С 1 апреля в Украине значительно повысились тарифы на газ, электроэнергию и другие коммунальные услуги, а с 1 мая, как известно, правительство планирует начать реализацию масштабной программы выплаты жилищных субсидий. По информации Министерства социальной политики, до повышения тарифов субсидиями пользовались около 1,1 миллиона украинских семей, но теперь этим видом государственной помощи может быть охвачено до 4 миллионов семей.

Подвод камни субсидий

Тема субсидий уже столько раз обсуждалась в СМИ, что нет смысла заново повторять «сюжет и фабулу» предстоящей социальной кампании. Напомню лишь, что её главной «фишкой», как обещает Кабмин, станет упрощённый порядок назначения субсидий. До 15 апреля каждый плательщик коммунальных услуг должен получить «письмо счастья», состоящее из двух документов – заявления на получение субсидии и декларации о доходах. Если верить чиновникам, достаточно заполнить эти бумаги и отправить их в местное управление труда и социальной защиты населения (УТиСЗН), после чего процедура назначения субсидий пройдёт без участия гражданина, то бишь без беготни по инстанциям за справками и мучений в очередях.

Примечательно, что самое интересное и необычное в данной системе – это полное доверие государства к своим гражданам на первом этапе – этапе подачи заявления и декларации. В декларацию можно вписать любые сведения о своих доходах (предполагается, что информация будет честной). Тут действует принцип: сначала – назначение субсидии, потом – проверка достоверности сведений, отражённых в декларации.

Замечательно! Но! Всякий раз, когда наше государство старается быть добреньким (упрощает бюрократию, доверяет людям и т.д.), любой нормальный гражданин начинает искать подвох. И обязательно находит! Ибо наше государство в принципе не умеет и не желает быть добрым и вершить благие дела для своего народа. Проверено тысячу раз! Ну, а уж когда речь идёт о бюджетных деньгах, делается всё возможное, чтобы одной рукой дать, а другой отнять. Существуют серьёзные опасения, что именно так и произойдёт с программой субсидий: в этой системе столько «подводных камней» и ловушек, что даже одна из них грозит «поймать» вас и перечеркнуть надежды на помощь со стороны государства.

Да, пока ещё рано строить какие-либо прогнозы относительно эффективности программы субсидий – все её плюсы и минусы покажет практика и только практика. Но, учитывая тот неоспоримый факт, что в нашей стране, опять же, между теорией государственных инициатив и практической их реализацией нередко лежит не просто трещина, а пропасть, можно предположить, что фактический этап оформления и предоставления субсидий рискует превратиться в настоящий дурдом…

Руководствуясь принципом «тяжело в учении – легко в бою», ренийские общественники решили не дожидаться очередных милостей от чиновников и провести своеобразный правовой ликбез для пенсионеров (именно эта категория населения претендует на субсидии в массовом порядке). Инициативу проявила председатель общественной организации «Наше наследие» Галина Згурская.

Галина Васильевна в первую очередь предложила пожилым людям использовать возможности современных информационных технологий – зайти на официальный сайт Кабмина, где действует услуга «Калькулятор», с помощью которой любой желающий может приблизительно рассчитать размер своей субсидии. С вопросами можно обращаться и на правительственную телефонную «горячую линию»: (0800)507-309.

Во-вторых, подчеркнула Галина Згурская, необходимо правильно заполнить заявление и декларацию – от этого напрямую будет зависеть дальнейшая судьба документов при их «обработке» в УТиСЗН. Если у кого-либо есть сомнения в своей способности справиться с бюрократией без ошибок, можно заранее «потренироваться», – помочь в этом готовы ОО «Наше наследие» и центральная районная библиотека. Галина Згурская подчеркнула, что недостоверность сведений, внесённых в декларацию, повлечёт за собой ответственность: субсидия будет пересчитана или отменена, а обманщик будет вынужден вернуть начисленную сверх положенного размера сумму (или всю сумму в случае отмены субсидии) в двойном размере.

Особое внимание надо обратить и на то, что субсидии распространяются только на социальные нормы объёмов жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, если потребление газа, электроэнергии, воды и т.д. превышает установленный государством уровень, то всё, что сверх нормы, гражданин будет оплачивать в полном объёме.

