы будут огромными. А это – фактор социальной напряжённости в районе. Нам это надо?»

Председатель райсовета добавил, что очень плохо работает и районная комиссия по инвентаризации сельскохозяйственных земель и легализации земельных отношений – она также не даёт никакого результата. «Сначала, когда земельная комиссия приступила к работе, что-то зашевелилось, а потом всё резко прекратилось. И никто толком не знает, почему», – сказал Олег Зуев.

Наталья Стрижкова даже не оправдывалась – отрицать справедливость этой критики было невозможно. Комментируя результативность работы первой комиссии, начальник отдела экономики РГА отметила лишь, что те субъекты хозяйствования, где были проверки, используют труд 82 наёмных работников (странная арифметика: комиссия обследовала 127 предприятий и предпринимателей, а работают там лишь 82 человека; выходит, десятки работодателей вообще не используют наёмный труд? – Прим. авт.).

Что касается повторных проверок, то Н. Стрижкова привела пример супермаркета «Копейка», который скрывал подлинное количество своих сотрудников. По словам Натальи Владимировны, руководство супермаркета сначала не отреагировало на претензии со стороны комиссии, но после второго запроса подало более достоверные данные о численности наёмных работников.

Резюмируя прозвучавшую информацию, глава райгосадминистрации заявил, что деятельность комиссии должна быть системной, а состав и полномочия этой структуры необходимо пересмотреть с целью повышения её эффективности.

В русле вышеизложенного ренийский государственный инспектор по труду Игорь Сорокин проинформировал, что Кабинет министров Украины определил перечень органов государственного надзора, на которые в 2018 году не распространяется действие моратория на проверки бизнеса. В их числе – Антимонопольный комитет, архитектурно-строительная инспекция, аудиторская служба, экологическая инспекция (частично), служба по вопросам лекарственных средств, инспекция по контролю над соблюдением трудового законодательства, служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей (частично), а также некоторые органы местного самоуправления. Таким образом, сегодня в регионах существуют все возможности для того, чтобы при желании привлекать перечисленные контролирующие органы к проверкам малого и среднего бизнеса, и не только по вопросам законности трудовых отношений и оплаты труда. Ключевые слова здесь – «при желании». Очевидно, такого желания на местах недостаточно.

Напомним, что в 2016 году украинское правительство предприняло попытку вывести зарплаты из «тени», существенно снизив ставку единого социального взноса (ЕСВ). Кабмин предполагал, что этот шаг будет способствовать увеличению фонда оплаты труда в стране, и прежде всего в частном секторе экономики. Однако эти планы не оправдались: эксперты единодушно утверждают, что легальный рост зарплат произошёл в основном за счёт государственного сектора.

В 2017 году почти 70% украинских предпринимателей начисляли зарплату своим работникам с нарушениями. Такие данные привёл председатель Всеукраинской общественной организации «Союз защиты предпринимательства» Сергей Доротич.

Андрей ПОТЫЛИКО