То, что творилось на дорогах Одесской области в последние дни минувшего года и в первые дни наступившего, можно назвать настоящим снежным бедствием. Лишь в маленьком Ренийском районе с 29 декабря 2014 года по 4 января 2015 года сотрудники службы спасения освободили из снежного плена 76 единиц автотранспорта (в том числе 15 автобусов с пассажирами) и 363 человека. В целом по Одесщине число спасённых достигло почти 5 тысяч человек, включая 592 детей.

Эти цифры говорят не только о масштабе стихии. В отличие от землетрясения или урагана, когда люди практически беспомощны перед разрушительной силой природы, снегопад – далеко не самое страшное. Да, это тяжёлое испытание для любой транспортной системы, но, как говорится, не смертельно. Если, конечно, дорожные службы своевременно принимают меры и добросовестно делают своё дело – убирают снег на автотрассах. Однако на сей раз в самый критический период дороги никто не чистил, что и привело к полному транспортному параличу. Особо следует отметить, что столь вопиющая ситуация сложилась уже после проведения дорожной реформы в Одесской области – той самой реформы, которая была призвана сломать «неэффективную систему государственного управления дорогами» (как нам говорили) и заменить её более прогрессивной практикой. Но первый блин оказался комом. Снежным. И сегодня никто не знает, какими будут следующие «блины»…

заносі

 А ведь предупреждали!

 Если не углубляться в детали, то можно сказать, что реформирование осуществилось двумя радикальными шагами – ликвидацией районных дорожных служб (райавтодоров) и распределением рынка услуг по обслуживанию и ремонту дорог между частными компаниями путём проведения тендеров. Не лишним будет напомнить, что автор этих строк посвятил данной теме целую серию публикаций в региональной прессе. Они были не столько критическими, сколько аналитическими: я высказал ряд сомнений и опасений по поводу того, смогут ли частники решить проблемы, накопившиеся в дорожной отрасли на протяжении десятилетий.

Эти опасения возникли не на пустом месте. Например, в Рени наиболее дальновидные специалисты и представители местной власти ещё летом прошлого года били тревогу и предупреждали: нельзя одним махом уничтожать государственные дорожные предприятия – это может привести к непредсказуемым последствиям.

Начальник Ренийского райавтодора Андрей Медведик и инициативная группа во главе с местным предпринимателем Сергеем Арабаджи попытались спасти районную дорожную службу от ликвидации – в вышестоящие инстанции были направлены соответствующие обращения. Однако ответы, пришедшие из Укравтодора, облавтодора и облсовета, оказались неутешительными: содержать дорожные предприятия на местах – нецелесообразно. И вскоре райавтодоры были окончательно «оптимизированы».

Поднимая данный вопрос, автор этих строк осенью минувшего года писал следующее: «Проблема является гораздо более серьёзной, чем это представлялось изначально. Более того, ни у кого нет чёткого понимания, как вообще будет функционировать дорожное хозяйство в сегодняшних условиях. А ведь на пороге – зима с её капризами. Кто и как будет чистить дороги от снега? Даже на этот простой вопрос сегодня нет ответа. Не говоря уже о более масштабных вещах…» Позволю себе процитировать ещё один фрагмент из этой же публикации: «… Представим себе такую картину. Снежные заносы, движение автотранспорта парализовано. Где-то в сугробах застрял школьный автобус, где-то – «скорая помощь»… Дороги срочно надо чистить. И тут частник заявляет, что он отказывается что-либо делать. По той простой причине, что условия тендера нарушаются государством. И т.д. и т.п. Кто заставит частную фирму работать в подобных случаях? Вопрос…»

К сожалению, эти строки на 90% оказались пророческими. Даже несмотря на то, что, как уже сообщалось, в 2014 году частные компании успешно прошли тендерную процедуру и получили подряды на ремонт и обслуживание дорог в Одесской области на общую сумму 458 млн грн. В частности, дороги в Ренийском, Измаильском и Болградском районах, а также 136 километров трассы международного значения Одесса – Рени должно обслуживать ООО «Евродор». Общая сумма тендеров, которые выиграла эта организация, превысила 43 миллиона гривен! Согласитесь, за такие деньги можно было не только расчистить дороги от снега, но и вылизать их.

А в действительности произошло вот что.