Тем не менее, даже после проведения ликбеза Галина Згурская была вынуждена признать: новый порядок назначения субсидий пока существует только в теории, и сегодня никто не может сказать, как покажет себя реальный механизм этой программы. «Всё – приблизительно, всё – неточно», – резюмировала Галина Васильевна.

Гораздо более скептические и критические замечания высказал председатель общественного совета при Ренийской райгосадминистрации Евгений Ломов.

– Закон о субсидиях – самый бестолковый из всех в этом роде, – заявил Евгений Андреевич. – И я вижу, что люди в него не верят. Самый главный подвох, который нас ждёт, – несовпадение числа прописанных и фактически проживающих в квартире (доме) граждан. Это очень распространённая ситуация: дети и родители, братья, сёстры и т.д. зачастую проживают не только на разной жилплощади, но и в разных городах и даже странах. Значит, многие из них субсидий не увидят. Не увидит их и подавляющее большинство тех, кто снимает квартиры, поскольку аренда жилья у нас, как правило, нелегальная. А на субсидии могут претендовать лишь те, кто снимает жильё законным образом. Кроме того, снизились нормы жилплощади, на которые распространяются субсидии, – с 22 до 13,65 квадратных метров. Это гроб с удобствами (по другой информации, упомянутые нормы таковы: на одного человека – 48,87 кв. м; на семью из двух человек – 62,52 кв. м, из трёх человек – 76,17 кв. м, из четырёх – 89,82 кв. м – А.П.). Значит, на «лишние» квадратные метры я не получу никакой компенсации. А как быть тем людям, у которых нет центрального или газового индивидуального отопления, кто отапливается углём или дровами? У многих нет воды и канализации, и они вынуждены платить за привозную воду и за выкачку выгребных ям. Эти люди тоже не получат субсидий.

Чтобы система субсидий заработала, государству необходимо понести дополнительные расходы – в частности, в каждом городе и районе увеличить штаты сотрудников, которые будут этим заниматься. В нашем районе – несколько тысяч семей. Значит, надо отправить несколько тысяч конвертов, наклеив несколько тысяч марок… Кто и как это будет делать?

Неизбежны и ошибки при заполнении деклараций, особенно часто будут ошибаться пожилые люди. И им массово будут возвращать документы. Пока я найду человека, который исправит мне ошибки, пока повторно отправлю декларацию и дождусь ответа, пройдёт ещё время, и нет никаких гарантий, что чиновники не найдут в документе новую ошибку… Одно из двух: либо сидящие в Киеве руководители просто не продумали данный порядок до конца, либо система назначения субсидий сознательно придумана так, чтобы поиздеваться над людьми.

Конечно, можно спорить с пессимизмом Евгения Ломова и других скептиков, но даже поверхностное изучение программы субсидирования населения вызывает массу вопросов. И самый важный из них, – каким образом органы социальной защиты (далеко не всегда укомплектованные кадрами и обеспеченные необходимой оргтехникой, и без того перегруженные бюрократическими процедурами) будут проверять достоверность миллионов пунктов (!) в миллионах (!) заполненных деклараций? Как физически выполнить столь грандиозную задачу? Это – колоссальная работа, требующая огромных людских ресурсов и затрат времени. А ведь государство будет жёстко требовать от управлений соцзащиты проведения таких проверок. Хотя бы потому, что наши люди не отличаются честностью: для многих обмануть государство – «святое дело». Следовательно, количество недостоверных сведений в декларациях будет очень велико. Государство со своей стороны будет с этим бороться (к тому же, «подловить» гражданина на лжи – лишняя возможность лишить его субсидии и тем самым сэкономить бюджетные деньги). Нагрузка на органы соцзащиты значительно возрастёт, но они не могут заниматься только субсидиями – в УТиСЗН масса текущей работы по другим социальным выплатам, которые также требуют учёта каждой копейки, своевременного рассмотрения заявлений, соблюдения сроков назначения помощи и т.д. В итоге может сложиться серьёзная напряжённость в треугольнике «государство – органы соцзащиты – граждане».

Вероятно, после 1 мая нас ожидают очереди, скандалы, конфликты и прочие подобные «прелести», связанные с бюрократией, – то есть всё то, от чего и должна была избавить граждан «упрощённая» система субсидий. И удастся ли разрулить ситуацию без ущерба для всех сторон процесса – большой вопрос.

 Андрей ПОТЫЛИКО