Тема умирающего порта Рени остаётся одной из самых громких в рейтинге новостей из Ренийского района. Дальнейшей судьбой многострадального предприятия вдруг озаботились все: губернатор Одесской области, народные депутаты Украины, местные органы власти… В результате Ренийский порт вот уже несколько месяцев подряд является настоящим ньюсмейкером регионального масштаба.
И тут нет ничего удивительного, ведь на протяжении многих десятилетий ренийцы имели все основания с гордостью говорить о своём порте, как россияне – о Пушкине: «это наше всё». История развития порта стала целой эпохой для маленького города на Дунае, а посему всё, что связано с этой эпохой, до сих пор вызывает огромный общественный интерес.
Но времена радикально изменились, и теперь предприятие-ньюсмейкер преподносит не просто плохие, а очень плохие новости. К великому сожалению, «наше всё» превращается в «наше ничего», и этот процесс становится необратимым.
Как мы уже сообщали, не так давно в Ренийской райгосадминистрации состоялось рабочее совещание, посвящённое проблеме погашения долгов по зарплате перед трудовым коллективом государственного предприятия «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП»). В частности, руководящие сотрудники порта представили новый график выплаты задолженности по зарплате до конца текущего года, а также подробно разъяснили разработанную предприятием «Программу стабилизации финансового состояния и выхода из кризиса на 2018 год».
Ренийский горсовет решил не отставать от районной власти в плане диалога с руководством ГП, тем более что у мэрии есть собственная головная боль, вызванная портом: предприятие задолжало городскому бюджету за землю около 21 миллиона гривен! Это побудило городского голову Игоря Плехова созвать рабочее совещание с участием субъектов специальной экономической зоны «Рени».
В чём суть проблемы? Все частные компании, действующие в рамках СЭЗ, расположены на территории порта и платят ему за землю. Кстати, платят добросовестно. ГП «РМТП» в свою очередь должно перечислять эти деньги в городской бюджет, но не перечисляет. Таким образом, порт фактически использует муниципальные средства на собственные нужды.
Комментируя этот факт, заместитель директора порта по экономическому развитию и инвестициям Станислав Котелевский сказал, что законодательство предусматривает очерёдность обязательных платежей, а среди них на первом месте – зарплата и налоги. То есть, финансовое положение предприятия таково, что очередь до земельной платы не доходит. В то же время закон не позволяет субъектам СЭЗ напрямую платить за землю в городской бюджет.
Директор Ренийского элеватора Сергей Колийчук заявил, что в таком случае порт должен объявить себя банкротом и начать с «чистого листа». Пока же существует нелепая и парадоксальная ситуация: фактически госпредприятие – банкрот, а формально – нет.
В ходе совещания руководители частных портовых операторов попутно жаловались на чрезмерно высокие расценки на услуги ГП «РМТП» и Ренийского филиала Администрации морских портов Украины, а также на бюрократию, с которой регулярно сталкиваются субъекты СЭЗ. Например, по словам директора ООО «Рени-Лайн» Петра Бушняка, когда машина с грузом заезжает на территорию порта, необходимо получить сразу три пропуска – на машину, на водителя и на груз.
«Мы работаем с дизельным топливом. Подъезжает машина к проходной. Как вы думаете, сколько времени и денег нужно на то, чтобы одна машина заехала в порт, забрала импортный груз и выехала обратно? На это порой уходит несколько часов! – возмутился директор ООО «Терминал Дунай» Василий Михайличенко. – Надо дождаться сотрудника пожарной службы, получить разрешение у диспетчера, у начальника службы безопасности. И только тогда, когда собраны все подписи, машина сможет заехать в порт. Потом она грузится, и опять начинается бюрократия. Если говорить о затратах, то за одни лишь разрешения надо заплатить «по кругу» 360 гривен! Водители не хотят сюда ехать. Они говорят: такого безобразия, как в вашем порту, нет нигде».
«Зашло ко мне судно, его растаможили. А через месяц ко мне сбегаются сотрудники всех фискальных органов – вплоть до прокуратуры и погранслужбы. Начинают меня проверять и перепроверять. Зачем, почему? Все таможенные платежи официально проведены… Это у нас такое сотрудничество с бизнесом и улучшение инвестиционного климата?» – добавил директор ООО «Рени-Терминал» Сергей Маргаза.
Если субъектам СЭЗ тяжело заниматься обычной перевалкой грузов, то что говорить о перспективах создания какого-либо производства на территории порта.
«Всё, что касается производства в рамках СЭЗ, связано с давальческим сырьём. С этим здесь давно никто не сталкивался. В первую очередь надо обеспечить платежи государству в размере 20 процентов стоимости готовой продукции плюс пошлины, – отметил директор ЧП «Рени-Лес» Юрий Петку. – То есть, в моём случае надо аккумулировать 15-20 миллионов гривен, чтобы произвести какую-то продукцию. И лишь потом – отправить её за рубеж. Получается, всю территорию порта надо сделать лицензионным складом».