Там в степи глухой замерзал народ

-Дочь с зятем выехали в Одессу в пять часов утра29 декабря, когда снегопад только начинался, – рассказывает жительница Рени Валентина Виконова. – Всего в маршрутке было девять пассажиров. Под Саратой дорогу закрыли, и ренийский микроавтобус отправили назад. Водитель проехал Татарбунары, но на подъезде к Холмскому объявил: дальше двигаться невозможно. Был час дня. Мы постоянно звонили в службу спасения, и нас уверяли, что помощь идёт. Но прошёл день, наступила ночь… Водитель иногда включал мотор и немного прогревал салон. Однако бензин надо было экономить – никто не знал, когда нас освободят. Мужчины пошли в ближайшую лесополосу, набрали хвороста. Разжечь костер было нечем – в ход пустили ксерокопии паспортов. На 15-градусном морозе пассажиры провели и следующий день. Они молились – уповать оставалось только на Господа Бога. Потом, когда всё осталось позади, мой зять признался:«Второй ночи в степи мы бы не пережили. Когда 30 января в шесть часов вечера я увидел свет фар, это была самая счастливая минута в моей жизни – мы были спасены! Но эти тридцать часов в сугробах я запомню на всю жизнь». Зять приехал домой с обморожением ног первой степени.

На трассе Одесса – Рени было сотни подобных историй…

-На расчистку дорог мы вышли ранним утром 29 декабря, – вспоминает бывший главный инженер Ренийского райавтодора, перешедший затемна работу в «Евродор» Егор Кусков. – Сначала мы почистили дорогу к международному пункту пропуска Рени – Джурджулешты, а затем двинулись по трассе Рени – Одесса. На комбинированной дорожной машине (КДМ) мы прочистили дорогу до Новой Некрасовки и застряли в заторе легковых машин. Об этом, а было десять часов утра, я доложил своему руководству.

Вскоре шквальный северный ветер «прихватил» дизельный мотор, и завести КДМ не было никакой возможности. Егор с водителем Николаем вынуждены были проситься «на постой» в ближайшие легковушки, также оказавшиеся в плену стихии. Так прошёл весь день, наступила ночь. Помощь замерзающим под Новой Некрасовкой так и не пришла, а мороз крепчал…

В час ночи Егор с водителем решили идти пешком в ближайшее село. Первый огонёк, который они увидели, горел на току. Сторож, как мог, отогрел сотрудников «Евродора» и уложил спать на топчан.

Утром 30 декабря Е. Кусков решил добираться домой, в Рени. До Новосельского его подвезла «техничка» Орловской газокомпрессорной станции, оборудованная «буржуйкой», но дальше транспорт двигаться не мог, поскольку на участке до Орловки образовались снежные заносы. Сотрудник «Евродора» принял решение идти пешком по полям вдоль трассы.Преодолев 12 километров за три часа, Егор Кусков сел в машину, присланную в Орловку его товарищем из Рени. На следующий день он пришёл к заместителю председателя Ренийской райгосадминистрации Ивану Стадникову, написал заявление об увольнении из «Евродора» и попросил передать его руководству фирмы.

Присутствовавшая при этом сельский голова Лиманского Марьяна Топалы добавила: «У Егора от обиды и негодования текли слёзы: его с водителем просто бросили на морозе на произвол судьбы – выживайте, как можете… В прошлую зиму в аналогичной ситуации мыс сотрудниками райавтодора испытали многое, но людей на трассе никто не бросал».

И. Стадников, выполнявший в те дни роль«главного диспетчера» спасательных работ, позже рассказал:«Постоянно поступала информация о том, что в сугробах застряли машины, микроавтобусы с пассажирами. Я звонил начальнику «Евродора» и спрашивал: когда начнут чистить дороги? Руководитель фирмы Артак Аветисян отвечал:«Завтра, дарагой». Но наступало завтра, потом послезавтра… И мы были вынуждены привлечь к работе технику местных предприятий».

Подкрепление «Евродора» прибыло в Ренийский район только утром 2 января.

Дороги чистили своими силами. Где же был подрядчик?

В Болградском районе, где обильный снег выпал 27 декабря (на два дня раньше, чем в Ренийском) сложилась такая же картина. Как сообщил местный журналист Анатолий Чебанов, в сёлах к расчистке дорог приступили 30 декабря. За каждым сельхозпредприятием были закреплены определённые участки. Как и в прошлом году, хорошо проявило себя новотрояновское ЧП «НПВ «Агро» – его техника была задействована 30 и 31 декабря на автодороге Новые Трояны–Червоноармейское.Руководитель ЧП, депутат райсовета Пётр Николаев по собственной инициативе решил расчистить и дорогу Червоноармейское – Болград. К нему подключились ООО «Бессарабия плюс» из Червоноармейского и ООО «Балкан плюс» из Калчево. Поскольку на этом участке обычно накапливается много снега, на помощь перечисленным хозяйствам пришла тяжёлая техника из воинской части. Она же была задействована и на василевской трассе. Голицкое сельхозпредприятие расчистило дорогу к Виноградному и к одесской трассе. Банновское ЧП «Ди Ви» пробивало дорогу из Банновки к Василевке. Также выделили технику василевский «Агропродукт», ЧСП «Колос» из Виноградного и ореховское хозяйство. Благодаря облгосадминистрации в Болградский район прибыл гусеничный большой артиллерийский тягач (БАТ), использовавшийся на дорогах из села Кирнички в Болград, на Владычень и пропускной пункт «Табаки».

