Как давно человек задумался над покорением воздушной стихии, мы не знаем. Но уже в давних мифах, сказаниях есть информация о том, что предпринимались попытки построить планеры, приспособления, которые помогли бы человеку воспарить над землей. Как правило, все заканчивалось трагически или в лучшем случае неудачно. Первый удачный полет воздушного шара, наполненного горячим воздухом, прошел в 1783 г. во Франции. Братья Монгольфье были первыми, кто прошел этот большой путь проб и ошибок. После этого на протяжении чуть более ста лет предпринимались самые разные попытки создать воздухоплавательных аппарат, напоминающий по форме современный самолет. И только в 1903 г. в воздух поднялся управляемый «аппарат тяжелее воздуха» братьев Райт.

Фото: Полет шара братьев Монгольфье

Первые полеты, первый клуб

Развитие авиации в Одессе было бурным и ярким событием. В 1889 г. в Одессу прибыл (согласно афише должен был прибыть, но иных источниках нет подтверждению этого визита) Шарль Леру, американец, который совершал прыжки на парашюте собственной конструкции с воздушного шара. В афише указано, что Шарль Леру прибудет в Одессе после успешных полетов в Москве и Петербурге, которые состоялись 11 и 23 июня 1889 г. соответственно. Судьба авиатора была трагической. В том же 1889 г. он погиб в ходе демонстрационного полета. Его воздушный шар унесло в Таллиннский залив, а авиатор, попытавшись спастись, утонул, запутавшись в парашюте.

Фото: Авиатор и парашютист Шарль Леру

В более позднее время в Одессе неоднократно предпринимались развлекательные полеты на воздушных шарах. Анонсы гарантировали хорошее времяпровождение, хотя плата за такое увеселение была немалой: так за право прохода на площадь и посмотреть на полет «известного воздухоплавателя Михаила Куликова» брали 20 копеек, за скамьи – 50 копеек, а стулья стоили по 1 рублю.

В 1908 г. в Одессе  возникает первый в Российской империи Авиационный клуб. Инициатива поступила от командующего войсками военного округа генерала Александра Каульбарса. Поначалу использовали воздушные шары. Два авиатора Утешев и ван дер Шкруф впервые поднялись в небо над Одессой. Тогда же была проведена первая топографическая съемка города.

На воздушном шаре впервые поднялся в воздух и Сергей Уточкин, знаменитый в будущем авиатор, человек, чья судьба заслуживает пристального внимания.

Сергей Уточкин родился в семье купца 2-й гильдии, но прославился как неутомимый новатор и экспериментатор. Он участвовал в велогонках, мотогонках, пилотировал самолеты и летал на воздушных шарах, а ещё увлекался фехтованием, теннисом и на равных с лучшими футболистками из британского атлетического клуба играл в футбол.

В 1909 г. у одесского авиаклуба появился первый самолет. Но первый полет был неудачным. Авиатор ванн дер Шкруф разбил самолет при взлете. После этого было решено послать одного из авиаторов учиться во Францию. Выбор пал на Михаила Ефимова. Во Франции он окончил авиационную школу братьев Фарман. Вернулся же он с новейшим на то время самолетом «Фарман-4». Средства на приобретение самолета выделил одесский банкир Ксидиас.

Фото: Реклама банкирского дома Ксидиас, который спонсировал покупку первого самолета

Несколько позже на этом самолете будет совершать полеты и Сергей Уточник, а потом и выкупит у банкира «Фарман-4».

В марте 1910 г. на одесском Ипподроме прошли пять полетов. «Фарманом-4» управлял Михаил Ефимов.

Фото: Михаил Ефимов перед полетом

Выставка 1910 года и воздухоплавание

В 1910 г. в Одессе прошла знаменитая фабрично-заводская, художественно-промышленная и сельскохозяйственная выставка. Это было крупное событие, по своему размаху с ним не могла сравниться никакие иные выставки, которые проводились в Одессе до того.

Выставка привлекла около 1 500 экспонентов со всей страны и из-за рубежа. Среди полутора тысяч представительств самых разных компаний и производств около ста были представлены в отделе авиации.

Фото: Воздухоплавательный салон Одесского аэроклуба на выставке в 1910 г.

Полеты, которые были совершены Сергеем Уточкиным во время выставки, собирали тысячи зрителей. При огромном стечении публики авиатор взлетел на аэроплане «Фарман» с главной аллеи в Александровском парке, сделал несколько кругов, перелетел через Одесский залив и посадил самолет в Дофиновке. В этот день цена билета выросла в три раза и составила 1 рубль 10 копеек.