Тут самое время напомнить, что как раз эти темы обсуждались во время визита губернатора Одесской области Максима Степанова в Ренийский район в мае т.г. В частности, глава облгосадминистрации подчеркнул, что основой Стратегии развития украинских дунайских портов до 2038 года должна стать передовая мировая практика, включающая в себя два главных направления – совершенствование законодательной базы и создание благоприятного инвестиционного климата в портах. По мнению губернатора, на этом пути не нужно бояться даже экспериментов.
«Я считаю, что в Рени есть потенциал, и его надо реализовать. Для этого необходимо задействовать механизмы, которые применяются во всём мире. В данном контексте мы видим развитие Ренийского порта не только как перевалочного комплекса. Будущее – за индустриализацией этой территории. И это – не фантастика, это можно сделать», – подытожил Максим Степанов.
Любопытно, знает ли губернатор о том, в каком «благоприятном инвестиционном климате» работают субъекты СЭЗ «Рени» и какие условия существуют здесь для «индустриализации территории»? Вот уж действительно – «не фантастика»…
Как бы то ни было, участники совещания пришли к выводу, что совместно с руководством города необходимо сформулировать собственные предложения по поводу дальнейших взаимоотношений в треугольнике «порт – город – СЭЗ», и ехать с этими инициативами на приём к губернатору.
А пока не мешало бы вернуться к вышеупомянутому совещанию, посвящённому проблеме погашения долгов по зарплате в порту. Напомню, что это совещание провёл председатель Ренийской райгосадминистрации Пётр Дамаскин. Мы уже посвятили этому отдельную публикацию, но некоторые моменты требуют более пристального внимания.
Итак, управленцы ГП «РМТП», которых собрал глава РГА, рассказали об антикризисной программе порта на 2018 год. Как уже было отмечено в предыдущей публикации, основные пункты данной программы предусматривают продажу лишних портальных кранов и увеличение среднего показателя грузооборота с 17-ти до 30 тысяч тонн в месяц. По мнению руководства ГП, это, как минимум, позволит предприятию полностью «закрыть» долги по зарплате и закончить второе полугодие т.г. без убытков.
Но, как оказалось, даже эти скромные перспективы выглядят, мягко говоря, неоднозначно. По словам заместителя директора ГП «РМТП» по техническим вопросам Виктора Меркулова, на сегодняшний день решается вопрос о продаже двух ренийских портальных кранов, стартовая стоимость каждого из которых – 10 млн грн. Вместе с тем Виктор Иванович признался: нет никакой гарантии, что на торгах эти краны купят именно по такой цене; реальная стоимость одного крана – не более 5-6 млн грн.
В. Меркулов сообщил, что на сегодняшний день в порту осталось 38 кранов, но из них фактически используются лишь 10, да и те работают на 5% своего потенциала.
«Порту они не нужны, вот почему необходимо и дальше их продавать и сдавать в аренду. К тому же, краны регулярно разворовываются, а у нас нет возможности обеспечивать их охрану. С начала года официально зафиксировано пять краж различных деталей кранов, но ни одна кража не раскрыта», – сказал заместитель директора ГП «РМТП» по техническим вопросам.
Что же получается в итоге? Выходит, многие краны разукомплектованы, что значительно снижает их рыночную цену. Более того, как прозвучало на совещании, сегодня подобные краны уже почти не используются в украинских портах – всё чаще применяются транспортёры и другие передовые виды перегрузочной техники. Соответственно, стоимость ренийских кранов снижается до такой степени, что их можно будет продать только по цене металлолома. В лучшем случае – чуть дороже. И чтобы собрать необходимую сумму денег для выплаты долгов, продавать придётся не два крана, а десять.
К тому же, как добавил В. Меркулов, даже согласование этого вопроса с Министерством инфраструктуры ещё не означает, что всё пройдёт быстро и гладко. По словам Виктора Ивановича, за продажу имущества, которое находится на балансе министерства, отвечает специальная комиссия. Не исключено, что она может к чему-либо придраться, и тогда процесс продажи кранов может затянуться на долгие месяцы…
Не всё так просто и с перспективой роста объёмов грузоперевалки до 30 тыс. тонн в месяц (планируется достичь этого показателя за счёт щебня и зерна). Пётр Дамаскин резонно заметил, что грузопоток щебня будет идти только до Нового года, а урожай зерна в нынешнем году в Украине и Молдове собран меньше, чем в прошлые годы; следовательно, и зерновой грузопоток через Ренийский порт может оказаться скромнее, чем планирует руководство ГП «РМТП».
И всё же главный бухгалтер порта Галина Полтавская выразила уверенность в том, что все долги предприятия (а общая задолженность порта, напомню, достигает колоссальной суммы – 75 миллионов гривен) можно погасить буквально за 2-3 месяца. Для этого, мол, достаточно реализовать незадействованное в производстве оборудование и металлолом на 80 миллионов гривен.
Хорошо бы! Вот только возникают серьёзные опасения, что на самом деле ситуация в порту Рени будет развиваться, как в известном анекдоте про слона в зоопарке: «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?». Государство, которое является собственником ГП «РМТП», уж точно ничего не даст своему умирающему «слону», а все «портовые» совещания на уровне местных органов власти – не более чем «выражение глубокой озабоченности» по поводу того, что «слон» таки может сдохнуть с голоду…
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.