В целом дороги Болградского района были расчищены только к 5 января. Однако даже по состоянию на 12 января на некоторых трассах транспортное сообщение было значительно затруднено либо отсутствовало вовсе.

Как видим, компанией «Евродор» тут, что называется, даже не пахло! А ведь эта фирма была обязана в первую очередь начать борьбу со снежными заносами на дорогах. И хотя заместитель главы Болградской райгосадминистрации Иван Каражеков в те дни постоянно был на связи с руководством «Евродора», выяснилось, что у частного подрядчика просто нет собственной тяжёлой дорожной техники, и он вынужден нанимать у военных те же БАТы. Возникает вопрос: каким образом в таком случае «Евродор» выиграл тендер на обслуживание автомагистралей? На что рассчитывал частник, когда подавал заявку на торги? На глобальное потепление?

А вот ещё один примечательный факт в данном контексте. Наученный горьким опытом ещё прошлой зимой, сельский голова Василевки Пётр Бойчев приобрёл бульдозер, который в итоге и расчистил от снега сельские улицы. Причём, чтобы обеспечить технику топливом, Пётр Дмитриевич из собственного кармана потратил более 5 тысяч гривен. Сельский голова в интервью болградской районной газете «Дружба» по этому поводу сказал следующее: «Я решил купить бульдозер с одной целью – чтобы в случае очередной снежной зимы мне больше не пришлось перед кем-то кланяться для решения проблемы и платить кому-то немалые суммы за предоставленную технику. Да, делать это я не обязан, но, как говорится, опустил плуг – назад не оглядывайся».

Вот так. Одни выигрывают дорожные тендеры на десятки миллионов гривен и при этом бездействуют, а другие сами себя спасают из снежного коллапса, да ещё и за счет личных средств. Это, надо понимать, и есть главный результат реформирования дорожного хозяйства на Одесщине?

 «Нельзя было ликвидировать райавтодоры»

Председатель постоянной комиссии Одесского облсовета по вопросам транспорта и дорожного хозяйства Александр Сошенко так прокомментировал прессе результаты первого «снежного экзамена» после дорожной реформы:

-Понятно, что снега было очень много. Но Служба автомобильных дорог практически завалила свою работу. На декабрьском заседании нашей комиссии с участием начальника Службы автодорог в Одесской области Виталия Батурина, представителей фирм-подрядчиков и первых лиц районов области мы отметили неудовлетворительную организацию содержания автодорог местного значения в десяти районах. Комиссия указала победителям конкурсных торгов на необходимость взаимодействия с райгосадминистрациями на местах.

По словам А. Сошенко, многие выступавшие на заседании комиссии высказались против ликвидации райавтодоров. Однако В. Батурин доказывал, что участие частных компаний в процессе обслуживания дорог просто не имеет альтернативы. Тем не менее, после прений комиссия указала на необходимость сохранения материально-технической базы райавтодоров и попросила победителей тендеров предоставить соответствующие данные.

– О результатах работы комиссии я доложил председателю Одесской облгосадминистрации Игорю Палице, – добавил А. Сошенко. – Губернатор сказал, что мы правильно сделали, что рассмотрели проблему. И если указанные недостатки не будут устранены, придётся поставить перед Службой автодорог области вопрос о расторжении договоров с этими предприятиями.

А. Сошенко справедливости ради отметил, что отдельные подрядчики справились со своими задачами, – такие, например, как ООО «Тирас» в Беляевском и ООО«Березівкаагрошляхбуд» в Березовском районах. Однако в большинстве районов области возникли серьёзные проблемы с функционированием дорожного хозяйства.

-Мы предупреждали, что в каждом районе должна находиться техника для расчистки дорог, – резюмировал Александр Васильевич.– Практика показала, что нельзя было ликвидировать райавтодоры.

Со своей стороны добавим: мы не против реформ в дорожном хозяйстве. Ясно, что в нынешней экономической ситуации идеальных моделей содержания дорог нет и быть не может, как и идеальных дорожных предприятий. И мы не против частных компаний на этом рынке. Ключевой вопрос дорожной реформы заключается в другом – в реальном механизме ответственности частных фирм за взятые на себя обязательства и обеспечении финансовой прозрачности взаимоотношений между государством и победителями дорожных тендеров. Пока же нет ни того, ни другого.

Андрей ПОТЫЛИКО