Перелет Уточкина через залив сравнивали с перелетом француза Луи Блерио через Ла-Манш, который состоялся годом ранее.

Две судьбы одесских авиаторов

Михаил Ефимов несколько менее известен, чем эксцентричный Сергей Уточкин. В 1908-1909 гг. он становился чемпионом по мотоспорту, хотя работал обычным электриком на одесском телеграфе.

В 1909 г. Ефимов совершает полеты на планере, а потом отправляется во Францию, чтобы вскоре получить удостоверение об окончании школы летчиков у Фармана. Спонсором этого образовательного вояжа стал предприниматель Ксидиас.

А тем временем первый одесский летчик устанавливает рекорд по нахождению в воздухе с пассажиром, практикует фигуры высшего пилотажа и завоевывает один за одним призы. В годы Первой мировой войны он был военным летчиком, после революции присоединился к большевикам, бежал из занятого деникинцами Крыма, но его нашли и в Одессе. В результате 11 августа 1919 г. он был расстрелян.

В 2005 г. на территории авиаремонтного предприятия в Одессе был открыт памятник Михаилу Ефимову.

Трагической была и судьба Сергея Уточника. Он был видным деятелем сразу по нескольким направлениям: футбол, мотогонки, велогонки, бокс, теннис, но, пожалуй, наибольшую популярность он приобрел как бесстрашный авиатор.

Он самостоятельно выучился пилотировать самолет «Фарман-4» и в конечном счете выкупил его у Ксидиаса. В 1910-1912 гг. он совершил более полутора сотен полетов, не все из них заканчивались благополучно. Тяжелой травмой закончился перелет Петербург-Москва летом 1911 г. Сергей Уточкин получил тяжелые переломы и ушибы головы. Долгое восстановление было сопряжено с уходом жены. Причем его жена ушла к Артуру Анатра, который был руководителем и спонсором Авиационного клуба.

Фото: Катастрофы первых самолетов были частым явлением

«Удручающее известие принес нам телеграф: С.И. Уточкин окончательно погубленный кокаином и своей идеей фикс, о которой он не перестает говорить в последние дни, дошел в Петербурге, куда он уехал до таких эксцессов, что его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу», – читаем в одесской газете в августе 1913 г.

Подобные известия, часто построенные на крупице правды, не придавали авиатору сил, в конечном счете в последние годы он зарабатывал деньги игрой на бильярде, с началом Первой мировой войны пытался поступить в авиационные части действующей армии, но все его прошения оказались неудовлетворенными.

После целого ряда неудач Уточкин впал в зависимость от наркотиков и умер всеми забытый и брошенный 31 декабря 1915 г.

Начало подготовки пилотов и возникновение производства самолетов

В начале 1911 г. в Одессе возникает школа подготовки пилотов. Идейным вдохновителем стал состоятельный предприниматель, происходивший из семьи купцов 1-й гильдии, Артур Анатра. В начале 1911 г. в школе обучалось всего семь человек, но зато каждому досталось по аэроплану, т.к. при школе было семь самолетов – четыре «Фармана» и три «Антуанеты». Многие из первых выпускников школы станут известными деятелями авиации, как гражданской, так и военной.

Сам же Анатра подходит к делу коммерческим подходом – он основывает завод по сбору самолетов. Сначала были иностранные модели, а потом начали собирать и самолеты собственной конструкции. К 1915 г. самолеты собственной конструкции уже преобладали.

В газете «Одесские новости» за 26 августа (8 сентября) 1915 г. можно найти краткое объявление: «Спешно нужны только опытные чертежники, основательно знающие французский язык. Стрельбищное поле, завод аэропланов».

За короткий срок завод Анатра стал крупным предприятием. В разных частях города трудилось до тысячи рабочих, а в школе обучалось до 200 курсантов. В 1917 г. Анатра получил большой заказ на изготовление самолетов для действующей армии, но революционные события поставили крест на этом предприятии.

Фото: Завод аэропланов Анатра

В самом конце 1917 г. завод останавливается, а Артур Анатра покидает Одессу. По одной из версий он улетел на собственном самолете, по другой отплыл с уходящим пароходом в 1919 г.

Все, что осталось от семьи Анатра в Одессе – это заброшенный особняк в стиле неоготика на Французском бульваре. Его построили по проекту архитектора Юрия Дмитренко, известного, в частности, как автор реализованного проекта памятника Основателям Одессы на Екатерининской площади.

Но после революции авиационное производство продолжало жить. В настоящее время Одесский авиационный завод ведет свою историю именно от предприятия, которое основал Артур Анатра в 1911 г. на Стрельбищном поле.

Автор: Станислав Кинка

Світ